Асоциальные тенденции в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Какими навыками должен обладать будущий лауреат Пулитцеровской премии, на какие стороны своего «я» нужно прежде всего делать акцент, какие качества позволят подняться на высший уровень журналистики и сохранить свое истинное лицо - вот основные вопросы исследования.
Для формирования четкого представления о положении в средствах массовой информации я в 1 главе своего исследования рассмотрю основные положения требований украинского медиарынка, изучу специфику журналистского образования. Во 2 главе я сопоставлю картину украинской журналистики с таковой в России, США и некоторых европейских странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1 Понятие журналистика……………………………………………………...4
1.2 История возникновения и развития журналистики……………………...8
ГЛАВА II. АССОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ : ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
2.1 Тенденции журналистики…………………………………………………..16
2.2 Причины и последствия асоциальных тенденций в журналистике…….20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЫНКА ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ГАЗЕТЫ «ЖЕЛТЫЙ МАЛЫШ»
3.1 Характеристика и анализ газеты…………………………………………..23
3.3 Рекомендации……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.

    1.  Понятие журналистика……………………………………………………...4
    2. История  возникновения и развития журналистики……………………...8

ГЛАВА II. АССОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ : ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

2.1 Тенденции журналистики…………………………………………………..16

2.2 Причины и последствия  асоциальных тенденций в журналистике…….20

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЫНКА ЖЕОТОЙ ПРЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ГАЗЕТЫ «ЖЕЛТЫЙ МАЛЫШ»

3.1 Характеристика и анализ газеты…………………………………………..23

3.3 Рекомендации……………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….41

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последнее время журналистика во всем мире изменилась радикально: средства массовой информации стали значительной и объемистой отраслью - медиаиндустрией. Изменился облик массовой коммуникации в целом: кроме привычных каналов распространения информации - печати, радио, телевидения - активно используются новые информационные технологии. Создана информационно - коммуникационная промышленность, в которой появились и работают совершенно новые отрасли, такие как реклама, паблик рилейшнз, маркетинг. Возник новый вид распространения журналистской продукции - электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телевизионные каналы, радиостанции, газеты и журналы. Появились электронные информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщения новостей с телевидением. Активно развивается инфраструктура журналистики, создаются объединения распространителей печати, исследовательские центры, определяющие отношение аудитории к различным средствам массовой информации. Изменилась и украинская журналистика: начинает развиваться политическая свобода, закон о печати на Украине отделил СМИ от государства. В результате этих значительных изменений круг профессиональных обязанностей журналиста становится намного шире, чем это было раньше. Какие требования предъявляются к журналисту для получения востребованности у СМИ и наличие каких качеств послужит успехом в профессиональном росте я выясняла в своей курсовой работе.  
Для большинства молодых журналистов, только получивших образование и начинающих делать первые шаги на пути к вершине карьеры, порой оказываются совсем неожиданными задания редактора при приеме на работу. Еще более неожиданны они для студентов. Сталкиваясь с первыми трудностями динамичной и непредсказуемой практики, многие разочаровываются и бросают, не начав. Ведь в журналистике, как ни в какой другой профессии, теория радикально отличается от практики. В этом и заключается актуальность выбранной мною темы. Какими навыками должен обладать будущий лауреат Пулитцеровской премии, на какие стороны своего «я» нужно прежде всего делать акцент, какие качества позволят подняться на высший уровень журналистики и сохранить свое истинное лицо - вот основные вопросы моего исследования.  
Для формирования четкого представления о положении в средствах массовой информации я в 1 главе своего исследования рассмотрю основные положения требований украинского медиарынка, изучу специфику журналистского образования. Во 2 главе я сопоставлю картину украинской журналистики с таковой в России, США и некоторых европейских странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.

    1. Понятие журналистика.

           Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит клат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт.

Журналистская информация имеет характерные особенности.

  • Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.
  • Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.
  • В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее, никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

 

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений.

Назовем шесть важнейших аспектов целостного явления.

Журналистика – это:

- система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);

- система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;

-  совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);

-  система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;

- комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;

 

- совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).

Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.

Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

    1. История возникновения и развития журналистики.

         Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный

исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Приступая к изучению теории печати, надо твердо усвоить, что пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.

Информация о работе Асоциальные тенденции в журналистике