Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:38, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании истории развития фоторепортажа на примере отечественного издания «Советская Белоруссия».
Задачи, которые ставятся в этой работе:
1) Изучить фоторепортаж, как жанр журналистики
2) Проанализировать значение и место фоторепортажа в советских СМИ
3) Показать историю развития советской фототехники и её непосредственное влияние на развитие фоторепортажа
4) Рассмотреть на примере газеты «Советская Белоруссия» основные этапы развития фоторепортажа
Введение
3
Глава 1. Фоторепортаж как жанр журналистики
5
Глава 2. Фоторепортаж в советских СМИ 12
Глава 3. Фоторепортажи газеты «Советская Белоруссия»
18
Заключение
23
Общее руководство всеми областями фотографии в СССР в 1930-е гг. осуществлялось Главным управлением фотографии Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР. Центрами фотопропаганды стали трест «Союзфото» - объединение по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов , и отдел «Фотохроника ТАСС». В системе Комитета по делам кинематографии при СНК СССР осенью 1938 г. было организовано Главное управление фотопромышленности, в систему ТАСС были переданы основные фотоагентские организации «Фотохроника» и «Пресс клише», а Союзфото – ликвидировано. Идеологическое и организационное руководство массовым фотодвижением в СССР в начале 1930-х гг. осуществляло Общество Друзей Советского Фото и Кино . Уровень профессионализма фоторепортеров, численность которых по данным на начало 1932 г. доходила до 1 тыс. 500 человек, оставался на низком уровне. В СССР в годы первого пятилетнего плана имелись существенные проблемы с фотоаппаратурой.
Цензоры следили не только за процессом визуализации отечественной истории, но и за механизмом создания фотолетописи текущих событий. Работа фотокорреспондентов была регламентирована обширным законодательством, сложившимся в 1920-е гг. Разрешительными инстанциями для фоторепортеров в 1930-е гг. являлись Наркоматы внутренних дел, народного просвещения, обороны. На верхней ступени цензуры в 1930-е гг. располагалась идеологическая цензура, которую осуществляли «идеологические структуры партии», носившие в разные годы названия: Агитпроп, Культпроп, Управление пропаганды и агитации и т.д. [5] Особое положение в системе надзора за фоторепортажем занимал Главлит, под контролем которого в 1930-е гг. находилась вся фотопродукция, включая опубликованные и неопубликованные снимки, клише, фоторепродукции, диапозитивы на стекле, негативы, фотооткрытки и т.д. В 1930-е гг. рассмотрением фоторепортажа занимался газетный отдел Главлита (с 1939 г. Отдел художественной литературы и искусств Главлита).
Основанием для изъятия снимков из широкого обращения в 1930-е гг., как правило, становилось: «искажение портретов руководителей партии», «засоренность фотографий врагами народа», «извращение истории большевизма», разглашение военных и государственных тайн, идеологические искажения, несоответствие изображенного действительности, обнаружение на снимке свастики и иных «тайных» символов и знаков, а также всевозможные ошибки и опечатки в подстрочниках к снимкам. [6]
В период больших чисток конца 30-х появилась новая форма фальсификации документов: параллельно с физической ликвидацией искоренялись все формы их визуального бытия. Фальсификация фотографий, публикуемых в книгах, журналах, газетах, началась в России еще до 1917 года; но лишь с 1935 года, после убийства главы ленинградской парторганизации Сергея Кирова, стала явлением советской повседневности.
Фотографии, предназначенные для публикации, ретушировали; потом с помощью краскораспылителя и скальпеля с них удаляли изображения людей, прежде широко известных. В музеях и картинных галереях со стен время от времени снимали полотна — и спустя некоторое время вновь выставляли их на всеобщее обозрение, но уже без скомпрометированных лиц. Книги заклейменных политиков и писателей ссылались в отделы специального хранения, имеющиеся в государственных библиотеках и архивах, или уничтожались.
Работа фотожурналистов в подобных условиях, конечно, была ограничена. Но стоит отметить, что в большинстве случаев фотографии правились в процессе постобработки, из чего следует, что фоторепортёры выполняли свою работу честно и ответственно. Вот наиболее знаменитые примеры «правок» фотографий в советских СМИ:
Говоря о развитии фоторепортажа в советских СМИ нельзя не сказать развитии технической стороны вопроса. Ведь, фотожурналистам приходилось работать лишь с отечественной техникой. Необходимость предоставить рабочие инструменты для фотожурналистов серьёзно повлияло на работу советских разработчиков, в том числе и белорусских.
После Великой Октябрьской социалистической революции постановлением Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе от 1918 г. в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники; в 1921 г. в Киеве – фотографический институт, реорганизованный позже в киноинститут. В 1918 г. был создан один из первых советских научно-исследовательских институтов – Государственный оптический институт (ГОИ) в Петрограде. Уже в 1924 г. был рассчитан, а год спустя изготовлен из отечественного стекла фотообъектив с относительным отверстием 1:2. В институте начала формироваться советская школа оптиков-вычислителей (А.И. Тудоровский, Г.Г. Слюсарев и др.).
В 1934 г. в производственных мастерских Первой трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского начался серийный выпуск малоформатного фотоаппарата ФЭД. В 1930-е гг. освоено Производство фотоаппаратов «Турист», «Смена», «Спорт», «Лилипут», «Малютка» и других.
Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО). Минский завод им. С.И. Вавилова приступил к производству фотоаппаратов в 1957 г., выпустив простой среднеформатный фотоаппарат «Эстафета». В середине 1960-х гг. были освоены малоформатные «Весна» и «Весна-2», бокс-камера «Этюд» на формат 4,5х6 см. Затем последовали семейство полуформатных фотоаппаратов типа «Чайка» (1965–1974), малоформатные «Вилия» (1974) и «Вилия авто» (1973), «Силуэт электро» (1976), «Орион ЕЕ» с автоматической установкой диафрагмы (1978). В 1970-е гг. объединением было освоено массовое Производство популярных зеркальных фотоаппаратов «Зенит-Е» и «Зенит-ЕТ». В 1980-е гг. появились полуформатный «Агат-18», первый советский программный автомат со встроенной лампой-вспышкой «Эликон-35С»; «Эликон Автофокус» (1986), «Эликон-3». Кроме того, объединение выпускало павильонные, репродукционные фотоаппараты и малоформатные диапроекторы семейств «Свитязь», «Пеленг».
Долгое время фотоаппарат ФЭД и его последующие модели, оставался самым востребованным в фотожурналисткой среде. Фотоаппарат был создан по аналогу с зарубежной «Leiсa», которая, кстати, тоже на долгое время стала символом фотожурналистики – «с «лейкой» и блокнотом». Советский ФЭД ничем не уступал зарубежным фотоаппаратам, а более поздние модели с «прячущимся» объективом, сделали его ещё более компактным, надёжным и незаменим в работе фоторепортёров.
В 1952 г. начато Производство малоформатных зеркальных однообъективных фотоаппаратов типа «Зенит». Создание этого фотоаппарата можно считать новой эпохой в работе советских фотожурналистов. Зенит значительно отличался от ФЭД размерами, ведь это была зеркальная камера. Но возможность смены объектива, работа на разных фокусных расстояниях позволило делать фотографии с новыми оригинальными ракурсами и использовать новые точки съёмки.
С середины 1980-х годов начался новый этап в развитии нашего
общества и его культуры. После прихода к власти М.С. Горбачева
развернулись модернизационные процессы, затронувшие общественно-
политический строй. Это не могло не отразиться на состоянии культуры. Средства массовой информации отражали сложные процессы,
происходившие в это время в стране. И фотоматериалы, публиковавшиеся в
них, вызывали огромный интерес. Советская фотография, привыкшая
освещать политическую, социальную и культурную жизнь страны,
постепенно трансформируется. Решающее значение для перемен в
общественной жизни имела политика гласности.
От идеологизированой фотографии, подвергавшейся жесткой цензуре,
начался переход к свободному творчеству, где героями снимков стали не
счастливые советские граждане, а люди с социальными проблемами, бездомные, нищие. Для жителей СССР страна предстала с фотографий
совсем с иной стороны.
Идеологи того времени находили в фотографии мощное средство
донесения до широких масс трудящихся «правдивой» информации о
социальной жизни и воспитании в духе идей коммунизма. Еще Ленин
говорил, что фотография должна стать образной публицистикой, а именно
фотомастера должны правдиво освещать ход коммунистического
строительства, глубокий и всесторонний анализ процесса формирования
нового человека, пропаганду советского образа жизни. Тема труда, образ
нового человека — лейтмотив большинства советских выставок и фоторепортажей в СМИ.
Глава 3. Фоторепортажи газеты «Советская Белоруссия»
Роль газеты «Советская Белоруссия» в системе СМИ
Развитие фотожурналистики всегда тесно связано с проблемами своего времени, которые неразрывны с процессами общества, и оказывают воздействие на духовную жизнь общества.
В 1920 гг – «Советская Белоруссия» - орган военного революционного комитета белорусской ССР. До 1937 года она имела название рабочий.
Газета представляла политический институт, который влиял на все сферы жизни общества, представляла идеи правительства. В 20-30-е гг пропагандировала коллективизацию, НЭП, социализм, индустриализацию. В 30-е годы была инструментом командно-административной системы правления.
В военные и послевоенное время «Советская Белоруссия» представляла собой средство пропаганды и агитации. В 70-е тираж газеты насчитывал 350 тыс. экземпляров. Перед изданием стала задача пропаганды реформы народного хозяйства. Большое внимание газета уделяла проблемам социально-экономического развития республики. «Советская Белоруссия» в 1965 году стала публиковать больше информационных материалов, нежели аналитических. Но находилась под постоянным контролем цензуры. В том числе правке цензуры подвергались и фоторепортажи газеты. В 1964 году награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Фоторепортажи газеты «Советская Белоруссия»
В 1920-х – 1930-е гг. была сделана попытка дать общую картину промышленного развития СССР и охарактеризовать роль индустриализации в построении экономического фундамента социализма. В данных работах подчеркивалось принципиальное отличие социалистической индустриализации от капиталистической, значительное место отводилось рассказу о развитии технического базиса промышленности, о внедрении новой техники.
Газета «Советская Белоруссия» за 23 ноября 1920 г. вышла без единой иллюстрации. В подшивках газеты за 1921 г. нет ни одной фотографии. Газета рассказывает о внутренней и внешней политике государства. Например, «Што робіцца на Беларусі», «Што чуваць заграніцай». Газета выигрывает за счёт использования крупных шрифтов и «воздуха» в вёрстке. (№25, 155, 202, 206, 241)
Ситуация не изменилась и в 1924 г. На газетных полосах фотографии или же другие иллюстрации не встречаются.(№1, 5, 8, 52, 168, 196, 197, 219, 225, 273, 280, 298, 302)
В «Советской Белоруссии» за 1922 г. фотоинформации нет. (№221-292)
В конце 1925-го г. в газете впервые появляется фотография. На первой полосе №249 поместили портрет Михаила Фрунзе, фотография постановочная.
До 1927-го г. такой жанр как фоторепортаж в газете отсутствовал. Лишь после 27-го фотография начинает использоваться для передачи информации. Темой фоторепортажей становится индустриализация: фото цехов, станков, рабочих на заводах. Все фотографии постановочные.
Больше фотографий публикуется в 1931 г. Они становятся качественней и интересней, затрагивают острые социальные проблемы. Но фоторепортаж в целом находится в плачевном состоянии. Фотографии не относятся к тексту, отсутствуют подписи. Когда снимают людей создаётся эффект толпы, личность человека ничего не значила.
Газета «Советская Белоруссия» в 1935 г. выходит под названием «Рабочий». Фотографий на полосу ставится больше, также улучшилась техники фотографов, что заметно по качеству снимков.
Видно, что пропаганда через фотографию была направлена на то, чтобы показать читателю счастливое и безбедное общество.
Только в середине 30-х годов в газете публикуются снимки под рубрикой «За мяжою». Фотографии всё ещё не относятся к тексту. В современной белоруской прессе эти фотографии поместили бы под рубрикой «Фотофакт».
Фоторепортаж как жанр в газете «Советская Белоруссия» к 30-м годам начал только зарождаться. К концу 20-х годов в издании превалировали репортажные снимки. Но фотографии в газете не уделяли должного внимания, хотя это и было одним из методов пропаганды.