Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:31, реферат
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам
Введение
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени человек и его здоровье будет зависеть от физической культуры. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. / Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Физкультура и спорт. Москва. 1984./
Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. /Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», М., 1984/.
Понятие «здоровье».
Существуют
различные подходы к
1. здоровье – это отсутствие болезней;
2. «здоровье» и «норма» - понятия тождественные;
3. здоровье как единство морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических констант.
Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от неё, как синоним нормы.
Поэтому понятие «здоровье» можно
определить следующим образом: здоровье
– нормальное психосоматическое
состояние человека, отражающее его
полное физическое, психическое и
социальное благополучие и обеспечивающее
полноценное выполнение трудовых, социальных
и биологических функций. По определению
Всемирной организации
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни./ Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992./
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: условия жизни (стрессы, семья и пр.), искоренение вредных привычек, личную гигиену, физические упражнения в режиме дня и т.п.
Условия жизни
Слово «стресс» определяет состояние организма, при котором он пытается адаптироваться к сложным условиям жизни.
В современном обществе человек испытывает все большее психо-эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Требования социального окружения, противоречия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций. /Татьяна Золотова «Психология стресса», М., 2008г /
На начало стресса указывают постоянная усталость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначительным причинам, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, подводит память, появляется рассеянность.
На последствия стресса оказывают влияние условия жизни человека, его окружение. Если есть семья, близкие- стресс переносится легче. Стрессы большой силы или длительный хронический стресс могут способствовать развитию и прогрессированию как телесных, так и психических заболеваний. /Э.М.Рутман, «Надо ли убегать от стресса? », М., 1990г/
Влияние вредных привычек
Курение не только подтачивает
здоровье, но и забирает силы в самом прямом
смысле. Как установили советские специалисты,
через 5-9 минут после выкуривания одной
только сигареты мускульная сила снижается
на 15% , спортсмены знают это по опыту и
потому, как правило, не курят. Отнюдь не
стимулирует курение и умственную деятельность.
Наоборот, эксперимент показал, что только
из-за курения снижается точность выполнения
теста, восприятие учебного материала.
Курильщик вдыхает не все вредные вещества,
находящиеся в табачном дыме около половины
достается тем, кто находится рядом с ними.
Не случайно, что в семьях курильщиков
дети болеют респираторными заболеваниями
гораздо чаще, чем в семьях, где никто не
курит. Курение является частой причиной
возникновения опухолей полости рта, гортани,
бронхов и легких. Постоянное и длительное
курение приводит к преждевременному
старению. Нарушение питания тканей кислородом,
спазм мелких сосудов делают характерной
внешность курильщика (желтоватый оттенок
белков глаз, кожи, преждевременное увядание),
а изменение слизистых оболочек дыхательных
путей влияет на его голос (утрата звонкости,
сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно
опасно в определенные периоды жизни -
юность, старческий возраст, когда даже
слабое возбуждающее действие нарушает
нервную регуляцию. Особенно вреден никотин
беременным, так как приводит к рождению
слабых, с низким весом детей, и кормящим
женщинам, так как повышает заболеваемость
и смертность детей в первые годы жизни./
Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде
курения) - М.: Знание, 1977/.
Следующая непростая задача
- преодоление пьянства и алкоголизма.
Установлено, что алкоголизм действует
разрушающе на все системы и органы человека.
В результате систематического потребления
алкоголя развивается симптом болезненного
пристрастия к нему:
Личная гигиена
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов./ Попов С.В. «Валеология в школе и дома», СПб., 1997/
Мыть
голову рекомендуется 1-2 раза в 7-10 дней.
Не будет особого вреда для
волос, если мыть голову и чаще. Девушкам
и женщинам рекомендуется к решению
этого вопроса подходить сугубо
индивидуально, посоветовавшись с
косметологом. Что касается юношей,
то аккуратная, достаточно короткая прическа
будет выглядеть чисто и
После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой. Широко рекламируемые жевательные резинки, восстанавливающие кислотно-щелочное равновесие в полости рта, по всей вероятности, действительно могут являться средством профилактики кариеса, однако следует обратить внимание детей и подростков, что постоянное жевание резинки приводит к чрезмерному напряжению деятельности всех пищеварительных желез (слюнных, желудка, кишечника). Это может вызвать различные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы). Очищающее действие жевательной резинки продолжается в течение 3-5 минут после еды. Один раз в полгода следует посещать зубного врача./ Шелтон Г. Натуральная гигиена. СПб., 1993./
Физические упражнения в режиме дня
Прежде всего необходимо начинать свой день с утренней зарядки. Она облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Утренняя гимнастика—первый шаг на пути к спорту. Зарядка состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов, а также с гантелями, эспандерами, резиновыми бинтами, скакалками. Большую помощь в проведении утренней зарядки вам окажут комплексы упражнений, передаваемые по радио. Преподаватель физкультуры также подскажет, какие упражнения вам необходимы. Примерная продолжительность зарядки следующая: для учеников I—III классов— 10 мин, IV—VIII классов— 13—15 мин, IX—X классов, учащихся ПТУ и техникумов — 20—25 мин. Желательно выполнять упражнения на свежем воздухе или делать зарядку при открытой форточке.
Упражнения утренней зарядки делают в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает кровообращение и дыхание. Затем следуют упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. В конце выполняются бег и прыжки, которые усиливают кровообращение и дыхание и положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, успокаивающими деятельность органов кровообращения и дыхания. Физические упражнения во время утренней зарядки укрепляют все группы мышц, делают их эластичными. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы. Повышается работоспособность и сопротивляемость организма к воздействию внешней среды. После утренней зарядки необходимо принять душ.
Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует увеличивать нагрузку, постепенно усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп движений. Примерная продолжительность одного комплекса— 7— 10 дней. Запомните самое главное правило проведения зарядки: ее нужно делать постоянно, занятий не прерывать. Иногда не хочется вставать раньше и делать утреннюю зарядку. Проявите в этом случае силу воли, и после зарядки у вас обязательно улучшится настроение и общее состояние, останется удовлетворение тем, что вы смогли перебороть себя. А это уже немалый успех в самоутверждении, в проверке характера.
Существуют и другие формы занятий гимнастикой в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультурная пауза, физкультурная минутка, игра на большой перемене, физические упражнения после уроков в группах продленного дня.
Физкультурная пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от особенностей выполняемой работы и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (физкультурная пауза). Рекомендуются простые, наиболее доступные упражнения./ Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. 1989/