Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 01:45, реферат

Описание работы

В своем реферате я как раз и постараюсь раскрыть основные понятия и составляющие здорового образа жизни. Возможно, изучение материалов по данной теме поможет мне переосмыслить многие моменты моей собственной жизни и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни…………………………………………………………………………..4
Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении учащихся к здоровому образу жизни. Формирование здорового образа жизни……………...7
Режим дня………………………………………………………………….8
Рациональное питание…………………………………………………….9
Рациональный режим труда и отдыха………………………………….11
Искоренение вредных привычек
3.4.1.Курение……………………………………………………………….15
3.4.2. Алкоголизм………………………………………………………….16
3.4.3. Наркомания………………………………………………………….16
Закаливание………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

здоровый образ жизни физра.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо также привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, к участию в походах. Ведь важным элементом начального звена этой системы является семья. Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [статья 18. Дошкольное образование].

Сегодня в основе взаимодействия семьи и педагогов лежит идея о том, что за воспитание детей  несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Не секрет, что у большинства родителей нет необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания у детей потребности к здоровому образу жизни. Поэтому педагогами и психологами важное значение придается повышению уровня культуры в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями.

Здоровый образ жизни  является также предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

В основу здорового образа жизни, Д.А. Изуткин, выделил ряд основных принципов:

  • здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
  • человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
  • здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
  • здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни  — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Здоровый образ жизни  предполагает: режим дня, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни.

Рассмотрим вышеперечисленные факторы, определяющие здоровый образ жизни, более подробно.

3.1.Режим дня

Режим дня у разных людей должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня.

В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий, прогулки, регулярность питания, чередование труда и отдыха, сон. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.

Важны также ежедневные прогулки, которые особенно необходимы в современных условиях, когда двигательная активность не только взрослых, но и детей все больше и больше снижается. Хорошо организованная прогулка, если к тому же она проводится всей семьей, имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Следует отметить, что пребывание на открытом воздухе, независимо от погоды, имеет большое оздоровительное значение. Чистый воздух способствует укреплению организма детей и взрослых, повышению его сопротивляемости инфекциям и простудным заболеваниям, улучшению обменных процессов. Кроме того, свежий воздух играет большую роль в жизнедеятельности организма, так как кислород, который поступает из воздуха, является еще и источником энергии. Учитывая это, желательно прогулки сочетать с подвижными играми. Это усиливает функцию дыхательной системы. У детей вырабатывается привычка находиться в хорошо проветренном помещении (дома, в классе и т.д.), не бояться сквозняков, свежего воздуха.

Необходимо также предусмотреть достаточное время для сна, для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма.

Сам режим является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

3.2.Рациональное питание

Рациональное питание или как сейчас принято говорить, здоровое питание, рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.

Как сказал Л. А. Фейербах «Человек есть то, что он ест». Каждый человек - это индивидуум и питание его должно быть организовано с учетом индивидуальных особенностей организма.

“Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством”1. Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

Когда мы говорим о питании, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии, т.е. соблюдаться умеренность в еде.

Избыточное питание очень быстро приводит к избыточной массе тела, другими словами - к ожирению. Последнее является фактором риска развития таких заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, а следовательно, развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Недостаточное и неполноценное питание приводит к снижению массы тела, что также плохо, так как может способствовать развитию онкологических заболеваний, туберкулеза и других заболеваний, связанных с нарушением функций иммунной системы.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен “содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества”2. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты. Также организму нужны витамины С, В, А, которые поступают только с пищей. Например отсутствие витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить: копчености, молочные продукты с высоким содержанием жира, соль, сахар, белые сорта хлеба, намного полезнее хлеб из муки грубого помола.

К сожалению, качество продуктов  питания оставляет желать лучшего. В пищевых продуктах используются большое количества биологически активных добавок, что наносит значительный вред и росту, и развитию организма. Так, например: пищевая добавка как глутамат или глутаминат натрия (Е-621, усилитель вкуса), который входит в состав практически всех пищевых продуктов. Примером могут послужить чипсы, которые признаны фактором номер один в развитии раковых заболеваний желудочно-кишечного тракта. В их составе нет ни одного грамма натуральных продуктов.

Красители и консерванты (Е-211, Е-102, Е-110, Е-122, Е-124), широко используемые пищевой промышленностью, также негативно влияют на настроение и поведение детей. Речь идет о синдроме гиперактивности. Дети с таким синдромом становятся практически неуправляемыми. Они не слышат ни родителей, ни педагогов, ни сверстников. Все это сопровождается немотивированными приступами неадекватного поведения, которые часто сопровождаются агрессией. Примером могут послужить, сладкие мармеладки, тянучки и газировки, которые вызывают язвенные колиты и язвенные гастриты.

Есть единственный способ избежать контакта с пищевыми добавками - покупать натуральные продукты и  готовить пищу самостоятельно, заправляя  натуральными приправами.

Также нужно придерживаться регулярности приема пищи в течение дня. Реально человек имеем традиционное 3-разовое питание (завтрак, обед и ужин) и к нему еще несколько, так называемых «перекусов» (2-й завтрак, полдник и перед сном). В качестве «перекусов» рекомендуются: стакан сока или фрукты, чай (кофе) с небольшим количеством печенья. На ночь - стакан любого кисломолочного продукта (кефир, йогурт, ацидофилин, ряженка и т.п.).

Основные  энергетические траты происходят, как  правило, в первую половину дня до 16 - 17 часов. Следовательно, в первую половину дня должно быть израсходовано до 70 %, остальные 30% энергетической ценности рациона должны приходиться на полдник, ужин и перекус перед сном. При таком распределении рациона основная часть пищевых ингредиентов, поступающих в организм, идет на компенсацию энергетических затрат, а не на создание жировых запасов.

Таким образом, сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. “Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить”3. Американские ученые предполагают, что такой переход должен осуществляться постепенно, примерно в течение года. Зато результат от такой перестройки организма сразу же даст себя знать – улучшится самочувствие, аппетит, нормализуется масса тела, увеличится физическая активность и, что самое главное, откроются новые возможности для самосовершенствования человека.

3.3. Рациональный режим труда и отдыха

Труд является истинным стержнем и основой режима здоровой образа жизни человека. Систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.

Рассмотрим периоды работоспособности человека в течение суток (это необходимо для правильного самостоятельного планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут различной направленности):

1 период - от 7.00 до 9.00 для занятий физическими упражнениями не очень благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбуждения также очень низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы и минуты, направленные на возбуждение нервной системы, дыхательную и глазную гимнастику.

2 период – 9.00-12.00 наиболее благоприятен для занятий физическими упражнениями. В это время лучше всего и планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями для развития физических качеств.

3 период – 13.00 –  16.00 часов дня как правило снижается работоспособность человека. В это же время, если человек устал, то у него может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходимо выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения нервной системы, глазную и дыхательную гимнастики.

4 период – 16.00 –  19.00 вновь повышение работоспособности организма. Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физические качества.

5 период- 19.00 – 21.00 подготовка ко сну. В этот период необходимо избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообразно снижение возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.

В перенапряжениях и  переутомлениях человека виновен не сам труд, а неправильный режим  труда. Мы жалуемся на усталость, нам всегда чего-то не хватает. Но что такое усталость? Если смотреть с точки зрения физиологии, то это защитная реакция организма человека. Таким образом идет предохранения от чрезмерного напряжения.

Но если суммировать  опыт многих людей, то можно увидеть  причину усталости в ином. “Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а от того, что плохо работают”, — сказал Введенский Н. Е.

Если мы работаем без интереса, то намного быстрее истощаем свой организм. Порой, скука может вызвать  усталость в большей степени, чем значительная физическая нагрузка. Поэтому правильное и умелое распределение сил во время выполнения работы как физической, так и умственной является главным фактором правильной организации режима труда

Так например, дети школьного возраста утомляются во время учебной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, наступает торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей.

Простейший способ профилактики нарастания утомления при работе — перерывы для отдыха - проведения физкультминуток. Физкультминутки следует проводить во второй половине урока. В зависимости от особенности утомления необходимо подбирать комплексы. Например в случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе длительное время, целесообразно применить комплексы, направленные на расслабление загруженных мышечных групп, а так же направленные на нормализацию мозгового кровообращения.

 (комплекс упражнений физкультурных минуток см. в приложении).

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Очень важно правильно организовать отдых вне работы: это ежедневное послерабочее время, два выходных дня в неделю и ежегодный отпуск.

Информация о работе Здоровый образ жизни