Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:28, реферат
Цель: разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи.
Задачи исследования:
Изучить подходы к понятию здоровье и здоровый образ жизни.
Дать характеристику молодежи, как объекту социальной работы.
Определить основные направления по здоровьесбережению молодежи.
Изучить технологии формирования здорового образа жизни.
Введение_________________________________________________________________2
1. Здоровый образ жизни и социальная работа: теоретический аспект_____________ _3
2. Понятия здоровья и здорового образа жизни ______________________________ __6.
3 Проблемы лишнего веса у молодёжи_____________________________________ _ 14
Список используемых источников______________________________________________17
Содержание:
Введение______________________
1. Здоровый образ жизни и социальная работа: теоретический аспект_____________ _3
2. Понятия здоровья и здорового
образа жизни ______________________________
Список используемых источников____________________
Введение
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью.
Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здравоохранение". Анализ состояния работы по формированию здоровьесберегающего образа жизни учащихся старших классов школ, студентов ССУЗов и ВУЗов РФ за период 2003-2005 гг. выявил слабые звенья в процессе воспитания и вскрыл возможные резервы его совершенствования. По данным медицинских учреждений, проводящих обследование абитуриентов, юноши и девушки приходят учиться в учреждения профессионального образования уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы пищеварения, нарушениями осанки - около 90% первокурсников испытывают трудности в учебной деятельности в результате ухудшения памяти, повышенной тревожности, такую статистику приводит Федеральное агентство по образованию на своем сайте.
На начало 2005-2006 учебного
года, по данным медицинской статистики
12,4% учащихся учреждений начального и
среднего профессионального образования
по состоянию здоровья отнесены к
специальной медицинской
Эта проблема затрагивает
все аспекты учебной и
Проблема заключается в поиске эффективных технологий с целью формирования здорового образа жизни молодежи.
Объект исследования: процесс здорового образа жизни у учащейся молодежи 15 - 18 лет.
Предмет исследования: Здоровьесберегаю
Цель: разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи.
Гипотеза исследования: формиро
Реализацию комплексной межведомственной программы;
Последовательное включение в программу молодежи с раннего возраста;
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
Изучить подходы к понятию здоровье и здоровый образ жизни.
Дать характеристику молодежи, как объекту социальной работы.
Определить основные направления по здоровьесбережению молодежи.
Изучить технологии формирования здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме; эмпирические: наблюдение, анализ документов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
1. Здоровый образ жизни и социальная работа
Молодежь, как объект социальной работы
Молодежный возраст, время
с 15 до 25 лет, в этот период человек
осознает свои потребности, способности
и интересы. Он вынашивает великие
планы, связанные с выбором профессии,
партнёра и вообще смысла жизни. Этот
период первых дерзаний позволяет ему
оценить, в какой степени способен
он владеть определёнными
Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшим. Внутри молодежи противоборствуют и существуют несколько поколений, исповедующих разные идеалы, ценность поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения неадекватны нормам ценностям другого. В свою очередь, возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, в частности выпуск всё разнообразней технологии компьютеров, аудио - и видеокассет, плееров и т.д. [9, с.223].
Современная молодёжь в российском обществе, а её возрастные границы принято считать в интервал от 15 до 30 лет, сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем:
сокращение численности
молодых людей и, следовательно,
старение населения, снижение роли молодёжи
как трудового ресурса
ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
молодёжная безработица;
падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий [9, с.223].
Не только наши, но и результаты международных исследований подтверждают, что молодые люди, становятся все более нацелены на материальный успех. Так происходит в США, Англии, Швеции, России и др. странах. В последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление, самовыражению или необходимость творчества, реализация способностей или желаний.
Столкнувшись с реальной
жизнью, многие молодые люди бывают
разочарованы, когда сразу не получают
того, чего ожидают. Хотя экономические
реформы неблагоприятно сказались
на российской молодёжи, она, кажется,
уже приспособилась или начинает
приспосабливаться к новой
В словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина раскрыты проблемы молодежи. Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления [31, с.123].
Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15-30 лет. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связаны с "жизненным стартом" - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной которая, напротив, затягивается, главным образом с ростом продолжительности учебы. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Молодежь испытывает трудности адаптации в трудовом коллективе - отсюда высокая молодежная текучесть.
Медленно осуществляется
профессиональный рост и продвижение
молодежи на руководящие посты. Ряд
социальных проблем молодежи связан
с досугом, общением, в том числе
сексуальными отношениями, образованием
семьи. Другой круг проблем связан у
части молодежи с недостаточной
материальной обеспеченностью (отсутствием
собственного жилья, легальных возможностей
дополнительных заработков). Вынужденное
использование материальной помощи
родителей не редко формирует
у части молодежи социальный инфантилизм.
Существование этих проблем привело
к тому, что у некоторых групп
молодежи труд перестал занимать важнейшее
место в структуре жизненных
ценностей, ослаблялась идентификация
со своей работой, трудовым коллективом,
предприятием, обществом, усиливались
потребительские установки. Особую
заботу общества составляют не всегда
благоприятные изменения в
Особую группу составляют
молодые люди в возрасте от 15 до 18
лет. В подавляющем большинстве
они являются учащимися школ и
учреждений профессионального образования.
Подростковый возраст - период бурного
и неравномерного роста и развития
организма, когда происходит интенсивный
рост тела, совершенствуется мускульный
аппарат, идет процесс окостенения
скелета. Несоответствие, неравномерность
развития сердца и сосудов, а также
усиленная деятельность желез внутренней
секреций часто приводят к некоторым
временным расстройствам
Центральным фактором физического развития в указанном возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.
Вместе с тем, как отмечают
Н.В. Дубровская и др., у многих молодых
людей оказывается
Кризисы молодежи связаны
с возникающими новообразованиями,
среди которых центральное
Интенсивно формируются
нравственные понятия, представления,
убеждения, принципы, которыми молодые
люди начинают руководствоваться в
своем поведении. Зачастую у них
формируется система своих
Одним из важнейших моментов в личности молодежи является развитие самосознания, самооценки у молодых людей возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству.
Тенденции в развитии характерологических особенностей заключаются в том, что от 15 к 18 годам заметно увеличиваются показатели общительности, легкости в общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в то же время отмечается тенденция к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности [26, с.240].
Таким образом, учащаяся молодежь в возрасте 15 - 18 лет, это особая социальная группа для которой характерен специфический комплекс проблем, порождаемый особенностями ее социального, экономического и правового статуса. В силу ограниченности ресурсов, несформированности жизненных установок, особенностей психического состояния именно молодые люди чаще оказываются в трудной жизненной ситуации, чем и объясняется необходимость социальной работы с данной группой. Следует отметить, что неразрешенные проблемы молодежи становятся основой для социального неблагополучия общества. Все это определяет значимость социальной работы с молодежью, в том числе и по формированию здорового образа жизни, как основы физического, социального и психологического благополучия общества.
Информация о работе Здоровый образ жизни и социальная работа