Здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Вся работа по адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

Файлы: 1 файл

лесенка упеха.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Дифференцированный подход в физическом воспитании

 

 

            Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности  детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Экспериментальные занятия  включают следующие  виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами,  шарфами и т.д. Практика показала                 превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)

Каждое занятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников

 

 

 

Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:

  • Фактически не одно методическое пособие для воспитателя детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.
  • Не все научные разработки заканчиваются методическими рекомендациями, которые могли бы быть использованы в практической работе. С одной стороны расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, с другой – руководитель физического воспитания не всегда знает, как  внедрить здоровьесберегающую технологию, чтобы не нанести вреда здоровью ребенка; это затрудняет его работу и свидетельствует о необходимости методического сопровождения.
  • Условия, созданные в дошкольном учреждении для проведения физкультурно-оздоровительной работы зачастую неприспособленны.

 

       Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.

Это и является  спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной задачей  родителей и педагогов  дошкольного учреждения.

        Благодаря целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей, воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.            

         Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола. Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

 

 

 

2.4. Рекомендации для воспитателей,

инструкторов физической культуры и родителей

по воспитанию и обучению детей с учетом пола

 

 

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций, двигательной активности.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Делая замечание мальчику, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Делая замечание  девочки, помните о эмоциональной бурной реакции. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  9. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  10. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  11. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

 

 

  1. Бочарова Я. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.
  2. Ефименко Я. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999.
  3. Репина ТА. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. М., 1995.
  4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.
  5. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. — М.: Издательство МИПКРО, 2001.
  6. Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — М.: Сфера, 2007.
  8. Голицына Н.С., Щумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. — М.: Скрипторий 2003, 2007.
  9. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. —М.: Просвещение, 2002.
  10. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М: АРКТИ, 2000.
  11. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. — М.: Дрофа, 2000.
  12. Федорцева М.Б, Шелкунова Т.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие -  МОУ ДПО ИПК Новокузнецк ,2009.
  13. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта – М.: Илекса, народное образование;Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Представления родителей о качествах,

которые необходимо развивать и воспитывать у детей.

У мальчиков

У девочек

Независимо от пола

Мужественность

Смелость

Храбрость

Бесстрашие

Честность

Скромность

Аккуратность

Женственность

Мягкость

пластичность

Доброта

Ответственность

Трудолюбие

Коммуникабельность

Отзывчивость

Уверенность в себе

Самостоятельность

Вежливость


 

 

Приложение 6

 

Оценка родителями физической активности ребенка, %

 

Родители девочек

Родители мальчиков

Реальная

(какая  есть у ребенка)

Высокая

Средняя

Низкая

 

 

30%

60%

10%

 

 

70%

20%

10%

Идеальная

(какая  должна быть у ребенка)

Высокая

Средняя

Низкая

 

 

 

20%

80%

 

 

 

90%

10%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Сценарий спортивного досуга «Мама, папа, я — спортивная семья»

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствовать основные двигательные навыки (бег, прыжки, ползание) в подвижных играх и эстафетах.
  2. Дифференцированно оценивать действия детей: у мальчиков отмечать качество выполнения задания — четкость, ритмичность, правильность; у девочек — грациозность, гибкость, выразительность.
  3. Стимулировать двигательную самостоятельность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.

Место проведения: спортивный зал. 

Парад участников под музыку.

Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!

Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.

Родители

Всем ребятам наш привет!

И такое слово — спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать как здоровым стать!

Приучай себя к порядку — делай каждый день зарядку,

Смейся веселей, будешь здоровей!

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

 Спорт — помощник, спорт — здоровье,

Спорт — игра, физкульт — ура!

Все собрались, все готовы?

Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.

Ведущий

Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.

На команды разделитесь, в две колонны становитесь.

Участники делятся на две команды со своими эмблемами — «Бодрячок» и «Крепыш». Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Разберем мы пирамидку: раз -два-три - четыре - пять.

 А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.

«Собери пирамидку»

Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.

Ведущий

Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.

«Семейная эстафета с мячом»

Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.

Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.

Предлагаю в схеме разобраться

И построить полосу препятствий.

«Строители»

Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.

Ведущий

Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.

«Дружная семейка»

Преодоление полосы препятствий всей семьей.

Ведущий. Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.

«Наведи порядок»

Мамы и девочки убирают модули на место.

Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.

Информация о работе Здоровьесберегающих технологий в ДОУ