Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:56, доклад

Описание работы

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
1. Здоровый образ жизни и его ценность…………………………………………………………………………………… 3
2. Основы здорового образа жизни студента…………………………………………………………………………….. 5
3. Режим дня, как фактор здорового образа жизни студента…………………………………………………… 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………

Файлы: 1 файл

ФИЗРА.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)
Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  Государственное  БЮДЖЕТНОЕ  образовательное  учреждение
высшего  профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и Дизайна»

 

 

Институт менеджмента и внешнеэкономической  деятельности

РЕФЕРАТ

На тему : « Здоровый образ жизни студента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка гр. 2-ВД-45

Кравцова Е.А.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………  3

1. Здоровый образ жизни  и его ценность……………………………………………………………………………………   3

2. Основы здорового образа жизни студента……………………………………………………………………………..   5

3. Режим дня, как фактор здорового образа жизни студента……………………………………………………    7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………   9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мир подходит к третьему тысячелетию, имея в запасе как несомненные  достижения в науке, так и трагические  неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных  и известных заболеваний, научные  открытия атома — как смертоносного  орудия и т.д.).

Достигнув колоссальных успехов  в технике и науке благодаря  «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его (человечества) неограниченны и созидательные  способности будущих открытий никем  не спрогнозированы.

Особую актуальность в  последнее время приобретают  вопросы здорового образа жизни  молодежи. Отметим, что здоровый образ  жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться в духовном плане всеобщими законами вселенной. В социальном - особенными законами общества, в биологическом - индивидуальными законами своего организма.

Охрана здоровья студентов  традиционно считается одной  из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных  кадров тесно связана с укреплением  и охраной здоровья, повышением работоспособности  студенческой подростковой молодежи.

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное  воздействие окружающей среды, так  как их половое и физическое становление  совпадает с периодом адаптации  к новым, изменившимся для них  условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

В данной работе мы рассмотрим особенности здорового образа жизни  студентов.

1. Здоровый образ жизни и его  ценность

 

Образ жизни - биосоциальная  категория, интегрирующая представления  об определенном типе жизнедеятельности  человека и характеризующаяся его  трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального  и общественного поведения. Иначе  говоря, образ жизни - это "лицо" индивида, отражающее в то же время  уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует  помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни  различных людей. Образ жизни  человека включает три категории: уровень  жизни, качество жизни и стиль  жизни.

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством  жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

Если попытаться оценить  роль каждой из категорий образа жизни  в формировании индивидуального  здоровья, то можно заметить, что  первые две эквипотенциальны, т.к. носят  общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в  первую очередь зависеть от стиля  жизни, который в большой степени  носит персонифицированный характер и определяется историческими и  национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При  более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного  общества, каждая личность характеризуется  своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь  от воспитания.

Здоровый образ жизни  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в  основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать  первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим  относятся:

- образ жизни должен  быть возрастным;

- образ жизни должен  быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен  быть укрепляющим;

- образ жизни должен  быть ритмичным;

- образ жизни должен  быть аскетичным.

К социальным принципам можно  отнести:

- образ жизни должен  быть эстетичным;

- образ жизни должен  быть нравственным;

- образ жизни должен  быть волевым;

- образ жизни должен  быть самоограничительным.

Реализация этих принципов  весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к  желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие  составляющие:

- отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный  режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

В то же время сложившаяся  ситуация в современном мире не формирует  должной мотивации к здоровому  образу жизни. Действительно, большинство  людей знают, что курить, пить и  употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам.

 
2.Основы здорового образа жизни студента

 

Здоровый образ жизни  включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение  вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1. Плодотворный труд - важный  элемент здорового образа жизни.  На здоровье человека оказывают  влияние биологические и социальные  факторы, главным из которых  является труд.

2. Рациональный режим труда  и отдыха - необходимый элемент  здорового образа жизни. При  правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий  и необходимый ритм функционирования  организма, что создает оптимальные  условия для работы и отдыха  и тем самым способствует укреплению  здоровья, улучшению работоспособности  и повышению производительности  труда.

Следующим звеном здорового  образа жизни является искоренение  вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность  жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего  поколения и на здоровье будущих  детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых  опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с  курением непосредственно связаны  самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости  рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к  преждевременному старению. Нарушение  питания тканей кислородом, спазм  мелких сосудов делают характерной  внешность курильщика (желтоватый оттенок  белков глаз, кожи, преждевременное  увядание), а изменение слизистых  оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный  тембр, хриплость).

Следующей составляющей здорового  образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети  нашей страны, включая детей, имеет  лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни  сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона  физиологическим потребностям организма  в пищевых веществах. Питание  должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ  незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Первым правилом в любой  естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях  голода.

- Отказ от приема пищи  при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

- Отказ от приема пищи  непосредственно перед сном, а  также до и после серьезной  работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное  время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после  еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь  сбалансированного соотношения  пищевых веществ и незаменимых  факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания  и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание  обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и  продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно  соблюдать диету.

Кроме этого, необходимо учитывать  еще объективный фактор воздействия  на здоровье - наследственность. Это  присущее всем организмам свойство повторять  в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и  биологические ритмы. Одной из важнейших  особенностей процессов, протекающих  в живом организме, является их ритмический  характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового  образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими  упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных  возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как  важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и  выносливость. Совершенствование каждого  из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании  с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит  растущему организму надежный щит  против многих болезней.

Информация о работе Здоровый образ жизни