Здоровый образ жизни и социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Цель: разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежи.
Задачи исследования:
Изучить подходы к понятию здоровье и здоровый образ жизни.
Дать характеристику молодежи, как объекту социальной работы.
Определить основные направления по здоровьесбережению молодежи.
Изучить технологии формирования здорового образа жизни.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________________2
1. Здоровый образ жизни и социальная работа: теоретический аспект_____________ _3
2. Понятия здоровья и здорового образа жизни ______________________________ __6.
3 Проблемы лишнего веса у молодёжи_____________________________________ _ 14
Список используемых источников______________________________________________17

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятия здоровья  и здорового образа жизни

Идея гармоничного и здорового  развития подрастающего поколения  существует с древних времен. В  Древней Греции и Древнем Риме большое внимание уделялось закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. Так, для благоприятного воздействия  на духовные и физические силы человека Аристотель рекомендовал обращаться к  различным видам искусства и  считал, что это осуществляет синтез добра и красоты [7, с.34].

Большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что  под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и  восстанавливается гармония душевных способностей" [7, с.34].

Проблемы здоровья четко  вырисовываются в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что  основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или  травма.

В 25-30 гг. н.э. римский ученый и врач Корнелей Цельс обращал особое внимание на мероприятия, способствующие укреплению здоровья.

В своей книге "О медицине" он говорит, что "первым врачебным  средством является занятие гимнастикой, игра в мяч, бег, прогулка…"

В Древнем Китае, как можно  судить по "Трактату о внутреннем", профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. "Мудрый, - говорилось в этом трактате, - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?" [7, с.103].

Педагогическая мысль  эпохи Возрождения выдвинула  положение об особенностях психофизического развития ребенка, обосновавшее необходимость  гуманного отношения к нему, что  нашло наиболее яркое выражение  у великих гуманистов средневековья  и нового времени Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Эти  ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития [7, с.34].

Идеи деятелей эпохи Просвещения  нашли свое развитие в трудах отечественных  организаторов образования XVIII-XIX веков.

В работах М.В. Ломоносова содержатся общедидактические принципы образования детей и молодежи. В проекте "Регламента московских гимназий" он писал: "При обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство".

Русские просветители XVIII века, отвечая требованию времени - быстрой  подготовке квалифицированных специалистов, разрабатывали новые дидактические  подходы успешного обучения. Так, например, в учебнике Л.Ф. Магницкого "Арифметика сиречь наука числительная" математика освещалась применительно  к астрономии, навигации, т.е. к будущей  специальности учащихся. Научные  математические понятия автор раскрывал  на примерах, взятых из жизни, что способствовало осмысленному усвоению материала.

В.Н. Татищев, историк, просветитель, организатор профессионального  образования на Урале, разработал важнейший  педагогический документ - инструкцию "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах", в которой изложил основы не только профессиональной, но и общеобразовательной  подготовки юношества, требования к  учителю, его обязанности, вопросы  чему и как учить, правила поведения  в школе и дома.

В данной инструкции, по сути, впервые были изложены санитарно-гигиенические  требования к школе, включавшие в  себя обязанности поддержания чистоты  и тепла в школе, организации  места для хранения наглядных  материалов, режима работы, а также  возраста обучения.

В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад  внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать  первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке  и практике XX века [7, с.83].

В работе "Человек как  предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука  не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии.

Изучение психических  явлений, подчеркивал К.Д. Ушинский, "есть необходимые условия для  того, чтобы воспитание наше, сколь  возможно, перестало быть рутиною  или игрушкою случайных обстоятельств  и сделалось, сколь возможно же, делом  рациональным и сознательным". [26, с.83]

В педагогической антропологии К.Д. Ушинский раскрыл физиологические  и психологические процессы обучения. На этой основе он сформулировал целый  ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").

Научная деятельность В.М. Бехтерева  имела колоссальное значение для  последующих исследований в области  психологии и физиологии ребенка. В  работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость  формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш  взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать  в ребенке "тот бодрый дух, который  столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации  здоровьесберегающего образования.

Решение проблемы здоровья детей нашло отражение в государственных  документах молодого советского государства. Начиная с 1918 года был принят ряд декретов, направленных на сохранение здоровья детей: об организации детского питания, об охране здоровья, об удовлетворении потребности школ в земельных участках для игр, физических упражнений и сельскохозяйственного труда учащихся, о нормировании учебной деятельности школьников и др. [7, с.76]

Государственная политика в  области образования советского периода характеризовалась такими принципами, как всеобщность, бесплатность, обязательность. Школа была единообразной. Акцент делался на овладение обучаемыми знаниями, умениями, навыками. Школа  этого периода была ориентирована  на поступление выпускников в  вузы. Вместе с тем именно в этот период вопросы охраны здоровья начинают рассматриваться с позиции жесткого контроля над соблюдением санитарно-гигиенических  норм. В перечень функциональных обязанностей руководителя школы был включен  контроль над обеспечением исполнения санитарно-гигиенических правил и  норм в учебно-воспитательном процессе.

Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский  педагог В.А. Сухомлинский, который  отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и  поддающееся излечению только совместными  усилиями матери, отца, врача и учителя" [26, с.78]. Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучаемым (С.М. Громбах, Н.Б. Коростелев) [10, с.18].

Конец сороковых, начало пятидесятых  годов вновь ставят проблему формирования здоровья. Новая установка на гигиенический  аспект ЗОЖ была вызвана суровой  необходимостью послевоенного времени. Во многих публикациях того времени  подчёркивалась роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни, но авторы не предлагали ни концепций, ни механизмов формировании ЗОЖ школьников. Исследования этого периода акцентировали  внимание на необходимости создания оздоровительной атмосферы в  учреждениях образования.

Конец 1960-х и начало 1970-х  годов знаменуется широкой палитрой целевых работ по охране здоровья детей. Особое внимание следует уделить  пособиям, ориентирующим учителя  на понимание природы заболеваний  ребёнка, обучающегося в школе, на предупреждение фобий и дидактонервозов.

В шестидесятые - восьмидесятые  годы двадцатого века медицина была озабочена  увеличением детских заболеваний, вызванных несоответствием учебно-воспитательной работы гигиеническим требованиям. 1970-1980-е годы характеризуются быстрым  ростом числа исследований по вопросам гигиенического воспитания, охране здоровья обучающихся детей, самое серьёзное  внимание уделялось соблюдению гигиенических  требований к организации учебно-воспитательного  процесса, причём некоторые исследования были направлены на решение конкретных проблем, например, профилактики физиологических  отклонений.

Попытки привлечь работников образования к проблемам ЗОЖ  не увенчались успехами, прежде всего  потому, что исследования не давали моделей гигиенически здорового  учреждения школьного типа, не предусматривались  механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов  в обучающихся системах, и поэтому  до сих пор параметры гигиенического портрета учебного учреждения относятся  к прерогативе СЭС, врача, в лучшем случае - учителя физической культуры и директора школы. Остальные педагоги ответственности за здоровье детей как бы и не несут [15, с.73].

Лишь в начале 70-х годов  двадцатого века появляются научные  работы, предназначенные для гигиенического воспитания молодёжи. Ведущие учёные нашего государства не оставляли  без внимания и сохранения генофонда  нации. Именно поэтому самое серьёзное  внимание уделяется воспитанию здорового  ребёнка. Разрушительное влияние семьи  на здоровье ребёнка нашли отражение  в исследованиях М.Я. Студенина (1976), Л.М. Семёновой (1979), Д.Д. Шариповой (1981) и др. [42, с.93].

В 70-80-е годы ХХ века знаниево-ориентированная парадигма образования в условиях усиления информационного потока столкнулась на фоне общей тенденции акселерации детей с резким увеличением заболеваний учащихся. Это привело к быстрому росту числа исследований по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Берштейн, 1966, Г.А. Якимова, 1983), охране здоровья обучающихся (Е.Н. Кудрявцев, П.Д. Тищенко, 1989), самое серьезное внимание уделяется соблюдению гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, сохранению психического здоровья, методам коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.

Прежде чем обозначить современные подходы к пониманию  феномена здоровья и формированию модели поведения молодежи, ориентированной  на сохранение здоровья, необходимо дать исчерпывающее определение данного  термина.

Слово “здоровье" является одним из самых частых, которое  использует человек. Даже приветствие  при встречах и расставаниях мы связываем  с этим словом: “здравствуйте”, “будьте  здоровы" и другие. Но что же такое  “здоровье”? Самый простой ответ  гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни  влияет множество разнообразных  факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё  равно можно сделать многое, чтобы  прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни [3, с.28].

Понятие "Здоровье человека", на первый взгляд, представляется простым  и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого  состояния. Не случайно Ф. Энгельс в  своё время сделал очень простое  определение здоровья: "Здоровье - это то, о чём мы вспоминаем, когда  его нет".

На самом деле - это  одна из важнейших категорий человеческого  бытия. Известный отечественный  патофизиолог академик И.В. Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением является "практически здоров".

Здоровье и болезнь  человека представляют собой производные  окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать  как нечто независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных факторов, следствием преломления окружающей среды в  биологическом субстрате организма, сознательной ориентации на ведение  здорового образа жизни.

Установка на здоровый образ  жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического  воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста [с.23].

Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.

Наиболее перспективной  является направленность на сохранение здоровья молодежи путем организации  здоровьесберегающего образования (Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, Т.Ф. Орехова и др.).

Информация о работе Здоровый образ жизни и социальная работа