Значение физической культуры в гармоничном развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.
Люди начали осознавать, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения своего здоровья и развития как личности, со всеми присущими ему чувствами и качествами, в целом. Рассмотрим ниже влияние физической культуры на эстетическое, психологическое и политическое воспитание человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Влияние физической культуры на эстетическое воспитание человека……...4
Влияние физической культуры на психологическое воспитание человека…7
Влияние физической культуры и спорта на патриотическое воспитание человека………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………….….14

Файлы: 1 файл

Значение физической культуры в гармоничном развитии человека.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  торгово-экономический университет

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Физическая  культура»

Тема: «Значение физической культуры в гармоничном развитии человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Влияние физической культуры на эстетическое воспитание человека……...4

Влияние физической культуры на психологическое воспитание человека…7

Влияние физической культуры и спорта на патриотическое воспитание человека………………………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………...13

Список использованной литературы……………………………………….….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

     Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.

    Люди начали осознавать, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения своего здоровья и развития как личности, со всеми присущими ему чувствами и качествами, в целом. Рассмотрим ниже влияние физической культуры на эстетическое, психологическое и политическое воспитание человека.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                  3

Влияние физической культуры на эстетическое воспитание человека

     Занятия физическими упражнениями  создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения,  воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств,  вкусов  представлений,  способствует проявлению положительных эмоций,  жизнерадостности,  оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).

     Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности,  позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное,  стремится к нему.

     Человек с развитым эстетическим вкусом,  как правило,  стремится создавать эстетические ценности,  осуществляя эстетическую деятельность,  которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).

     Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека,  а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

     Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

1. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.

2. Воспитание эстетического  восприятия и чувства, т.е.  способности воспринимать и переживать  прекрасное. Эстетическое восприятие  эта своеобразный вид "живого  созерцания" действительности. Оно  требует установления   чувственного  контакта с предметами и явлениями,  окружающего мира.

3. Восприятие эстетических  понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только  воспринимать,  и оценивать и  понимать прекрасное. Эстетический  вкус  предлагает и развитие способности создавать прекрасное.

4. Восприятие эстетических  идеалов, т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.                       4

5. Развитие творческих  эстетических способностей в  различных видах деятельности.

     Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться,  понимать красоту в ее многообразных проявлениях,  но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого (Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

     В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.

     Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного: понимания физического совершенствования как  процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

     Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности (Г.И. Королева, Г.А. Петрова, 1984). 

     К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

- разнообразные виды самого ФВ,  где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного;

- праздники,  выступления;

- природные и гигиенические условия;

- обстановка на занятиях, использование музыки и произведений искусства и т.д.

                                                                                                                                                                           5

     Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется следующими методами:

- эмоционально – выразительное объяснение ФУ,  образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

     Известно,  что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т.п. (В. Кирсанов, 1984).

      Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им  с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категории, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность (Е.А. Маймин, 1982).

     Предметом изучения эстетики физической культуры может являться – эстетическое содержание и эстетические ценности;  законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986).

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6138

                                                                                                                                                                            6

Влияние физической культуры на психологическое воспитание человека

    Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле — здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно.

    Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

     Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда.

     Рассмотрим влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося.

     В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.                           7

     При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

     В переводе с древнегреческого психология означает "наука о душе". Однако по мере развития этой науки объектом изучения постепенно стала не душа, а ее проявления – психические явления.

     Отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания. Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группе учащихся. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности.

     Исследования, в которых сравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом, показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердость характера и самоконтроль.

     В процессе тренировок совершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни.

     Высказываются различные мнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к трудностям. 8 В подтверждение приводятся сведения о том, что регулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок, считая их неприятными.

Информация о работе Значение физической культуры в гармоничном развитии человека