Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

С развитием сети Интернет возрос спрос на альтернативные традиционным СМИ источники информации. В настоящее время весьма большой популярностью пользуются блоги, которые представляют собой дневники событий. Востребованность блогов растет, и вместе с тем растет влияние самой блогосферы на коммуникативное пространство. Чем информация из блога отличается от той, что представлена в газете? Автор, пишущий в глобальную сеть, свободен в выражении мнения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации……………...4
Феномен блогосферы…………………………………………………………..……5
Тенденции развития…………………………………………………………..……..7
Влияние блогосферы на социальные процессы…………………………...…….…8
Блоггинг и традиционные СМИ………………………………………………..….10
Претензии блоггинга на статус СМИ…………………………………….……….12
Блоггинг как гражданская журналистика………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

referat_po_blogam.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации……………...4

Феномен блогосферы…………………………………………………………..……5

Тенденции развития…………………………………………………………..……..7

Влияние блогосферы на социальные процессы…………………………...…….…8

Блоггинг и традиционные СМИ………………………………………………..….10

Претензии блоггинга на статус СМИ…………………………………….……….12

Блоггинг как гражданская журналистика………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
   С развитием сети Интернет возрос спрос на альтернативные традиционным СМИ источники информации. В настоящее время весьма большой популярностью пользуются блоги, которые представляют собой дневники событий. Востребованность блогов растет, и вместе с тем растет влияние самой блогосферы на коммуникативное пространство. Чем информация из блога отличается от той, что представлена в газете? Автор, пишущий в глобальную сеть, свободен в выражении мнения. Он пишет так, как хочет, потому что так оно и было. Этого не может позволить себе обычный штатный журналист. Блоги в этом плане откровенней, к тому же их тематика интереснее. Именно поэтому сейчас блогосферу рассматривают уже не только как средство выражения личных интересов, пристрастий, мнений, но и как новое средство массовой коммуникации. Более того, сейчас блоггинг это уже не отдельное явление, а часть современной журналистики, политической и общественной жизни.  Многие издания, телекомпании переходят в интернет - пространство и выпускают все больше материалов в блогах с возможностью получить обратную связь от читателей. Целью работы было изучить феномен блогосферы именно в контексте современных СМИ как весомую альтернативу традиционным печати, телевидению, радио.

 

 

 

 

 

Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации

 
  Активно развивающейся и завоевывающей рынок Интернет технологией в настоящее время становится блоггинг. Еще в конце прошлого века такое явление как блоггинг не воспринималось всерьез, но именно с появлением блогов наступила новая эра коммуникации, которая характеризуется свободным обменом мнениями.

Развитие блоггинга приводит к трансформации СМИ. По данным исследования американского рынка PR, проведенного компанией McKinsey, эффективность традиционных СМИ снижается, современные люди уделяют все меньше времени телевидению, и все больше Интернету, а авторитет блогов уже превысил авторитет телетрансляций.

Итак, для начала определим, что же такое блог. 
 
Блог (англ. blog) – это веб-сайт, основное содержимое которого это регулярно добавляемые записи, изображения и мультимедиа. Слово blog появилось на свет десять лет назад, когда Интернет только начал развиваться.1 
 
Главной особенностью блогов является их публичность и возможность двустороннего общения. Людей, ведущих блоги, называют блоггерами. Существует объемная классификация блогов по технической основе, по особенностям контента, по наличию или виду мультимедиа, по тематической направленности и по авторству.  

Феномен блогосферы

   Если коротко, то феномен блогосферы состоит в том, что за несколько лет самозародилось новое информационное пространство. Быстрее реагирующее, более независимое и сложнее контролируемое.

Предпосылками к возникновению  блогосферы являлись:

  • Экспоненциальный рост блоггеров и блогов. Широкое распространение блогов началось во второй половине 90-ых годов прошлого века. Первый блог появился в 1994 году, однако о том кто первым создал первый, блог исследователи до сих пор спорят. По данным на 2004 год за фиксировано 4 млн блогов. По данным на 2008 год в мире зарегистрировано 133 миллионов блогов. То есть за 4 года число блогов возрасло в 33 раза Конечно, более половины из них созданы в рекламных целях. Согласно Яндекс в рунете около 12 миллионов блогов, тогда как регулярно обновляемыми из них является 1 миллион. Рост блогов и блогеров объясняется следующим:
  1. Рост числа интернет пользователей.
  1. Простота в создании и ведении блога. (в 1999 году Pyra Labs создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров)
  2. Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте.
  3. Полная свобода высказываний в блогах (ну, до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным).
  • Стремление людей к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации. До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить данные человеческие стремления из-за:
  1. Веры в «свободность блогов», отсутствие цензуры и прочее.
  2. Огромной скорость распространения информации по блогосфере.
  3. Личностная окрашенность информации.
  4. Огромного числа источников информации, каждый блогер является источником информации.
  5. Анонимности.
  • Удовлетворение социальных потребностей людей. Как известно человек это социальное животное, однако в 21 веке становится все меньше времени для живого общения, а так же для социальной самореализации. Из-за чего популярнее становятся различные суррогаты общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции развития

 

  Блогосфера постоянно развивается. И на каждом этап ее развития можно выделить несколько характерных тенденций.

Проанализируем тенденции развития современной блогосферы российского сегмента интернета.

Первое, что следует отметить, это то, что значение блогосферы как гражданской журналистики усиливается. Главные преимущества блогов как источников информации заключаются в том, что, во-первых, они вполне способны сформировать определенное общественное мнение, а во-вторых, новости в блогах появляются оперативнее, нежели в официальных источниках. Помимо этого, блоги – это простой и эффективный способ заявить о себе миру. Примером могут послужить блоги бизнесменов, звезд шоу-бизнеса, политиков, например, блог президента РФ Дмитрий Медведева. 
 
Следующим направлением в блогосфере является появление в сети Интернет крупных СМИ. Традиционные СМИ выбираются в глобальную паутину, заводя свои блоги. В таких блогах можно обсудить ту или иную новость, событие, тем самым установив обратную связь со своей целевой аудиторией. Некоторые СМИ на коммерческой основе размещают свои материалы в наиболее популярных блогах.

Таким образом, мы можем наблюдать  стремительное развитие блоггинга как платформы для передачи как личных сообщений, мнений, впечатлений, так и важных для больших масс людей общественных и политических идей, проблемных вопросов и т.д.

Влияние блогосферы на социальные процессы

  Влияние блогосферы на социальные и политические процессы уже нельзя отрицать. Блоги становятся средством выражения личных позиций «без границ» за счет своей открытости, отсутствия цензуры, отстутствия контроля каких-либо надзорных органов. Отметим некоторые общие черты:

  • Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и скорость формирования общественного мнения по различным вопросам.
  • Появление массовой гражданской журналистики. Как уже было сказано выше, каждый блогер это источник информации. Это привело к тому что информации стало больше, она стала субъективнее, интереснее. Однако, это привело к падению качества информации, поскольку привлечь блогера к ответственности за недостоверную информацию, практически невозможно.

Заметим, что существуют 2 противоположных мнения на роль блогов в социальных процессах:

    • Блог позволяет человеку самореализовываться наиболее безобидным образом, спуская пар в блогах, что ведет к смягчению социальной напряженности.
    • Блоги ведут к радикализации социальных процессов, поскольку доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи распространяются по блогосфере стремительно. Невозможность контролировать информацию как же вредит существующим режимам как демократическим, так и автократическим.
  • Падение производительности труда. Производительность труда у блогеров в среднем на 10 % меньше, чем у людей не имеющих блога, поскольку часть рабочего времени они тратят на блог.

Одним из свидетельств роста  влияния блогосферы является то, что сегодня практически все политические, культурные и прочие деятели ведут блог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блоггинг и традиционные СМИ

 

    С ростом масштабов блогосферы блоги перестают быть чем-то несущественным, не имеющим влияния на общественность и мнения. Блоги становятся серьезным, весомым конкурентом и альтернативой СМИ.

В большей степени это  касается личных блогов, ведь любой  блоггер — «сам себе журналист».

Проведем сравнительный  анализ характеристик блогов с характеристиками традиционных СМИ. В традиционных СМИ  существует множество авторов, с  которыми нет прямого контакта. В  блоге же наблюдается, как правило, один автор, с которым можно выйти  на прямой контакт. В своих сообщениях блоггеры выражают свое независимое  мнение, которое является авторитетным для читателя. В СМИ этого нет, потому что существует редакционная политика. Выбор темы для бога свободный, в традиционных СМИ направленность издания задана форматом. Так же отличается публикуемая информация, о чем упоминалось выше. Автор  блога публикует информацию, интересную для себя, это могут быть просто слухи. СМИ, перед тем, как выпустить  сообщение в свет, проверяют тщательным образом источники информации и ее достоверность. Блоггер высказывает свои мысли и идеи в присущем лишь ему авторском стиле, что невозможно для профессионального журналиста. Хотя его почерк имеет место быть в сообщение, но все равно новости и статьи подвергаются литературной обработке. 
 
В блогах существует моментальная обратная связь, которая или вообще отсутствует в традиционных СМИ, или очень медленная. В СМИ существует возможность купить рекламное место или повлиять на редакцию. В блогах навязывание мнения практически невозможно, так же как и контроль за высказываниями. Еще одной качественной характеристикой блога является то, что навязывание неинтересного материала может быть описано в блоге, тогда как в СМИ этот факт будут игнорировать. 
 
Так же в плане технической стороны у блогов есть три преимущества перед традиционными медиа. Во-первых, записи в блоге представляют собой летопись с метками, по которым легко вести поиск. В других медиа заметки уходят в архив, что делает сложным поиск по событиям прошлого. Во-вторых, блог предоставляет бесплатный доступ читателей к материалам. В традиционных СМИ, как правило, за контент нужно платить. В-третьих, блог отличается высокой оперативностью и широкой «корреспондентской сетью». В остальных СМИ идет небольшое отставание в силу редакционного цикла, а так же вынужденное использование вторичных материалов, в том числе из блогов. 
 
Во всем мире политические комментаторы, аналитики и журналисты постоянно посещают страницы блогов в поисках свежих идей и необычных точек зрения на события. Многие журналисты тоже ведут блоги, а блоггеры со временем могут найти постоянную работу в издательских домах или на радиостанциях. Таким образом, опыт живого общения с читателями меняет привычную модель одностороннего вещания, принятую в СМИ.

 

 

 

 

 

 

Претензии блоггинга на статус СМИ

 

  Вопрос о статусе блоггинга как нового средства массовой информации на данный момент является дискуссионным.

В нашей стране, в отличие, скажем, от США, к средствам массовой информации блоги не приравниваются. Тем не менее, любой блогер, достигший 18-ти лет, не отбывающий срок в местах лишения свободы и не признанный душевнобольным, вправе зарегистрировать свой электронный дневник как СМИ, а в 2008 году российские законодатели и вовсе пытались обязать к этому владельцев ЖЖ с ежедневной аудиторией более тысячи человек. Предлагая соответствующие поправки в закон «О СМИ», они отталкивались от ст. 12 этого документа, согласно которой обязательной регистрации подлежат печатные средства массовой информации с тиражом от 1 тысячи экземпляров2. Широко известны к тому же случаи уголовного преследования блогеров за высказывания в своих и не только своих сетевых дневниках. Хрестоматийным примером такового является уголовное дело в отношении сыктывкарца Саввы Терентьева, оставившего в ЖЖ своего друга весьма нелестный комментарий о сотрудниках милиции.

Все это, наряду с постоянными ссылками журналистов на авторов сетевых  журналов и публикуемыми в некоторых  СМИ обзорами блогосферы, лишь подтверждает тот факт, что блоги окончательно вписались в систему масс-медиа и стали частью журналистики. Это признается самим журналистским сообществом, хотя, разумеется, не всеми его представителями. Тем не менее сегодня многие серьезные издания располагают собственными блог-платформами либо создают на своих сайтах ленты блогов, экспортируя записи с других блогохостингов (соответствующие разделы есть, к примеру, на сайтах газет «Ведомости», «Коммерсантъ», «Financial Times», «The Independent», «Libération» и т.д.), некоторые ЖЖ по аудитории уже давно составляют конкуренцию СМИ, а их авторы (блоггеры-«десятитысячники») становятся знаменитостями. Растущая популярность блогов привлекает рекламодателей, которые начинают активно продвигать в блогосфере свои товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блоггинг как гражданская журналистика

   Деятельность блоггеров, которую нередко относят к так называемой «гражданской журналистике», вполне может быть рассмотрена в контексте революции в масс-медиа, к возможности которой весьма скептически относился Ж. Бодрийяр. В своей статье «Реквием по медиа» (1972 г.) он обозначил главную характеристику средств массовой информации как «слово без ответа».3 По мнению философа, СМИ авторитарны по своей сущности, так как реализуют одностороннюю коммуникацию, которую и коммуникацией-то, строго говоря, назвать нельзя. «Вся современная архитектура медиа, - писал Бодрийяр, - основывается на следующем определении: они суть то, что всегда запрещает ответ, что делает невозможным любой процесс обмена (если только он не примет форму симуляции ответа, включенную в процесс передачи, что ни в коем случае не меняет односторонность коммуникации)» . На наш взгляд, интерактивность, пришедшая в систему масс-медиа с появлением интернет-СМИ, опровергает суждения французского мыслителя. Возможность комментирования, предполагаемая структурой сайтов многих, если не большинства, информагентств, печатных изданий, радиостанций и телеканалов, с этой точки зрения производит переворот. Комментарии читателей (слушателей, зрителей), публикуемые как продолжение первичного сообщения могут повлиять на его восприятие другими адресатами, а в некоторых случаях – и на сам текст сообщения, когда комментаторы, например, указывают на грамматические, фактологические и др. ошибки, после чего редакторы их исправляют. Разумеется, редакция того или иного издания при этом оставляет за собой право модерировать комментарии, удаляя их либо частично подвергая цензуре, но факт демократизации системы СМИ здесь очевиден. Еще бόльшая интерактивность и, следовательно, более решительное разрушение авторитарной модели масс-медиа наблюдается в феномене Википедии и так называемых вики-медиа в целом, где авторы равны читателям и практически каждый может написать свой текст или отредактировать уже существующий

Информация о работе Блог как уникальный инструмент лично-массовой коммуникации