Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:22, реферат
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности
Введение 3
Понятие здоровья 4
Составляющие ЗОЖ 5
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ ЗОЖ у детей 10
Заключение 14
Список литературы
План
Введение
Понятие здоровья
Составляющие ЗОЖ
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ ЗОЖ у детей 10
Заключение
Список литературы
Введение.
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
В этих условиях проблема
сохранения и укрепления здоровья дошкольников
становится особенно актуальной. Сегодняшние
дети - это будущее государства. В рамках
государственной концепции сохранения
здоровья детей большое внимание уделяется
укреплению здоровья детей, и, прежде всего,
формированию здорового образа жизни
ребенка.
Здоровьесберегающий
характер обучения и воспитания особенно
важен в дошкольных образовательных учреждениях,
где ребенок получает базовые знания из
многих наук, в том числе и о своем организме,
на этом этапе происходит понимание и
принятие ребенком ценности здорового
образа жизни.
В настоящее время
проблемой формирования здорового образа
жизни занимаются ученые из различных
областей знаний: медицины и физиологии
В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков,
психологии О.С. Осадчук, экологии З.И.
Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская,
Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев,
О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В.
Понятие здоровья.
В.А.Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
В настоящее время
принято выделить несколько компонентов
(видов) здоровья:
Соматическое здоровье
- текущее состояние органов и систем
организма человека, - основу которого
составляет биологическая программа индивидуального
развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими на различных этапах онтогенетического
развития. Эти потребности, во-первых,
являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию
этого процесса.
Физическое здоровье
— уровень роста и развития органов
и систем организма, - основу которого
составляют морфофизиологические и функциональные
резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции.
Психическое здоровье
- состояние психической сферы, - основу
которого составляет состояние общего
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную
поведенческую реакцию. Такое состояние
обусловлено как биологическими, так и
социальными потребностями, также возможностями
их удовлетворения.
Нравственное здоровье-комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Показателями здоровья
являются:
Составляющие ЗОЖ.
Образ жизни
- тип жизнедеятельности
людей обусловленный особенностями общественно-экономической
формации. Основными параметрами образа
жизни являются труд (учеба для подрастающего
поколения), быт, общественно-политическая
и культурная деятельность людей, а также
различные поведенческие привычки и проявления.
Если их организация и содержание способствуют
укреплению здоровья, то есть основание
говорить о реализации здорового образа
жизни, который можно
рассматривать как
сочетание видов деятельности, обеспечивающее
оптимальное взаимодействие индивида
с окружающей средой.
С.В.Попов считает,
что образ жизни в значительной степени
обусловлен социально-экономическими
условиями, в то же время во многом зависит
от мотивов деятельности конкретного
человека, от особенностей его психики,
состояния здоровья и функциональных
возможностей организма. Этим, в частности,
объясняется реальное многообразие вариантов
образа жизни различных людей. Образ жизни
человека включает три категории: уровень
жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - это
в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения
материальных, духовных и культурных потребностей
человека. Под качеством жизни понимают
степень комфорта в удовлетворении человеческих
потребностей (преимущественно социальная
категория). Стиль жизни характеризует
поведенческие особенности жизни человека,
то есть определенный стандарт, под который
подстраивается психология и психофизиология
личности (социально-психологическая
категория).
Здоровый образ жизни
объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных
и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность
деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления
как индивидуального, так и общественного
здоровья.
Б.Н.Чумаков характеризует
здоровый образ жизни, как «активную деятельность
людей, направленную, в первую очередь,
на сохранение и улучшение здоровья. При
этом должно учитываться то, что образ
жизни человека и семьи не складывается
сам по себе в зависимости от обстоятельств,
а формируется в течение жизни целенаправленно
и постоянно. Формирование здорового образа
жизни является главным звеном первичной
профилактики в укреплении здоровья населения
через изменения стиля и уклада жизни,
его оздоровление с использованием гигиенических
знаний в борьбе с вредными привычками,
преодолением неблагоприятных сторон,
связанных с жизненными ситуациями». Отсюда
понятно, насколько важно, начиная с самого
раннего возраста, воспитывать у детей
активное отношение к собственному здоровью,
понимание того, что
здоровье - самая величайшая ценность,
дарованная человеку природой.
По современным представлениям
в понятие здорового образа жизни входят
следующие составляющие:
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем), дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
Перейдем к следующему
фактору здорового образа жизни, влияющему
на здоровье человека, к проблеме питания.
Правильная организация питания имеет
большое значение для развития детского
организма. Нормальный рост и развитие
ребенка зависят в первую очередь от того,
насколько его организм обеспечен необходимыми
питательными веществами. Правильное
питание является основным фактором в
предупреждении и лечении многих заболеваний.
В основу правильной
организации питания детей в различные
возрастные периоды должны быть положены
следующие основные принципы:
Следующий фактор здорового
образа жизни - закаливание.
Практически всем известно
изречение: «Солнце, воздух и вода - наши
лучшие друзья». И действительно, использование
этих естественных сил природы, использование
разумное, рациональное, приводит к тому,
что человек делается закаленным, успешно
противостоит неблагоприятным факторам
внешней среды - в первую очередь переохлаждению
и перегреву.
Закаливание - эффективное
средство укрепления здоровья человека.
Особенно велика его роль в профилактике
простудных заболеваний: закаленные люди,
как правило, не простужаются. Закаливание
повышает также неспецифическую устойчивость
организма человека к инфекционным заболеваниям,
усиливая иммунные реакции.
Закаливание обеспечивает
тренировку и успешное функционирование
терморегуляторных механизмов, приводит
к повышению общей и специфической устойчивости
организма к неблагоприятным внешним
воздействиям.
Успешность и эффективность
закаливания возможны только при соблюдении
ряда принципов, которыми являются:
- постепенность (повышать
силу закаливающего воздействия и продолжительность
процедуры нужно постепенно);
- систематичность
(закаливание будет эффективным, когда
осуществляется не от случая к случаю,
а ежедневно и без перерывов);
- комплексность - закаливание
будет наиболее эффективным, если в комплексе
используются все естественные силы природы:
солнце, воздух и вода;
- учет индивидуальных
особенностей при закаливании необходимо
принимать во внимание и рост, и пол, и
состояние здоровья, а также местные климатические
условия и привычные температурные режимы.
При закаливании детей
необходимо в первую очередь помнить,
что у них каждая закаливающая процедура
должна проходить на положительном эмоциональном
фоне, должна доставлять радость и удовольствие.
Положительные эмоции полностью исключают
негативные эффекты охлаждения. Наилучшим
способом достижения положительных эмоций
при закаливании детей является введение
в закаливающую процедуру элементов веселой
игры. Привлечение детей к закаливанию
служит пример родителей, отсюда понятна
важность действенность пропаганды закаливания
среди слоев населения.
Следующий фактор здорового образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Уход за кожей тела
(мытье рук перед едой, после прогулок,
при утреннем и вечернем туалете, ежедневный
теплый душ перед сном или теплая ванна)
должны стать естественной и неотъемлемой
процедурой посещение бани, должно стать
как средство закаливания (парная) и как
средство активного отдыха. В руководстве
по гигиене детей рекомендуется мыть голову
1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса
подходить нужно индивидуально и моющие
средства для волос следует подбирать
индивидуально, в зависимости от характера
волос и личными вкусами.
Уход за зубами является
неотъемлемой частью поддержания хорошего
здоровья. Гигиенические требования, предъявляемые
к одежде, направлены в первую очередь
на обеспечение нормального тепло- и газообмена
организма с окружающей средой, оптимального
уровня температуры тела и кожи, влажность
кожи, кожного дыхания. Достижение этих
требований может быть обеспечено использованием
для одежды материалов с определенными
физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость,
теплопроводность, влагопроводимость,
электроизуемость.
Следует с самого раннего
возраста воспитывать у детей гигиенические
навыки ухода за своей одеждой. Подбирать
обувь лучше всего точно по размеру: не
слишком тесную, но и не на вырост. Тесная
обувь причиняет боль, затрудняет походку,
нарушает рост и форму стоп. Необходимо
воспитывать у детей бережное отношение
к одежде и обуви. Положительные эмоции
являются неотъемлемой составляющей здорового
образа жизни. Для поддержания физического
здоровья необходимо психическое закаливание,
суть которого - в радости к жизни. Известно,
что основа работы по совершенствованию
своей психики самовнушение. Оно повышает
эмоциональный тонус, укрепляет уверенность
и силу воли. Психическая закалка стимулирует
и физиологические защитные механизмы:
иммунитет, функцию эндокринных желез.
Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие,
снижение эмоционального настроя способствуют
ухудшению самочувствия, расшатыванию
психического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует
также помнить, что в педагогике поощрение
считается более эффективным рычагом
воздействия на ребенка, чем наказание.
Учитывая вышеизложенное, напрашивается
вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем
и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ ЗОЖ у детей.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.