Асоциальные тенденции в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Какими навыками должен обладать будущий лауреат Пулитцеровской премии, на какие стороны своего «я» нужно прежде всего делать акцент, какие качества позволят подняться на высший уровень журналистики и сохранить свое истинное лицо - вот основные вопросы исследования.
Для формирования четкого представления о положении в средствах массовой информации я в 1 главе своего исследования рассмотрю основные положения требований украинского медиарынка, изучу специфику журналистского образования. Во 2 главе я сопоставлю картину украинской журналистики с таковой в России, США и некоторых европейских странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1 Понятие журналистика……………………………………………………...4
1.2 История возникновения и развития журналистики……………………...8
ГЛАВА II. АССОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ : ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
2.1 Тенденции журналистики…………………………………………………..16
2.2 Причины и последствия асоциальных тенденций в журналистике…….20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЫНКА ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ГАЗЕТЫ «ЖЕЛТЫЙ МАЛЫШ»
3.1 Характеристика и анализ газеты…………………………………………..23
3.3 Рекомендации……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)

По сравнению с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в античном мире и во времена средневековья. Конечно, и в глубокой древности действовали службы сбора и распространения новостей, для этого применялись специальные средства. В этой связи часто вспоминают, например, древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Последние расклеивались на стенах домов, продавались всем желающим, рассылались в провинции империи8. Некоторые исследователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой. Но ни вывешенные на городской стене распоряжения правителей, ни звучные сигналы герольдов, ни рукописные послания, доставлявшиеся гонцами, не были в собственном смысле слова журналистикой. Они в такой же мере относятся к ее предыстории, как и передача сведений с помощью огней на сторожевых башнях крепостей или удары вечевого колокола, призывающего горожан к всеобщему сбору. Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений стало информационной предпосылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества. На примере этой предпосылки видно, что истолкование журналистики как явления только информационного будет неполным и недостаточным ответом на вопрос о ее природе. В принципе, исследователи могут выстроить прямую линию последовательного восхождения техники передачи сигналов от самой примитивной до новейшей, электронно-цифровой. Однако в действительности такая последовательность нарушалась под влиянием обстоятельств развития каждой конкретной нации. Так, для населения других стран рукописные вестники Древнего Рима не были обязательным этапом подготовки к изданию газет — они просто не существовали и не были известны в других культурах. Нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования. Вот, например, воссозданные учеными способы обмена сведениями в истории башкир, одного из крупнейших этносов России. В древности привычной для них стала устная форма массового общения — йыйын (народное собрание рода или племени). Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы, в том числе и в XVII—XVIII вв., когда в Европе газеты уже завоевали довольно прочное положение. В периоды социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний, в частности пугачевского бунта) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики — письма, воззвания, прокламации. Вместе с тем первая в башкирском крае газета, «Оренбургские губернские ведомости», увидела свет только в 1838 г., причем родилась она по инициативе «сверху», исходившей от общероссийской административной власти 9. Другие предпосылки складывались в сфере духовной культуры. Часть из них связана с духовной и творческой сущностью самой прессы. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Характерно, что уже древние римляне, высоко чтившие искусство публичной речи, различали ораторов и риторов. Ораторами считались государственные мужи, которые использовали слово как средство политической деятельности; риторами же назывались знатоки формальных правил красноречия, не дерзавшие публично судить о судьбах государства10. В дальнейшем ораторская линия получила необычайно сильное продолжение. Она стала неотъемлемым элементом культуры различных стран и народов. В феодальном обществе, где духовная жизнь зачастую приобретала религиозную окраску, широкую известность получали проповедники, вероучители, выступавшие одновременно и как идейные наставники своих слушателей в области гражданского поведения. Вспомним в этой связи таких яростных обличителей официальной церкви, как итальянский монах Савонарола (XV в.) и русский раскольник протопоп Аввакум (XVII в.). Полемические тенденции активно проникали и в светское общение: в публичные выступления властителей и крамольные речи бунтарей, в переписку политических оппонентов и литературно-исторические летописи. Таков один из истоков публицистики, которая своим подлинным рождением обязана появившейся позднее печати. Особенно значимую роль сыграло распространение грамотности, которая из привилегии знатных сословий все больше превращалась в достояние средних слоев населения, становилась массовой. Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта — системы знаков для написания текстов. Современный читатель даже не представляет себе, какая напряженная идейная борьба и художническая работа предшествовали возникновению привычной сегодня формы букв. Наряду с существованием орнаментальной графики церковного письма вырабатываются более простые в пользовании гражданские шрифты, развивается техника деловой и бытовой скорописи. В Европе деятели эпохи Возрождения горячо выступали против старинных готических шрифтов — сложных в написании, неудобочитаемых, утомляющих зрение. Характерно, что письмо, которое появилось в результате их усилий, получило название гуманистического. Для культурного расцвета России решающее значение имело создание на рубеже IX—Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма — кириллицы, связанное с именами легендарных братьев Кирилла и Мефодия. Но это было лишь началом долгой эволюции письменной речи из церковно-славянской (для узкого круга книжников) в общедоступную. На примере изданий петровского времени видно, что использование той или иной графики шрифта было самым практическим, насущным вопросом о популярности и доходчивости газетного слова. Поначалу газеты набирались древнерусским шрифтом. В 1708 г. Петр I провел реформу и вместо архаичного полуустава ввел гражданскую азбуку, которая и служит первоисточником русского шрифта до сего дня. С 1710г. нововведение распространилось на газетную полиграфию, однако еще долгое время часть тиража выполнялась в прежней технике: ведь значительная часть потенциальных читателей обучалась грамоте по церковно-славянскому алфавиту. К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной областях, расширявший материальную базу образования и культуры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются первые книги, вместо дорогостоящего пергамента — бумага. В Германии Иоганн Гутенберг из Майнца (XV в.) применил наборный шрифт — отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовавшего начало новой эры в истории мировой культуры. В судьбе каждого народа есть подобные памятные страницы. В России высоко ценится дело первопечатника Ивана Федорова, который вместе с Петром Мстиславцем выпустил русскую книгу «Апостол» (XVI в.). На территории Америки печатный пресс был впервые использован для издания восьмистраничной брошюры, повествовавшей о землетрясении, в 1541г. Благодаря совершенствованию полиграфического производства расширялись возможности для тиражирования актуальной информации и ее оценки, для появления массовой читательской аудитории. Забегая на пути истории вперед, упомянем здесь и другие великие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации и, значит, сказавшиеся на развитии журналистики: изобретение телеграфа (1832), фотографии (1839), телефона (1876), звукозаписи (1877), телевидения (1884), радио (1895) и т.д. Непосредственно в полиграфии революционные перевороты совершили  30 ротационная печатная машина (1846), заменившая плоскую печать отдельных листов наработу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобретенная американцем О. Мергенталером (1884), которая пришла на смену ручному набору отдельных литер. Процесс совершенствования средств фиксации и доставки информации, разумеется, продолжился в XX в., он не останавливается и в наши дни. Для возникновения журналистики недостаточно было зрелости какой-либо одной из названных предпосылок. Требовалось, чтобы одновременно сказалось действие целой группы факторов экономического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное — должна была выявиться острая потребность общества в новом социальном институте, иначе говоря, нужны были социальные предпосылки. Катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному. Закономерно, что периодика как неотъемлемый элемент общественной жизни и культуры поначалу возникла в европейских странах, а, скажем, не в Азии, где печатное дело получило высокое развитие гораздо раньше. Жители Кореи по праву считают своей национальной гордостью музей древнего книгопечатания: здесь хранятся самое древнее на планете издание, выполненное с помощью досок-клише (751), и книга «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гутенберга. В Китае уже в VII—Х вв. (правление Танской династии) выходили рукописные газеты дибао, а наборные шрифты применялись в типографиях уже в XI в. Историки упоминают китайскую газету «Kingpao» («Вестник столицы») как старейшую в мире. Правда, называя датой ее основания 911 г., они ссылаются на предание, а не на точные свидетельства. С 1361 г. газета начала выходить регулярно, один раз в неделю. Однако она содержала лишь императорские декреты и другие придворные известия. Значит, в стране, несмотря на зрелость одной из предпосылок, не возникла еще острая социальная потребность в периодике как зеркале текущей истории, как событийной картине мира. Китайские ученые говорят, что пресса, в современном смысле слова, на их родине появилась в начале XIX в., причем связывают это событие с издательской активностью иностранцев, открывавших для себя далекую страну11. Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление капитализма. На Европейском континенте самые первые газеты начали выходить даже до изобретения здесь книгопечатания. Это были рукописные листы новостей. В странах Европы они именовались «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляция»12. Любопытно, что так же, на традиционный лад называются и многие нынешние периодические издания: «Нувель обсерватер» («Le Nouvel Observateur») во Франции, «Нойе цюрхер цайтунг» («Neue Zurcher Zeitung») в Швейцарии, «Курант, ниве

 ван де дах» («De Courant, Nieuws van de Dag») в Нидерландах и т.д. Старейший изсохранившихся образцов такой хроники появился в Кельне в 1470г. Подобные попытки предпринимались и в других государствах Европы. В России в начале XVII в. выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям информацию о событиях в мировой политике. Сегодня мы назвали бы их первым отечественным дайджестом (сборником перепечаток из других изданий), поскольку главными источниками материала служили публикации европейских газет, а также непосредственные впечатления путешественников за рубеж, тщательно подобранные в Посольском приказе (Министерстве иностранных дел, если опять же пользоваться современной терминологией). Первыми периодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609г. немецкие газеты «Relation Adier» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аугсбург). Этим годом датируется рождение прессы. Правда, библиографы, изучавшие содержание старейших образцов печатной периодики, утверждают, что они начали издаваться еще раньше: до нас дошли далеко не первые их номера. Название «Relation Adier» было многословным и пышным: «Ведомость о всех выдающих и достопримечательных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609г. Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены». Лишь много лет спустя газеты приобрели привычные нам сегодня краткие и выразительные имена. На заре прессы они как бы дополнительно подтверждали свое право на существование с помощью развернутого и многообещающего названия-титула. В действительности, конечно, корреспондентская служба еще не была в состоянии обеспечить полноценный охват всех сколько-нибудь «выдающихся и достопримечательных событий». Да и полиграфическое исполнение изданий, качество бумаги, стиль изложения оставляли желать лучшего. В XVII в. печатные газеты появились в Англии (1622), Бельгии (1605), Испании (1661), Италии (1636), Франции (1611), Швейцарии (1610) и других странах Европы. По подсчетам историков, к 1630г. их было не менее 30. В России родоначальницей периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная по воле Петра I в 1702 г. В указе о печатании газеты, в традиции своего времени, она именовалась пространно и патетически: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Кстати, Петр I был и одним из главных авторов публиковавшихся там сообщений. Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал «Journal des Savants» («Журнал ученого»), выходивший с 1655г. в Париже. На нескольких страницах в нем печатались новости науки и техники. Новые издания быстро обретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это — регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации.  32Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы выглядит гораздо богаче и пестрее. Кстати сказать, происхождение слова «газета» обычно связывают с мелкой монетой gazetta, которой в Венеции расплачивались за рукописные листки новостей. Однако нельзя не упомянуть о том, что общепринятым термином это слово стало с легкой руки Т. Ренодо — основателя первого во Франции национального издания под названием «La Gazette» (1631)13. Если в начале XVII в. насчитывались единицы периодических изданий, то столетие спустя их было около 100, еще через век — 900, а к 1900 г. — около 50 тысяч. В 90-е годы XX в., по данным американского Центра для иностранных журналистов, на земном шаре выходило 9,5 тысячи одних только ежедневных газет, причем их количество и совокупный тираж за десятилетие возросли на 12%. Чем же обеспечивался успех молодой журналистики? Вспомним, что в XVII—XVIII вв. во многих странах Европы и Северной Америки совершились буржуазные революции. На смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие — оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни, его интересы и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир. Чтобы убедиться в том, какая панорама жизни открывалась, например, жителю петровской Московии, познакомимся кратко с содержанием одного из первых номеров газеты «Ведомости»: «На Москве ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит. Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили... Из Персиды пишут: Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем. Из Казани пишут: На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству. Из Сибири пишут: В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены. Из Олонца пишут: Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и  33Гиппонскую, и Сумерскую, и Керисурскую заставы...» По свидетельству знаменитого немецкого историка печати Л. Саламона, жившего сто лет назад, уже в конце XVII в. в Европе появились книжки о пользе газетного чтения, в которых говорилось: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле». О том, что к созданию журналистики толкали экономические преобразования, свидетельствует содержание первых газет. Они в значительной мере заполнялись новостями торговли. Подчиняясь духу времени, сами газеты становились товаром, а их издание уже на ранних стадиях развития журналистики начало приносить доходы. Так, во Франции уже к исходу XVIII в. газета «Journal de Paris» давала 100 тысяч ливров прибыли в год. Если поначалу многие газеты делались одним человеком, выполнявшим обязанности и редактора, и корреспондента, и издателя («персональный журнализм»), то вскоре издательства превращаются в довольно крупные предприятия, в штате редакций появляются наемные работники, функции которых заметно дифференцируются. В дальнейшем капитализация прессы стала одним из главных векторов ее развития. Но было бы неверно объяснять успех журналистики одними экономическими причинами. Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание. Не случайно революционные подъемы в прошлом и настоящем сопровождаются лавинообразным ростом числа газет. Сравним: накануне Великой французской революции в королевстве выходило 60 периодических изданий, а в годы революции — 500. За владение правом на печатное слово и самими изданиями разворачивалась ожесточенная борьба, принимавшая самые крайние формы выражения. Так, в конце XVII в. в Англии был принят закон, запрещавший распространение газет по воскресеньям, дабы не нарушать святость этого дня недели. Во Франции Директория, придя к власти в 1795 г., специальным декретом установила смертную казнь для неугодных ей журналистов. Вслед за тем и Наполеон Бонапарт, получив власть, сразу заявил: «Газеты... должны делать добро, и только под этим условием я буду их терпеть». Он опубликовал декрет, согласно которому в Париже были закрыты почти все политические газеты, а оставшиеся фактически превратились в органы правительственной пропаганды. Характерно, что в начале XIX в. литераторы и общественные деятели рейнских земель в Германии, задыхавшиеся под тяжестью феодальной цензуры, встретили пришествие армий Наполеона как знак духовного освобождения. Однако очень скоро они столкнулись с тем, что именно печать была подвергнута самым строгим ограничениям. Газеты перешли под надзор военных губернаторов завоеванных провинций, им, за исключением официальных правительственных органов, было запрещено распространять политические сообщения.

 

ГЛАВА II. АССОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ : ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

2.1 Тенденции журналистики

Тенденции развития современной российской журналистики

Журналистика возникла как реакция на информациооные потребности общества. Развитие на нее оказывает  детерминизм, обусловлена политическим, экономическим, социальным развитием общества. Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Журналистика как вид деятельности и социальный институт обладает определенной обстоятельностью, некоторой автономностью, все-таки подчинена общественно-экономическим, общественно политическим, доминирующем в том, или ином образе. Журналистика обусловлена содержанием тех тенденций, которые существуют в обществе и государстве. Те или иные вопросы общественных отношений проецируются на журналистику как на деятельность и как на институт.

В качестве основных процессов, характеризующих развитие совре¬менных масс-медиа, исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция, сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и форми¬рует современное медийное поле. Рассмотрим каждый из процессов подробнее.

Медиа-глобализация

Глобализация наблюдается во всем мире – устранение границ, создание объедененых государств (СНГ, Евросоюз). Журналистика и СМИ выступают движителем этого процесса. Глобализация – устранение барьеров и границ в поступлении информации, универсализация ценностей.

Глобали¬зации - создает единый международный дискурс, по¬могая на основе единого коммуникационного пространства решать лю¬бые проблемы, принося к тому же экономическую выгоду.

Глобализация – создание транснациональных медиа. В нашем случае СМИ с участием иностранного капитала, а также распространение изданий одного хозяина на разных языках (пример ведомости, вкладыш в новой газете ньюйорк таймс)

Глобализация – способ внесения изменений в законодательства разных стран, в тч и России. Беспрепятственное распространение информации, содержание которой: не ведет к разжиганию межнациональной розни; не пропагандирует войну; несвержения политического строя; язык эстетический и этический.

Если вос¬пользоваться популярной метафорой М. Маклюена, то, действительно, мы оказались в условиях «глобальной деревни». И хотя глобальные медиа открывают неви¬данный простор для поиска информации, но в то же время широко транслируемая информация безусловно сужает диапазон мнений и то¬чек зрения.

Демассовизация

Тенденция к охвату не всей возможной аудитории, но ее определен¬ных сегментов — целевой аудитории, т.е. процесс ее фрагментации по более четким, ясным, специализированным основаниям (в зави¬симости от интересов, вкусов, социального статуса, хобби, развлечения). Тем самым размывается традиционная массовая аудитория.  Создаются журналы и  газеты для водителей, женщин и др.

Конгломерация

Этот процесс предполагает слияния и приобретения различных ме¬дийных средств, в результате чего большинство их сосредоточивается в руках относительно небольшого числа владельцев. Владение несколь¬кими средствами массовой информации обеспечивает тиражирование продукта, и, как следствие, его высокую доходность (статья в журнале, затем книга, программа на телевизионном канале, снятый на ее основе фильм, демонстрируемый своей прокатной сетью в собственных кино¬театрах и т.д.). Комбинирование традиционных и новых медиа, прежде всего телевидения и Интернета, с целью превращения кабельных кана¬лов в «веб-порталы», в интернет-магазины, где продаются продукты но¬вого интегрированного рынка, прежде всего программное обеспечение и бытовая техника.

Пример: Холдинг "ПрофМедиа" образован в 1997 году. Кино: сеть мультиплексов под маркой "Синема Парк" и контрольный пакет акций компании "Централ Партнершип", ведущего российского производителя и дистрибутора теле - и кинопродукции. ТВ: национальной телесетью "ТВ3", круглосуточным анимационным телеканалом "2х2", музыкальным телеканалом "MTV Россия",  а также телеканалом "VH1 Россия". Радио: "Авторадио", Energy, "Юмор FM", "Радио Алла". Печатные СМИ: журнальным издательским домом "Афиша" (журналы "Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда", "Большой город", серия путеводителей).Интернет-активы: RamblerMedia, Afisha.ru.

Конгломерация отнюдь не новый процесс, однако ныне он приобретает все более широкий масштаб, выступая как порождение и результат глобализации.

Конвергенция (взаимопроникновение)

Это понятие применительно к развитию современных масс-медиа означает стирание — в процессе технологических изменений — тради¬ционных (старых) различий между ними. Этот процесс, обусловленный не в последнюю очередь экономическими причинами, позволяя мини¬мизировать риски на новых рынках, вместе с развитием Интернета, ока¬зывается основной содержательной характеристикой глобальных изме¬нений в самих медиа, последствия которых широко обсуждаются (в част¬ности, вопросы о регулировании их деятельности, размывание обще¬ственных функций масс-медиа в условиях все большего подчинения экономическим интересам и т.д.). Цифра позволяет взаимодействовать различным СМИ (электронные варианты газет). СМИ принимают приёмы и способы других СМИ. Например в газетах уже началась визуализация – иллюстрация несет содержание в себе (Комсомольская правда – коэффициент бутебродов). На телевидение используется графика и инфографика.

2.2 Причины и последствия асоциальных тенденций в журналистике.

Социальная сущность и функции журналистики

Журналистика -- это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.);

Еще одно значение слова -- система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности -- произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как«печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ). Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. - 244с. - С.13.

В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты.

Тексты, в свою очередь, служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации. Журналистика как средство массовой коммуникации (СМК) -- посредник в общении, и в этом качестве она изучается социально-психологической наукой. Однако коммуникация не заменяет собой собственно общение, взаимодействие людей, более того -- она может быть построена таким образом, что станет препятствием к общению. По этому поводу нам надо ясно договориться, чтобы в дальнейшем не подменять содержание коллективной практики процессом передачи данных. «Прежде всего я должен оспорить широко распространенное отождествление двух принципиально различных форм деятельности -- общения и коммуникации, -- заявляет авторитетный философ культуры М.С.Каган. -- Их различие на философском языке определяется как отличие межсубъектных отношений, имеющих целью совместное практическое действие или совместную выработку определенной информации, от отношения субъекта к другому человеку как объекту, коему следует передать некую информацию или совершить над ним операцию... В ряде сфер культуры оптимальным видом информационной связи является именно коммуникация, монологическое высказывание... (на этом основаны обучение основам наук, медицинская практика, военная служба), в других же сферах Я обращаюсь к Другому как равному мне по самостоятельности, активности, свободе, праву на творчество субъекту, рассчитывая на его сотворчество...» Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. - 318с. - С. 191.

Информация о работе Асоциальные тенденции в журналистике