Феномен медиаличности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в обществе, называемом информационным или постиндустриальным. В нашу жизнь и речь все шире входит понятие «медиа». Медиа – это не только система расширяющихся коммуникаций, но и особая реальность, в которой мы живем и которая воздействует на нас. Ежедневно мы подвергаемся атакам этой реальности и не замечаем этого. Но это нисколько не умаляет их значения, ведь наша картина мира складывается из совокупности информационных «ударов», получаемых нами из сотен и тысяч каналов в день: интернета, телевидения, радио, прессы, рекламных растяжек, кино и т.д. Все это –медиа.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Медийная личность как субъект медиакультуры - 5 -
1.1 Основные понятия: медиа, медийность, медиакультура - 5 -
1.2 От медиаобраза - к медиаличности - 7 -
1.3 ТВ как феномен медиа. Его роль в формировании медиаобраза - 10 -
Глава 2 Александр Гордон – медиаличность - 12 -
2.1 Творческая биография Александра Гордона - 12 -
2.2 Основные проекты. Краткая характеристика - 14 -
2.3 Александр Гордон как медиаличность: парадоксы и противоречия - 16 -
Заключение - 19 -
Список литературы - 20 -

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Горкуновой Евгении отаас.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 Это понятие имеет и свои  историко-культурные аналоги. В  частности, в 20-е годы ХХ  века филолог и теоретик культуры  Б.М. Эйхенбаум ввел, имея в  виду прежде всего В.Б. Шкловского, термин «литературная личность»,  который подразумевает систему осмысленного поведения – жесты и поступки, которыми субъект фиксирует свое поведение в литературной среде, образуя тем самым персональный поведенческий образ [Эйхенбаум 1927, 1987: ЭИ].

Яркие примеры современных медиаличностей – это, прежде всего, телевизионные журналисты и телеведущие, либо активно мелькающие в телепрограммах актеры, некоторые политики: Леонид Парфенов, Ксения Собчак, Рената Литвинова, Владимир Жириновский. В их числе и Александр Гордон, речь о котором пойдет во второй главе этой курсовой работы.

Мы выделили следующие отличительные  особенности медийной личности: 

      • бытование субъекта в сфере масс-медиа, регулярное появление  в СМИ,
      • широкая известность, популярность, узнаваемость в массах,
      • установка на субъективное начало, субъективное творческое поведение в СМИ,
      • наличие особых индивидуальных характеристик поведенческого образа в СМИ,
      • наличие идеологии, транслируемой в массы,
      • личностное влияние на аудиторию,
      • более  длительный период существования, чем  у медиаобразаи

 

«Образ», «персона» и «личность» являются продуктом современной медиакультуры. Мы попытались разграничить эти понятия. Итак, коротко: медиа-образ – это искусственно созданный образ объекта, транслируемый через каналы медиа, медиа-персона – образ субъекта, сложившийся в результате его частого, но пассивного присутствия в медиасреде.  Медиаличность (или медийная личность) – субъективная грань медиаобраза, та часть эго, которую человек транслирует в массы  все по тем же каналам медиа. 

 

1.3 ТВ как феномен медиа. Его роль в формировании медиаобраза

 

ХХ в.  знаменует собой рождение новой медиареальности,  реальности кинематографа, телевидения, стремительно развивающихся информационных технологий.

Несмотря на глобальное «порабощение» мира интернетом, телевидение  не отошло на второй план и по-прежнему занимает лидирующее место. Это объясняется спецификой воздействия аудиовизуального образа на сознание человека. М. Маклюэн, рассматривая телевидение как средство коммуникации отмечал, «что из любого события оно может создавать сообщение мирового значения. При этом у каждого человека, находящегося перед экраном,  складывается своя картинка увиденного,  содержание которой  зависит от многих факторов:   образования,    жизненного опыта,      степени понимания и т.д.» [Челышева 2011].   Телевидение воздействует на психику, предоставляя зрителю думать, что он является полноправным участником процессов, происходящих на экране. Отсюда – практически абсолютно пассивное восприятие  реципиентом телевизионного образа при активном психологическом влиянии этого образа на подсознание человека.   По Маклюэну, этому способствуют эффект соучастия . 

Согласно Егорову еще одним  из факторов иммативного влияния  телевидения является его  

достоверность, созданная  фактографической природой кино (ТВ) и показом окружающего мира в движении».

 

Далее рассмотрим специфику  восприятия телевизионной личности. Этот процесс подробно описан доктором исторических наук Егоровым  В.В  в его статье «Телевидение: теория и практика».[Егоров 1993] По его словам, с существованием телевидения связано появление «людей-символов», которые своим поведением действуют на подсознание зрителя.  Это объясняется тем, что зритель «ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего. Информация воспринимается персонифицировано». 

В свою очередь люди-символы  «творят» судьбы многих миллионов зрителей (ТВ – очеловеченная реальность). Зритель выбирает себе того, кто  на его взгляд, заслуживает большего доверия. Он привыкает смотреть на мир его глазами, ощущая свою сопричастность к миру». Поэтому  в концепции телепередачи важна роль ее ведущего, который выступает как «важная смысловая единица передачи».

В первую очередь аудитория воспринимает внешний облик говорящего с экрана, затем – его личностные, коммуникативные  качества и только после этого  – его знания, экспертное мнение в какой-то области, профессионализм.  В связи с этим  у разных телеведущих совершенно неодинаковая по степени узнаваемости и авторитетности, позиция в медийном пространстве. По словам Егорова «люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен)»[Егоров 1993].По нашему мнению, чем больше присутствие авторского, личностного начала телепередачи – тем сильнее психологический резонанс, вызванный ей у аудитории. В качестве предмета исследования  в нашей курсовой работе мы выбрали личность телеведущего Александра Гордона. В интервью и своих телепередачах он постоянно подчеркивает субъективность своих претензий, концептуальных взысканий, авторский характер программ  и выбираемых тем обсуждения.

 

 

Глава 2 Александр Гордон – медиаличность

 

Во второй главе этой курсовой работы мы обратимся к  известному российскому  телеведущему Александру Гордону, найдем специфические черты его творческого  поведения и особенности бытования  его медиаличности в медийной среде.

2.1 Творческая биография Александра  Гордона

 

Александр Гарриевич Гордон родился 20 февраля 1964 в поселке Белоусово  Калужской области. Отец - поэт, писатель и художник Гарри Гордон, родом  из Одессы, мать - Антонина Стрига. О  детстве Гордона известно мало.

После окончания школы Гордон поступил в Московский институт культуры, но учиться в нем не стал. От воинской повинности его освободил диагноз, поставленный  в  психиатрической  больнице им. П. П. Кащенко: 'психопатия со склонностью к сутяжничеству'. Отчислен после первого семестра обучения в ярославском театральном училище. Вернулся в Москву, он пошел работать монтировщиком сцены в Театр на Малой Бронной. В 1982 году он поступил в Театральное училище имени Щукина и сразу же познакомился со своим отцом.

В 1987 году Александр успешно окончил  Щукинское училище и год проработал в Театре-студии им. Рубена Симонова, также преподавал актерское мастерство в детском кружке. А в 1989 году с  женой и годовалой дочерью  уехал в США. После двух с половиной лет работы на первом русском телевидении RTN  в Нью-Йорке, а затем на телеканале WMNB В 1993 году создал компанию 'Wostok Entertainment'. Стал автором и ведущим программы "Нью-Йорк, Нью-Йорк", транслировалась в России на телеканале 'ТВ-6'. Программа эта была воспринята россиянами с неожиданным интересом, что дало Александру шанс через 2 года после начала ее показа вернуться в Россию. 

В 1997 году вернулся в Россию. С 1997 - корреспондент публицистической программы  Игоря Воеводина 'Частный случай'. С марта по декабрь 1997 - автор и ведущий этой программы.

Также с 1997 начал вести на радиостанции 'Серебряный дождь' программу 'Хмурое утро', которая с 2001 года выходила также  и на телевидении на канале М1.

20 апреля 1998 созвал I (учредительный)  съезд Партии общественного цинизма (ПОЦ). В этот же день был избран генеральным секретарем ПОЦ. Заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента России в 2000 году. В партии состояло больше трех тысяч членов. В 2005 партия была продана Гордоном за 3 доллара неизвестному лицу.

С января 1998 - автор и ведущий  публицистической программы "Собрание заблуждений".

С 1998 по 2000 - автор и ведущий публицистической телевизионной программы 'Собрание заблуждений' , а также соведущий (в паре с Владимиром Соловьевым) в телепрограмме 'Процесс', которые выходили на телеканале ОРТ.

В 2002 снял художественный фильм 'Пастух своих коров' по сценарию своего отца - Гарри Гордона. Картина получила приз жюри IX Российского кинофестиваля 'Литература и кино', 'Лучший режиссерский дебют'.

С 2001 по 2003 год на НТВ - ведущий программы 'Гордон'.

В марте 2004 года на сцене 'Школы современной  пьесы' состоялась премьера спектакля 'Одержимые' (по роману Достоевского 'Бесы') в постановке Александра Гордона.

С сентября 2004 года - ведущий программы 'Стресс' на НТВ. С начала октября 2005 - ведущий телевизионной передачи 'Гордон 2030' на Первом канале.

Также, с 2005 года А. Гордон - секретарь  и идеолог Межрегионального Общественного  Движения 'Образ Будущего', занимающегося  поддержкой социальных проектов в регионах России.

С 2006 до осени 2007 года снова вел  передачу 'Хмурое утро. Десять лет спустя' на радио 'Серебряный Дождь'.

Основывает 'ПИ' - 'Партию интеллектуалов', основная идея которой - всероссийское  интернет-голосование. Слоган партии - 'ПИ здесь'

С 2007 года ведет передачу 'Закрытый показ', где активно обсуждаются  премьеры на ОРТ. В августе-сентябре снял материал для нового фильма снова  по повести отца 'Огни притона', где  рассказывается история последней  любви 40-летней 'проститутки в отставке' Любы на фоне колоритной Одессы 58-го года. Премьера фильма состоялась   в 2011 году.

С 2008 ведет программу "Гордон Кихот" на Первом канале и 'Гордон Жуан' на радиостанции "Серебряный дождь".

С 2009 - ведущий программы 'Гордон в  засаде' телеканала 'Охота и рыбалка'.

С 2012 года – ведущий программы  «Гражданин Гордон»

2.2 Основные проекты. Краткая  характеристика

  1. Гордон (рабочее название «00.30» - по времени выхода в эфир)

Авторский проект А. Гордона. Цикл  научно-популярных телепередач. Всего  – более 300 выпусков. Выходила на канале НТВ в ночное время с 10 сентября 2001 по 25 декабря 2003 года. Гости передачи – российские ученые. Предмет обсуждения – вопросы различных наук, естественных и гуманитарных: химии, биологии, истории, религии, философии. Формат передачи – непринужденная беседа, что объяснялось стремлением привлечь аудиторию  к обсуждению сложных научных концепций. Особенность – минимализм в оформлении студии: черный фон, отсутствие титров, заставки. По окончании программы вышло несколько книг «Диалоги» - записи стенограмм всех выпусков передачи.

Гордон  в этой передаче – интервьюер. Но, слушая собеседника, он задает интересующие его вопросы и высказывает  свое видение проблемы. Так проявляется  его личность в этой передаче.

 

  1. Гордон Кихот

 

Авторский проект А.Гордона. Первый выпуск программы вышел в 2008 году, Последний выпуск - 30 июля 2010 года.

Автор и ведущий позиционирует  себя как Дон Кихота современности. Гости программы – люди - «ветряные  мельницы»,  к которым у Гордона  возникли те или иные претензии нравственного или культурного характера. Подчеркивается субъективность выдвигаемых «обвинений», многие из которых являются расхождением с юношескими, несколько инфантильными убеждениями и ценностными установками ведущего. Предметом обсуждения становятся те или иные факты культурной жизни страны: вышедшие книги, статьи в СМИ, кинокартины, явления шоу-бизнеса и т.д. Зал разделен на два лагеря. Каждый участник одного лагеря может сразиться  с другим. Для этого нужно выйти в центр зала,  к столу в форме барьера. Гордон выступает как активный участник спора, по его словам «программа делается в жанре «иду на «вы». У меня привычка такая: быть на экране хотя бы частью себя. Отказываться от этого в пользу какой-то ложно понятой объективности не собираюсь. Гордон Кихот не мания величия, а скорее - мания преследования».

В этой передаче сильнее, чем во всех других проектах Гордона, используется тактика провокации. Благодаря этому  в некоторых передачах дискуссия  превращается в скандальную брань  противостоящих сторон, абсолютно не относящуюся к первоначальному предмету обсуждения.

 

  1. Закрытый показ

Авторский проект А.Гордона. Программа, выходящая на Первом канале после  полуночи с 2007 года. Всего выпусков – 59.

Передача представляет собой показ  фильма в студии. Большая часть фильмов относится к категории авторского кино. Перед  просмотром Александр Гордон выражает свое мнение и задает «тон» дальнейшего обсуждения: над чем стоит поразмыслить за время просмотра, на чем акцентировать внимание  и, вкратце, как им самим воспринята концепция фильма. После просмотра фильма приглашенные гости обсуждают картину, причем существует две стороны: те, кому фильм импонирует и те, кому фильм по тем или иным причинам не пришелся по вкусу. Съемочная группа во главе с режиссером также присутствует в зале. Их роль –«отвечать за содеянное»  в самом конце передачи. Длительность обсуждения составляет около 60 минут,  в нем участвуют по 6 человек с каждой из сторон обсуждения  и сам Гордон.  Александр Гарриевич принимает активное участие в дискуссии, он – не модератор и не интервьюер,  а, пожалуй, главный участник дискуссии: открыто выражает личное мнение, подчеркивая субъективность претензий. При этом, пользуется терминологией киноиндустрии так умело, что у зрителя создается образ Гордона как экспертного кинокритика, а не человека с улицы. Активно использует прием интеллектуальной провокации.

 

  1. Гражданин Гордон

 

Авторский проект А.Гордона. Программа  появилась после выборов , прошедших  в декабре 2011 года и последовавших  за ними митингов «За честные выборы». Первый выпуск – 29 января 2012 года. Всего вышло 10 выпусков программы

Участники программы поделены на два  противоборствующих лагеря. В каждом лагере - эксперты со схожими, но не идентичными  взглядами на обсуждаемую проблему. Каждый может в любой момент подключиться к дискуссии и поделиться своим видением. Ведущий, позиционирующий себя как представителя гражданского общества, не примыкает ни к одной из групп. Он выполняет функцию резонера, сомневающегося в обеих позициях и пытающегося докопаться до истины. Темы обсуждений в основном касаются политики, государственного устройства и идеалов гражданского общества.

Гости программы: политики, политологи, журналисты, историки, эксперты разных областей.

Информация о работе Феномен медиаличности