Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:37, реферат

Описание работы

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,
гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................................................3
Раздел 1. Здоровый образ жизни...............................................................................................4
1.1. Резервы организма.
1.2. Основные элементы здорового образа жизни.
1.3. Рациональное питание.
1.4. Закаливание
Раздел 2. Физкультура и здоровье............................................................................................8
2.1. Физические упражнения.
2.2. Гигиена физических упражнений.
2.3. Гимнастика.
2.4. Утренняя гимнастика.
Заключение ................................................................................................................................13
Список использованной литературы.....................................................................................15

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

2.2. Гигиена физических  упражнений.

На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области 
спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических 
упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, 
в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и 
разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению 
здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных 
достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не 
изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в 
целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит 
не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в 
мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении 
обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В 
тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и 
сердечнососудистая система. Занятия физическими упражнениями 
стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и 
уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает 
гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на 
открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный 
эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия 
проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие 
показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная 
ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода 
совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность 
к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. 
Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье 
отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой 
интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические 
нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, 
метеорологических факторов.

2.3. Гимнастика.

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних 
легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега 
потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той 
поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески 
“обнаженный” — “гимнос”; отсюда появилось слово “гимнастика”, к которой 
в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных 
физических упражнений и методических приемов, применяемых для 
всестороннего физического развития, совершенствования двигательных 
способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с 
зарядки.

“Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет”, — 
гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 
10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. 
Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к 
активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает 
заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не 
только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена 
производственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7—10 мин 
выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к 
предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после 
обеда) на предприятиях раздается звонок, останавливается производство и 
начинается 5—7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие 
выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические 
упражнения. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают 
утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Судите по себе: когда, занимаясь домашними уроками, вам приходится долго 
сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое 
движение — гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со 
временем возникает потребность изменить положение тела, “размять 
косточки” и хотя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза — 
большое подспорье, и рабочие многих профессий в течение смены выполняют 
по 3—5 индивидуальных физкультминуток.

Совсем иное дело — профессионально-прикладная гимнастика: регулярные 
занятия специально подобранными упражнениями предусматривают 
преимущественно развитие тех групп мышц и двигательных. Навыков, которые 
необходимы для более быстрого овладения трудовым мастерством в 
определенных профессиях.

А во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет — 
основная гимнастика. В ее программе — обучение прикладным двигательным 
навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодоление различных 
препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным 
гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике 
относится и так называемая оздоровительная гимнастика (та, что 
передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий 
на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо посещать занятия 
группы здоровья.

В тренировку каждого спортсмена непременно включаются занятия 
спортивно-вспомогательной гимнастикой, развивающей определенные 
физические качества, необходимые для разных видов спорта.

Составной частью физической подготовки в Вооруженных Силах является 
военно-прикладная гимнастика. Ее задача — всестороннее развитие 
физических способностей к быстрым действиям в военной обстановке с 
учетом специфики военных специальностей.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся 
мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из 
общеразвивающих упражнений с предметами — отягощениями (металлические 
палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные 
устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются 
занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую 
подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность 
поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, 
появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

В следующем подразделе мы подробнее рассмотрим утреннюю гимнастику.

2.4. Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна 
и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому 
работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система 
человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной 
активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в 
организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и 
функциональная активность различных органов постепенно повышается, но 
процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на 
работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и 
на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет 
беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от 
работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в 
активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа 
внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, 
давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - 
получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие 
необходимых человеку физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь 
гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее 
физическое состояние — залог успешной учебы и плодотворной работы. 
Физически подготовленному человеку по плечу любая работа. 

Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно 
приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с 
детского возраста.

Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только 
укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и 
приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и 
умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так 
как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и 
здоровья.

Однако, чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный 
врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Чрезмерное увлечение 
спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и тренера могут 
вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут 
вред.

Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, 
прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают 
гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться 
играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на 
лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век 
технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское 
хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих 
постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную 
деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела 
работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную 
недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. 
Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают 
благотворное влияние на производительность труда. У работников 
физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление 
наступает значительно позже, чем у не занимающихся. Многолетние научные 
исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных 
профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию. Труд с большим 
нервным напряжением, например труд летчиков, машинистов скоростных 
поездов, водителей автомобилей, требует специальной психофизической 
подготовки. Физкультура здесь большой помощник. 

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у 
молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, 
упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Физкультурой и спортом в нашей стране занимаются миллионы людей. 
Физическое воспитание, особенно молодежи, — дело государственной 
важности, и государство должно уделять ему большое и неослабное 
внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Григорьев А.Н. Лучник против атлета. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

2. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод 
общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

3. История физической культуры: Учебн. для пед. ин-тов// Под общ. ред. 
Столбова В.В.- М. Просвещение, 2003.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.- М.: Радуге,2007.

5. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

 

 


Информация о работе Здоровый образ жизни