Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам

Файлы: 1 файл

1 (2).docx

— 33.71 Кб (Скачать файл)

Введение

             Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени человек и его здоровье будет зависеть от физической культуры. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. / Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Физкультура и спорт. Москва. 1984./

       Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.  /Васильева З. А., С. М. Любинская, «Резервы здоровья», М., 1984/.

        

Понятие «здоровье».

Существуют  различные подходы к определению  понятия «здоровье», которые можно  классифицировать следующим образом:

1. здоровье  – это отсутствие болезней;

2. «здоровье»  и «норма» - понятия тождественные;

3. здоровье  как единство морфологических,  психо-эмоциональных и социально-экономических констант.

      Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от неё, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно  определить следующим образом: здоровье – нормальное психосоматическое  состояние человека, отражающее его  полное физическое, психическое и  социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. По определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – состояние полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс  сохранения и развития его психических  и физиологических качеств, оптимальной  работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности  жизни./ Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992./

 

Здоровый образ жизни

      Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: условия жизни (стрессы, семья и пр.), искоренение вредных привычек, личную гигиену, физические упражнения в режиме дня и т.п.

 

Условия жизни

        Слово «стресс» определяет состояние организма, при котором он пытается адаптироваться к сложным условиям жизни.

              В современном обществе человек испытывает все большее психо-эмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей социальной жизни. Требования социального окружения, противоречия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций. /Татьяна Золотова «Психология стресса», М., 2008г /    

 

        На начало стресса указывают постоянная усталость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначительным причинам, депрессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызывает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, подводит память, появляется рассеянность.

 

     На последствия стресса оказывают влияние условия жизни человека, его окружение. Если есть семья, близкие- стресс переносится легче. Стрессы большой силы или длительный хронический стресс могут способствовать развитию и прогрессированию как телесных, так и психических заболеваний. /Э.М.Рутман, «Надо ли убегать от стресса? », М., 1990г/

        Стресс способствует тому, что из строя выходят ослабленные системы организма. Развитие таких заболеваний, как язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, гипертония способны ускорить длительный или сильный стресс. В результате появляются такие проблемы, как депрессивные или невротические, тревожные расстройства.

     Есть несколько видов стресса и выход из него:

  •         Стресс обстоятельств. Этот тип стресса периодически переживает каждый из нас - например, во время напряженной ситуации на работе, сдачи экзаменов. От таких стрессов мы только выигрываем, поскольку они заряжают нас энергией и вдохновляют, что помогает нам развиваться и действовать. В большинстве случаев такой стресс можно контролировать. Если вы ведете размеренный образ жизни, то во время такого стресса за свое здоровье можете не опасаться.
  •          Повышенный стресс. От такого стресса мы страдаем. Важно ограничить негативное внешнее воздействие, чтобы не навредить нашему физическому и психическому здоровью. Натуральные лечебные средства особенно полезны для снятия или предотвращения такого стресса. Однако помните, что натуральные средства эффективны только в сочетании со здоровым образом жизни.
  •         Хронический стресс. Конфликты, семейные проблемы, непосильные задачи на работе, проблемы с детьми и/или трудные жизненные условия могут привести к хроническому стрессу. Подобные неприятности подвергают риску ваше физическое и психическое здоровье. Если вы страдаете от такого стресса, вам необходимо обратиться к специалисту. / Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса»,М., 1983г/

 

Влияние вредных привычек

     Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15% , спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). 
 
       Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни./ Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения) -  М.: Знание, 1977/.

 
    Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симптом болезненного пристрастия к нему:

  • потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
  • нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. 
     
            Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечнососудистым заболеваниям и раку./ Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992./

 

Личная  гигиена

Сохранение  и укрепление здоровья невозможны без  соблюдения правил личной гигиены –  комплекса мероприятий по уходу  за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после  любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость  попадает подавляющее большинство  болезнетворных микроорганизмов./ Попов  С.В. «Валеология в школе и дома», СПб., 1997/

 

Мыть  голову рекомендуется 1-2 раза в 7-10 дней. Не будет особого вреда для  волос, если мыть голову и чаще. Девушкам и женщинам рекомендуется к решению  этого вопроса подходить сугубо индивидуально, посоветовавшись с  косметологом. Что касается юношей, то аккуратная, достаточно короткая прическа будет выглядеть чисто и опрятно  при мытье головы 1 раз в 3-4 дня. Моющие средства для волос также  следует подбирать индивидуально, сообразуясь с характером волос  и личными вкусами.

 

После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой. Широко рекламируемые  жевательные резинки, восстанавливающие  кислотно-щелочное равновесие в полости  рта, по всей вероятности, действительно могут являться средством профилактики кариеса, однако следует обратить внимание детей и подростков, что постоянное жевание резинки приводит к чрезмерному напряжению деятельности всех пищеварительных желез (слюнных, желудка, кишечника). Это может вызвать различные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы). Очищающее действие жевательной резинки продолжается в течение 3-5 минут после еды. Один раз в полгода следует посещать зубного врача./ Шелтон Г. Натуральная гигиена. СПб., 1993./

 

 

Физические  упражнения в режиме дня

        Прежде всего необходимо начинать свой день с утренней зарядки. Она облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Утренняя гимнастика—первый шаг на пути к спорту. Зарядка состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов, а также с гантелями, эспандерами, резиновыми бинтами, скакалками. Большую помощь в проведении утренней зарядки вам окажут комплексы упражнений, передаваемые по радио. Преподаватель физкультуры также подскажет, какие упражнения вам необходимы. Примерная продолжительность зарядки следующая: для учеников I—III классов— 10 мин, IV—VIII классов— 13—15 мин, IX—X классов, учащихся ПТУ и техникумов — 20—25 мин. Желательно выполнять упражнения на свежем воздухе или делать зарядку при открытой форточке.

 

Упражнения утренней зарядки делают в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает кровообращение и дыхание. Затем  следуют упражнения для рук и  плечевого пояса, туловища, ног. В  конце выполняются бег и прыжки, которые усиливают кровообращение и дыхание и положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, успокаивающими деятельность органов кровообращения и дыхания. Физические упражнения во время утренней зарядки укрепляют все группы мышц, делают их эластичными. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы. Повышается работоспособность и сопротивляемость организма к воздействию внешней среды. После утренней зарядки необходимо принять душ.

     Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует увеличивать нагрузку, постепенно усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп движений. Примерная продолжительность одного комплекса— 7— 10 дней. Запомните самое главное правило проведения зарядки: ее нужно делать постоянно, занятий не прерывать. Иногда не хочется вставать раньше и делать утреннюю зарядку. Проявите в этом случае силу воли, и после зарядки у вас обязательно улучшится настроение и общее состояние, останется удовлетворение тем, что вы смогли перебороть себя. А это уже немалый успех в самоутверждении, в проверке характера.

     Существуют и другие формы занятий гимнастикой в режиме дня: гимнастика до занятий, физкультурная пауза, физкультурная минутка, игра на большой перемене, физические упражнения после уроков в группах продленного дня.

     Физкультурная пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от особенностей выполняемой работы и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (физкультурная пауза). Рекомендуются простые, наиболее доступные упражнения./ Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. 1989/

Информация о работе Здоровый образ жизни