Значение гимнастики в физическом воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Файлы: 1 файл

на весну физ-ра готова.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной  скоростью и различным напряжением  мышц.

      В художественной гимнастике широко используется художественное движение - система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

 

К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. - "подымающийся вверх"). В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте. В раннем возрасте акробатические движения выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем).

 

Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма.

Ритмическая гимнастика в  дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную  часть физкультурных занятий  или как ритмические блоки  в основную их часть и другие виды деятельности.

 

Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.

 

  1. Методика проведения упражнений по гимнастике в детском саду

 

Бег на 30 м.

 

Цель: определить развитие физического  качества - быстроты

 

Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка  длиной не менее 40 м.).

 

Оборудование: секундомер. Исходное положение: высокий старт.

 

В начале дорожки обозначают стартовую черту, а через 30 м - финишную. За линией финиша (на 7-8 м от нее) ставят флажок на высокой подставке или  любой другой хорошо видный и яркий  предмет. Ребенок получает задание  пробежать мимо финиша как можно  быстрее до этого ориентира, чтобы  предотвратить замедление перед  финишем.

 

Перед началом бега подаются подготовительные команды:

 

"На старт!" - ребенок  подходит к черте и занимает  удобную для начала бега позу: становится лицом по направлению  бега, выставив одну ногу несколько  вперед носком к стартовой  линии, другую - назад, туловище  выпрямлено, руки свободно опущены  вдоль тела, голова держится прямо.

"Внимание!" - ребенок  слегка сгибает обе ноги, подается  вперед, несколько сгибает руки (может  держать их свободно опущенными  вниз), смотрит вперед (на 4-5 м)

"Марш" - срывается с  места и бежит в полную силу  до обозначенного места за финишем.

Подающий команду к  бегу стоит за линией старта. Одновременно с командой "Внимание!" он поднимает  флажок вверх, а затем вместе с  командой "Марш" резко опускает его вниз, включает секундомер и  выключает его в момент, когда  ребенок пересекает финишную линию грудью.

Результат фиксируется с  точностью до 0,1 сек, громко объявляется  и заносится в протокол. Если дистанцию  пробегают одновременно двое, то результаты фиксируются двумя секундомерами.

Пробежав дистанцию, ребенок  возвращается к линии старта спокойным  шагом. Повторный пробег им дистанции  проводится через 3-4 забега.

 

Челночный бег (3 на 10 м.)

 

Цель: определить уровень  развития ловкости, координацию движений.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: секундомер, зрительные ориентиры (кубики). Исходное положение: высокий старт.

 

Челночный бег - бег по 10-метровой прямой с двумя возвращениями (общая  дистанция 30 м). На одном конце площадки кладут два кубика, на другой ставят стул или скамейку. С учетом особенностей дошкольника можно предложить игровое  задание: взяв один кубик, ребенок бежит  на другой конец площадки, кладет кубик, бежит за вторым, переносит его  и останавливается. Показатель ловкости - время, затраченное на выполнение задания. Результат фиксируется  с точностью 0,1 сек.

 

Бег на выносливость

 

5 лет - 90 м, 6 лет - 120 м, 7 лет - 150 м.

 

Цель: определить способность  длительно выполнять двигательную деятельность без снижения ее эффективности.

 

Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка).

 

Оборудование: секундомер.

 

Исходное положение: высокий  старт.

 

Контрольные испытания проводятся на воздухе. Дети бегут на перегонки  парами (подобрать пары, равные по уровню физической подготовленности и скорости бега). Каждый ребенок бежит в  силу своих возможностей. Дается одна попытка. Желательно, чтобы старт  и финиш находились в одном  месте.

 

Бросок набивного  мяча из-за головы.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых качеств (развитие силы

мышц плечевого пояса  и умение приложить необходимое  усилие в движении).

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: стоя, слегка расставив ноги.

 

Ребенок, стоя у линии, начерченной  на полу (земле), бросает мяч двумя  руками из-за головы как можно дальше. Для большей результативности перед  ребенком следует поставить цель: начертить линию, куда надо добросить  мяч. Качество броска: соблюдение направления  при броске (вперед, вниз, вверх). Тест можно использовать для детей 4-7 лет.

 

Метание мешочка  одной рукой на дальность.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых  качеств.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал детского сада.

 

Оборудование: мешочки с  песком массой 15-200 г., рулетка.

 

Исходное положение: левая  нога впереди, (правая сзади при метании  правой рукой) и наоборот. Мешочек  с песком держат в правой (левой) руке, опущенной вниз.

Ребенок стоит у линии, начерченной на полу или земле. Воспитатель  должен объяснить и показать задание. Ребенок, приняв исходное положение, метает мешочек от плеча (выполняет три  броска вначале одной, а затем  другой рукой в произвольном темпе).

Для удобства измерения дальности  броска дорожку шириной примерно 3-5 м. Длинной 10-15 м размечают поперечными  линиями на расстоянии 0,5-1 м одна от другой. На каждой линии указывают  число, соответствующее расстоянию в метрах от исходной черты.

      Измерив расстояние от ближайшей к месту падения мешочка линии, определяют дальность броска. Замер делают с точностью до 1 см, используя рулетку.

 

Прыжки в  длину с места.

 

Цель: определить развитие скоростно-силовых  качеств.

 

Место проведения: спортивная площадка на участке или спортивный зал дет. сада.

 

Оборудование: рулетка.

 

Исходное положение: узкая  стойка, ноги врозь. Техника движения: полуприсед и мах руками назад, затем  резко вперед; тяжесть тела слегка перенести на переднюю часть стопы. Энергично оттолкнуться ногами, руки вперед вверх, в полет надо согнуть  ноги, подать туловище вперед и прыгнуть как можно дальше с мягким приземлением на обе ноги и остаться на месте, не отрывая ноги от пола.

На земле, на полу, проводят черту, на ковре кладут шнур длиной 2-3 м. Ребенок стоит у черты (шнура), касаясь ее носкам. Ему предлагают прыгнуть как можно дальше. При  этом перед ребенком обязательно  ставят цель: допрыгнуть до другой отметки, что обеспечивает наилучшие результаты в прыжке.

При выполнении прыжка учитывают  расстояние от черты (шнура) до пятки  ребенка в момент приземления. Приземление  должно совершаться на мягкий грунт  или мат. Результат прыжка измеряют сантиметровой лентой или указкой (двухметровой планкой с сантиметровой  разметкой). Ребенок выполняет три  попытки подряд.

Записываются все результаты, учитывают лучший.

 

Наклон вперед.

 

Цель: определить уровень  развития гибкости.

 

Место проведения: групповая  комната, спортивный зал.

 

Оборудование: измерительная  лента.

 

Исходное положение: сидя на полу, ноги прямые, слегка разведены  в стороны на ширину 10 см, коленные суставы прижаты к полу. Ноги - на измерительной ленте, пятки - на уровне нулевой отметки. Сидеть так, чтобы  минусовые деления шли к туловищу, а плюсовые - от пяток вперед.

Подняв руки вверх дети медленно делают три наклона вперед. При выполнении упражнения нужно  вытянуть руки как можно дальше. Воспитатель, стоя справа от ребенка  и положив на его спину кисть  левой руки, помогает выполнить ему  низкий наклон, слегка надавливая на спину  ребенка, а правой рукой прижимая его колени к полу.

 

Если у ребенка низкий результат, воспитатель проверяет  рельеф его спины для определения  осанки.

 

Заключение

 

Физическое воспитание детей  дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков  и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Психические процессы, такие  как память, мышление, восприятие, воображение  и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических  процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной  инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.

Очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Задачи физического воспитания решаются в единстве и способствуют всестороннему  воспитанию ребенка, направленному  на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую  готовность к труду и учебе в школе.

Физкультурные занятия способствуют передаче дошкольникам общественно-исторического  опыта и культуры выполнения движений, выработанной человечеством. Групповой  способ выполнения физических упражнений успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического  воспитания. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога и  музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством  воспитания дисциплинированности и  методом подготовки дошкольников к  занятиям в школе.

 

 

 

Список литературы

 

      1. Физическая  культура студента. Учебник для студентов вузов. Под общ. ред. В.И Ильинича – М.: Гардарика,1999.

 

2. Гавердовский, Ю.К. Техника  гимнастических упражнений: Попул.  учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.

 

     3. Виленский И.Я. Физическая  культура – М.П. 2002.

 

4. Глазырина, Л.Д. Методика  физического воспитания детей  дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

 

5. Глазырина, Л.Д. Физическая  культура дошкольникам: Младший  возраст: Пособие для педагогов  дошк. учреждений. - М.: Владос, 1999. - 272 с.

 

      6. Колокатова Л.Ф. Сбалансированная система показателей в организации физического воспитания студентов / Л.Ф. Колокатова, Т.А Петухова., М.М. Чубаров; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2006.

 

7. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.

 

8. Кожухова, Н.Н. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 316 с.

 

9. Маланов, СВ. Развитие умение и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретич. и метод, материалы: Учеб. - метод, пособие/ СВ. Маланов. - Рос. Акад. образования. Москов. психолого-социальный ин-т. - Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001. - 160 с.

 

10. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ В.А. Андерсон. - М.: Просвещение, 1991. - 63 с.

 

11. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 64 с.

 

 

 


Информация о работе Значение гимнастики в физическом воспитании детей