Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:22, реферат
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности
Введение 3
Понятие здоровья 4
Составляющие ЗОЖ 5
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ ЗОЖ у детей 10
Заключение 14
Список литературы
Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности.
Различные научные
исследования подтверждают наличие тесной
связи между типом формирующейся личности
и воспитательным потенциалом семьи. Семья
характеризуется непрерывностью и продолжительностью
воспитательных отношений между людьми
разного возраста, жизненного опыта, различных
личностных качеств, с разным социальным
статусом в обществе.
ДОУ - как общественный
институт не может заменить семью, решить
многие социально-экономические и материальные
ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный
потенциал, авторитет семьи посредством
организации продуктивных взаимоотношений
с родителями своих воспитанников. Основа
взаимодействия «семья – дошкольное учреждение»
определяется следующими направлениями:
повышение педагогического уровня знаний
родителей в период всего воспитания и
обучения детей в детском учреждении,
консультирование родителей по вопросам
воспитания психологами, согласование
воспитательных педагогических действий
педагогов и родителей, организация социально-педагогической
помощи семье, совместная выработка наиболее
адекватных направлений совершенствования
воспитания подрастающего поколения.
Повышение воспитательного потенциала
семьи по формированию здорового образа
жизни, возможно при условии положительно
направленного взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения. Такое взаимодействие
предполагает равноправные позиции педагогов
и родителей в воспитании, развитии личности
ребёнка.
Таким образом, под формированием здорового образа жизни в процессе взаимодействия семьи и ДОУ мы понимаем специально-организованный педагогический процесс, осуществляемый всеми субъектами воспитания, способствующий гармонизации индивидуальности личности дошкольника с позиций здоровьесбережения.
Педагогическое взаимодействие
семьи и ДОУ разнообразно, оно осуществляется
в ходе воспитательного процесса. Мы позволяем
заметить, что взаимодействие образовательного
учреждения и семьи по формированию здорового
образа жизни в отечественной науке и
практике является
незаконченной теоретической
структурой, хотя уже накоплен опыт и разработаны
различные формы работы с родителями.
В процессе педагогического
взаимодействия дошкольного учреждения
мы подчеркиваем важность валеологического
подхода.
Валеологической
подход основан на воспитании
у детей потребности в здоровье, формировании
у них научного понимания сущности здорового
образа жизни и выработки индивидуального
способа валеологически обоснованного
поведения.
Личностно-
ориентированный подход является основополагающим
и предполагает формирование у педагога-
воспитателя личностных и профессиональных
качеств. Личностный подход реализуется
при наличии гуманистической системы
воспитания. Личность ребенка и воспитателя
- главные критерии, наличия развития гуманной
воспитательной системы.
Средовой
подход заключается в том,
что руководство детско-родительскими
отношениями происходит в определенной
социокультурной среде, под влиянием факторов
и агентов социализации: (родители и педагоги).
Аксиологический
подход предполагает ценностную
направленность в педагогической деятельности,
ориентирует педагога на общечеловеческие,
национальные и профессиональные ценности
.
Таким образом, педагогическая деятельность - это сложное и многообразное явление, в осуществлении которого задействованы все участники педагогического процесса.
В соответствии с выше изложенным, педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни выступает как один из ведущих видов деятельности общества. Социальная обусловленность взаимодействия ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей тесно связана с жизнедеятельностью старшего дошкольника.
Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.
Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого.
Заключение.
Здоровье детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами в нашем исследовании, формирующими положительное отношение детей к здоровому образу жизни, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также профилактические мероприятия, направленные на здоровьесбережение у дошкольников. Задачами здорового образа жизни старших дошкольников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего "Я", возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений. Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни мы подошли к выводу, что подрастающее поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим целенаправленным педагогическим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Таким образом, здоровый образ жизни рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.
Список литературы