Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 15:37, курсовая работа
Вся работа по адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.
2.2. Дифференцированный подход в физическом воспитании
Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.
Экспериментальные занятия включают следующие виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами, шарфами и т.д. Практика показала превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.
В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)
Каждое занятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)
2.3. Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников
Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:
Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.
Это и является спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной задачей родителей и педагогов дошкольного учреждения.
Благодаря целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей, воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.
Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола. Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
2.4. Рекомендации для воспитателей,
инструкторов физической культуры и родителей
по воспитанию и обучению детей с учетом пола
Список использованной и рекомендуемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 5
Представления родителей о качествах, которые необходимо развивать и воспитывать у детей. | ||
У мальчиков |
У девочек |
Независимо от пола |
Мужественность Смелость Храбрость Бесстрашие Честность |
Скромность Аккуратность Женственность Мягкость пластичность |
Доброта Ответственность Трудолюбие Коммуникабельность Отзывчивость Уверенность в себе Самостоятельность Вежливость |
Приложение 6
Оценка родителями физической активности ребенка, % | ||
Родители девочек |
Родители мальчиков | |
Реальная (какая есть у ребенка) Высокая Средняя Низкая |
30% 60% 10% |
70% 20% 10% |
Идеальная (какая должна быть у ребенка) Высокая Средняя Низкая |
20% 80% |
90% 10% |
Приложение 7
Сценарий спортивного досуга «Мама, папа, я — спортивная семья»
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ
Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.
Место проведения: спортивный зал.
Парад участников под музыку.
Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!
Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.
Родители
Всем ребятам наш привет!
И такое слово — спорт любите с малых лет,
Будете здоровы!
Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.
Только надо знать как здоровым стать!
Приучай себя к порядку — делай каждый день зарядку,
Смейся веселей, будешь здоровей!
Спорт, ребята, очень нужен!
Мы со спортом крепко дружим!
Спорт — помощник, спорт — здоровье,
Спорт — игра, физкульт — ура!
Все собрались, все готовы?
Ну, тогда не ленись, на разминку становись!
Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.
Ведущий
Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.
На команды разделитесь, в две колонны становитесь.
Участники делятся на две команды со своими эмблемами — «Бодрячок» и «Крепыш». Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.
Внимание, внимание! Начинаем соревнование!
Разберем мы пирамидку: раз -два-три - четыре - пять.
А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.
«Собери пирамидку»
Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.
Ведущий
Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.
«Семейная эстафета с мячом»
Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.
Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.
Предлагаю в схеме разобраться
И построить полосу препятствий.
«Строители»
Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.
Ведущий
Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.
«Дружная семейка»
Преодоление полосы препятствий всей семьей.
Ведущий. Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.
«Наведи порядок»
Мамы и девочки убирают модули на место.
Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.