Фоторепортаж как жанр в советских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании истории развития фоторепортажа на примере отечественного издания «Советская Белоруссия».
Задачи, которые ставятся в этой работе:
1) Изучить фоторепортаж, как жанр журналистики
2) Проанализировать значение и место фоторепортажа в советских СМИ
3) Показать историю развития советской фототехники и её непосредственное влияние на развитие фоторепортажа
4) Рассмотреть на примере газеты «Советская Белоруссия» основные этапы развития фоторепортажа

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Фоторепортаж как жанр журналистики
5
Глава 2. Фоторепортаж в советских СМИ 12
Глава 3. Фоторепортажи газеты «Советская Белоруссия»
18
Заключение
23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Снимки того времени практически идентичны: верхняя точка съёмки создаёт эффект массовости, из-за плохого качества печати и работы ретушёров детали почти что отсутствуют.

В 1950-х – сер. 1980-х гг освещались вопросы о сроках индустриализации, об изменении численности и состава рабочего класса СССР и ликвидации безработицы, решающем руководстве коммунистической партии процессом индустриализации, о доиндустриальном уровне промышленного развития страны, об индустриализации национальных республик и областей.

Фотожурналистика газеты «Советская Белоруссия» начиная с 1950 г. значительно улучшилась. Фоторепортаж включал в себя не больше двух фотографий, но большого размера и двух видов кадрирования (вертикального, горизонтального). Чаще всего это были портретные фотографии с крупным или средним планом. Реже публиковались пейзажи.  
 Важной деталью является то, что все фотографии имеют поясняющие подписи. Это обязательное требование в качественном фоторепортаже.

В 1955 г. начинает расширяться тематика фоторепортажей, для публикации фотографий дают всё больше места на полосе. Максимальное количество фотографий в фоторепортаже увеличилось до четырёх. Кроме фотографий с заводов, предприятий появляются снимки из театров, спортивных соревнований, праздников. (Примечание №1)

В начале 60-х годов в фотожурналистике произошли серьёзные изменения, которые стали заметны всем читателям. Серьёзно сократилась работа ретушёров и улучшилось качество печати. Теперь на групповом портрете каждый человек является личностью, имеет свои черты и детали, в отличии от смазанных и усреднённых лиц толпы фотожурналистики 30-50-х годов. Отчасти это объясняется снижением уровня цензуры в фотожурналистике, но немаловажно и развитие техники фотожурналистов, а также улучшения качества печати.

В это же время наблюдается массовый переход от постановочной  фотографии к жанровым, репортажным снимкам. У фотографов появилась возможность снимать не только «рабочий за станком», но и создавать фотоэтюды на тему отдыха, общения, отношений в коллективе этих самых рабочих. (Примечание №2)

Также стоит отметить, что в это время развивается не только фоторепортаж, но и фотожурналистика в целом. В газете «Советская Белоруссия» публикуется от 5 до 10 фотографий в номере. Часто появляются такие жанры, как фотоочерк, фотофакт. (Примечание №3)

   Такая же тенденция роста качества и количества фоторепортажей прослеживается и в изданиях 1965 г. «Советская Белоруссия». (Приложение №4)

В 1970 г. фотожурналистика газеты «Советская Белоруссия» полностью перешла от шаблонной, постановочной фотографии к живым, эмоциональным репортажным снимкам. (Приложение №5) Ретушёры больше не правили лица, что говорит о снижении влияния цензуры на фотожурналистику и журналистику в целом. Меняется редакционная политика газеты -  всё больше места на полосе отдаётся для размещения фотографий. Также начинают разрабатываться классические советские правила вёрстки для фотоиллюстраций. По-прежнему каждая фотография имеет подпись и указан автор.

Рассматривая в целом тенденцию развития фотожурналистики и жанра фоторепортаж можно отметить, что процесс совершенствования этого направления журналистики был напрямую связан с политикой проводимой правительством. Долгое время фотография была не более чем одним из методов пропаганды, а порой и инструментом для подмены фактов действительности. Понадобилось не мало времени, чтобы фотожурналистика вышла за рамки шаблонно-информационной ипостаси, а включила в работу творческий аспект. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Жанр фотожурналистики фоторепортаж принадлежит к документальной фотографии. В этом жанре работали многие известные фотографы. Отец фотожурналистики Картье-Брессон часто отдавал своё предпочтение именно этому жанру.

Фоторепортаж, кроме того, можно назвать самым ярким и востребованным направлением в пресс-фотографии. Ведь, никакой другой жанр не сможет так показать события. Заставить читателя не просто понять, но и прочувствовать ситуацию, событие.

История развития фоторепортажа в отечественных СМИ была непростой.  Агитпроп, Культпроп, Управление пропаганды и агитации и другие структуры партии, которые цензурировали фотоматериалы в советское время, существенно препятствовали развитию фотожурналистики.

В результате исследования мы пришли к выводу, что становление фоторепортажа как жанра фотожурналистики происходило под жёстким контролем цензуры. Работа фоторепортёров правилась на этапе постобработки снимков ретушёрами. Фотографии в газетах обрабатывались на столько, что  люди на групповом портрете были неотличимы друг от друга.

Начиная с 50-х годов двадцатого века появляется тенденция к уменьшению уровня цензуры. Фотоснимки в газете «Советская Белоруссия» постепенно «оживают», приобретают репортажный характер.

Вместе с улучшением фототехники и качества печати фотожурналистика постепенно переходит на качественно новый уровень: от постановочной фотографии к жанровой. Развитие фотожурналистики повлекло за собой разработку новых принципов вёрстки и поменяло отношение к дизайну газеиы в целом.

Уже в 60-х годах фотожурналистика и такой жанр как фоторепортаж занимают всё больше места в периодических изданиях. Если раньше фоторепортаж в «Советская Белоруссия» включал в себя не более двух снимков, то теперь их пять-шесть.

Определённой эволюции подверглась и тематическое разнообразие фоторепортажей. Изначально основной темой фотожурналистики была индустриализация и её герои: фото заводов, рабочих на предприятиях, снимки новых станков и комбайнов в поле. Но уже после 60-х годов появляются фоторепортажи на культурные, спортивные и социальные темы.

По итогам проведённой работы можно отметить, что развитие и становление фоторепортажа как жанра журналистки в СССР значительно отличалось от опыта зарубежных стран. Отечественная фотожурналистика имеет свою весьма непростую и неоднозначную историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Тулупов, В. В. Жанровая система фотожурналистики и молодёжная газета // Пути совершенствования и проблемы повышения средств массовой информации на современном этапе. – Воронеж, 1992. – С. 278.
    2. Шимолин, В. И. Основы фотожурналистики : учеб.- метод. Комплекс: (с приложением СD) / В. И. Шимолин. – Минск : БГУ, 2009. – 263 с.
    3. Картье-Брессон, А. Решающий момент. Перевод В. Жарова / http://photo-element.ru/philosophy/bresson/decisive-moment.html.
    4. Нери, Г. Лекции по фотожурналистике / Г. Нери. —http://www.photographer.ru/cult/theory/383.htm.
    5. Ворон Н. И. Функции советской фотожурналистики // Вестник     Московского университета. Журналистика. – 1990. – сер. № 10. – № 2. – С. 11 – 21;
    6. Пронин Е. Е., Пронина Е. И. Визуальная коммуникация и социокультурная функция фоторепортажа // Вестник Московского университета. – 1990. – № 10. – С. 20 – 28.
    7. Березин В. М. Фотожурналистика. – М., 2006; Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фоторепортаж как жанр в советских СМИ