Значение гимнастики в физическом воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Файлы: 1 файл

на весну физ-ра готова.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Физическая культура»

тема: «Значение гимнастики в физическом воспитании детей».

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка заочного отделения 

I курса, группа 111 – 2012

специальность 050144

«Дошкольное образование» 

Таюрская А.В.

 

Проверил:

преподаватель физической культуры  Басхалов К.Р.

 

 

 

 

 

Оценка_____________

Подпись преподавателя____________

 

 

 

 

 

Ангарск 2013г.

 

Введение

 

Гимнастика имеет большое  оздоровительное значение при условии  систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять  утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной  деятельности, формирование физического совершенства.

Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям  красоту, грациозность, точность. Она  обеспечивает развитие и психофизических  качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует  волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической  задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных  деформаций тела, воспитание умения владеть им.

Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.

Сама по себе гимнастика является важнейшим методом физического воспитания.

Наиболее важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является правильная организация физического  воспитания. Общие задачи физического  воспитания детей младшего дошкольного возраста следующие:

 

•  охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального  функционирования всех органов и систем организма;

•  обеспечение своевременного и полноценного физического развития;

•  развитие движений;

•  обеспечение бодрого  уравновешенного состояния ребенка;

•  воспитание культурно-гигиенических  навыков.

 

Важную роль в организации  гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается  умение оценить свои двигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности. Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных  заданий, применение анализа и синтеза  движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческое их использование.

 

  1.   Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

 

Термин «гимнастика» впервые  появляется у древних греков в  период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в  древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и  у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером.

Гимнастические упражнения в России существовали с древних  времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые  обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического  воспитания людей и занимает в  ней важное место. Она популярна  благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество  самых разнообразных простых  упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными  средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств  человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

Гимнастика стала сегодня  подлинно народным средством физического  воспитания. В нашей стране ежедневно  занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в  программах физического воспитания дошкольных учреждениях, школах, высших и средних учебных заведений.

Гимнастика в дошкольных учреждениях - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Содержание основной гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Основные движения - это  жизненно необходимые для ребенка  движения, которыми он пользуется в  процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Формирование основных движений - одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с  раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему  совершенствованию его личности.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

 

1)  сознательно управлять  своими движениями;

 

2)  самостоятельно наблюдать  и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный  способ реализации двигательного  поведения применительно к конкретным  условиям взаимодействия с окружающими;

 

3)  понимать особенности  каждого вида основных движений, преимущество их использования;

 

4)  навыкам точных мышечных  ощущений правильного выполнения  движения, творческому использованию  этих движений в повседневной  жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения.

 

В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения  саморегуляцией движения. Анализируя и сопоставляя результаты движений, ребенок, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, способен делать простейшие обобщения, выделять наиболее эффективные способы  выполнения, осознанно их применять  с учетом конкретных условий. При  правильной организации обучения движению старшие дошкольники способны оценивать  как свои собственные достижения, так и достижения своих товарищей.

Основные движения делятся  на циклические и ациклические.

 

Циклическими называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся различные локомбции, в том числе ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т.п. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. Автоматизация двигательной деятельности характеризуется тем, что при выполнении привычных, повторяющихся действий человек заранее не обдумывает каждый их элемент, мельчайшие детали, мысли человека в это время могут быть заняты чем-либо другим.

Последовательность циклов, связанная с чередованием движений и соответствующими мышечными ощущениями при повторении их, вырабатывает ритм данного движения.

 

Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.

 

Построение движений направлено на то, чтобы каждое предшествующее основное движение подготавливало кору больших полушарий головного  мозга и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего.

Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие  в различные манипуляции с  мячом, метанием и ловлей. Манипуляции  с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.

 

«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая  заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.

 

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных  мышечных групп и всей мышечной  системы: устранение и предупреждение  функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

 

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому  физическому развитию, воспитанию  силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности  движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми  в быту, трудовой деятельности.

 

3. Воспитательные  задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств:  смелости, решительности, целеустремленности, на­стойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».

 

  1. Виды гимнастики и их характеристика

 

В системе физического  воспитания ребенка дошкольного  возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней  относятся - основная гимнастика, гигиеническая  и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные  детям и направленные на повышение  их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

 

Основная гимнастика. Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

В связи с особенностями  развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений—общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе.

В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения.

Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется  нервно-мышечный аппарат.

Гимнастика позволяет  подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп  мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют  образованию навыков различной  сложности и тем самым предъявляют  высокие требования к нервной  системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями  исходных положений.

 

Гимнастические упражнения могут быть:

 

а) динамичными (направленными  на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны  с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).

 

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые  при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

 

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных групп детей.

 

Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

 

Художественная  гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.

Информация о работе Значение гимнастики в физическом воспитании детей