Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:36, реферат

Описание работы

Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей – композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…
Элементы здорового образа жизни………………………………
Формирование здорового образа жизни…………………………
Пропаганда здорового образа жизни………………………………
Заключение…………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.docx

— 420.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российский Федерации

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«Сибирский государственный  индустриальный университет»

 

 

 

 

Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики

Контрольная работа №1

 

 

 

 

Выполнил ст. гр. ЗСП -12

Казанцев В.О.

Шифр: 12112

Проверил: Метелёв

 Вячеслав Георгиевич

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………….…3 стр.
  2. Элементы здорового образа жизни…………………………………4стр.
  3. Формирование здорового образа жизни……………………………  5стр.
  4. Пропаганда здорового образа жизни…………………………………8стр.
  5. Заключение………………………………………………………….15стр.
  6. Список используемых источников…………………………………17стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей  привели к однозначному осознанию  и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых  людей – композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и  многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или  приобретенными заболеваниями. Но все  они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни  каждого человека.

Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную  жизнь и достойную старость.

Говоря о здоровье, мы изначально воспринимаем это понятие  как само собой разумеющееся и  не требующее дополнительных определений. Между тем, вопрос о том, что же собой представляет хорошее здоровье отнюдь не столь прост, каким он кажется на первый взгляд, и представляет большой научный и практический интерес.

О сложности этого вопроса  свидетельствует хотя бы то, что  в медицинской науке имеются  более сотни определений понятия  «здоровье», но ни одно из них не получило общего признания.

Наиболее авторитетным и  распространенным считается определение, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Оно гласит: «Здоровье  – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания  и физических дефектов». Однако, и это авторитетное определение вызывает критические замечания. И основное из них – с науковедческой точки зрения не может считаться безупречным определение, в формулировке которого присутствуют три понятия, определение которых само по себе требует пояснений и обоснований (болезнь, психическое и социальное благополучие). А чтобы быть здоровым нужно вести здоровый образ жизни, свой рассказ я начну с поговорки «В здоровом теле – здоровый дух».

 

 

 

 

Понятие об образе жизни

Здоровый образ  жизни — образ жизни человека, он складывается изо дня в день, из недели в неделю, из года в год, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ  жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни  общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни  рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Занятия физкультурой —  одна из основных составляющих здорового  образа жизни

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и  военного характера, провоцирующих  негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни  помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать  свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными  перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и  полную радостей жизнь.

 

 

Элементы здорового образа жизни

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них[3] считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);
  • отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

На физиологическое состояние  человека большое влияние оказывает  его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы  также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи  выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Тема здоровья детей сегодня  волнует всех. Проблема ухудшения  здоровья подрастающего поколения  в последние годы приобретает  все большую актуальность. У большинства  взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень  представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается  в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей осознанного отношения  к своему здоровью. От здоровья детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования  работы по укреплению здоровья.

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который  закладывается с детства на всю  жизнь. Для формирования душевного  комфорта необходимы знания о законах  развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Работая с детьми, я заметила что,  у детей, вновь пришедших  в детский сад из дома, отсутствуют  элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.  Вот поэтому, я решила углубленно работать над темой «Воспитание  культурно-гигиенических навыков, навыков  здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного  возраста».

Поставила перед собой  цель:

1) развивать интерес у  детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании;

2) учить малышей жить  в гармонии с собой и окружающим  миром;

3) развивать умение и  навыки безопасности жизнедеятельности  как средства личной защиты  и здорового образа жизни.

Известно, что самые прочные  привычки, как полезные, так и  вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у  ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Так как у детей не были сформированы культурно-гигиенические  навыки, мне нужно было научить  их правильно мыть руки. Сначала  мы с детьми рассматривали иллюстрации  «Последовательность мытья рук», использовали художественную литературу (« Водичка, водичка», «Чумазая девочка» и т.д.). Сама показывала, как правильно  намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что  во время мытья рук удаляется  не только грязь, но и микробы, которые  могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и  качество всех элементов навыка. Провела  открытие занятие для воспитателей детского сада на тему «Научим Хрюшу умываться», где дети закрепляли последовательность мытья рук.

Начиная с младшего возраста, рассказывала детям о том, что  необходимо бережно относиться к  игрушкам и вещам, учила преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца,  благодарить за работу и уход, чувство симпатии, дружелюбие к товарищам и взрослым. В ходе работы дети научились аккуратно  обращаться с игрушками, играть дружно, благодарить за помощь друг друга  и взрослых.

Со второй младшей группы дети научились  самостоятельно выполнять  элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать  на место после игры игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как  красиво и уютно стало у  нас в группе, потому что все  старались, учила детей видеть результат  труда.

Немаловажное значение имеет  формирование у детей умение самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем  виде, в предметах личного пользования, и сразу исправлять их, не ожидая напоминания. Обращала внимание на то, чтобы дети были опрятными, аккуратными, подтянутыми.

С целью ознакомления и  укрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности провела занятия  на тему «Хочу быть здоровым», «Осторожно лекарства»,  «Путешествия по организму  человека» и т.д..

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного  отношения к своему телу, ухода  за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а как правило самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.  Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. На занятиях дети  рассказывали друг другу, что они знают о болезнях, как они чувствовали, когда они болели, что именно у них болело. Давала элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту и что лекарство принимается только при назначении врача.

С детьми работали над проектами  «Я и мой организм», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины», «Полезная  и вредная еда»,  также проводились  беседы на темы «Режим дня», «Что такое  микробы», «Откуда берутся болезни» ,опыты(прослушивание пульса, ощущение вкуса и т.д.),  дидактические игры «Личные вещи», «Собери человека», «Крепкие-крепкие зубы», «Что для чего», «Береги свою кожу», «Чтобы уши слышали».

Понимая, что  достичь  успеха можно только в том случае, если меня поддержат родители, организовала ряд консультации («Как сформировать у детей правильное отношение  к своему здоровью», «Режим дня» и  т.д.), индивидуальные беседы,  во время  которых объясняла родителям, что  семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказывала, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома.

После этого родители сами  начали мне помогать, мы вместе с  ними изготовили много пособий, которые  использовали на занятиях. Детям было интересно заниматься с пособиями, которые изготовили их папы и мамы.

Со  старшей группы работа по здоровому образу жизни велась по перспективному плану. Дети знают  многое об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о  здоровье, чтобы не болеть, расти  крепким и здоровым.

Информация о работе Здоровый образ жизни