Гиляровский – король репортажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Репортажи Гиляровского неизменно вызывали общественный резонанс, но все не дотягивали до полноценных расследований в силу самой специфику жанра репортажа и того, что Чехов, говоря о Гиляровском, называл «трескучими описаниями». Но несмотря на это, всего несколько лет потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в знатока московских нравов, которого сначала за глаза, а затем и в открытую стали уважительно называть дядей Гиляем.

Содержание работы

1. Введение
2. Гиляровский – король репортажа
3. Гиляровский и литература
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

гиляровский ми.docx

— 32.59 Кб (Скачать файл)

В статье "А вы говорите..." Гиляровский осуждает легкомысленных журналистов-репортеров, которые не утруждают себя изучением, исследованием  фактов, о которых пишут в разделе  уголовных происшествий. Конкретно  речь идет о сообщениях репортеров газет о драматическом случае на скачках. На окраине недалеко от ипподрома был найден труп человека с вывернутыми карманами пиджака, без копейки денег, но с афишей конных соревнований. Репортеры сразу  же построили банальную схему  происшествия: "выиграл, убили, ограбили". Налицо якобы все признаки корыстного убийства, тем более что подобные случаи не раз описаны во французской  прессе, мы не отстаем от Запада. Убийство на тотализаторе — нередкое явление, но это поверхностное суждение. И  Гиляровский рассказывает подлинную  историю погибшего человека —  мелкого предпринимателя, "хозяйчика", который страстно увлекся тотализатором, но в конце концов в погоне за большим выигрышем разорился дотла и сам покончил с собой от безвыходности положения. Это не рядовое убийство, а тяжелая драма жизни. Желание без труда разбогатеть привело к разорению всей семьи и отчаянию, чего не смог пережить человек. «А вы, господа репортеры, "выиграл" да "убийство"! Неверно это!»

Эти замечания Гиляровского об этике репортерской работы, сути профессии не потеряли значения и  в наши дни.

 

 

 

  1. Гиляровский и литература

 

В 1887 году у Гиляровского вышел первый сборник рассказов  «Трущобные люди». Все рассказы и  очерки, вошедшие в книгу, уже были однажды напечатаны в разных газетах  и журналах за исключением очерка из рабочей жизни «Обречённые». Однако книге не суждено было увидеть  свет: весь тираж, ещё не сброшюрованный, в листах, был изъят ночью в  ходе обыска в типографии инспектором  по делам печати. Гранки набора было приказано рассыпать прямо в  типографии. Цензурным комитетом  книга была запрещена, и листы  были сожжены в Сущевской полицейской части Москвы. Как выразился помощник начальника главного управления в ответ на прошение Гиляровского о допуске книги к печати: «Из ваших хлопот ничего не выйдет… Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя.»

Вскоре появились другие книги, неизменно вызывавшие большой  интерес читателей. Произведения Владимира  Алексеевича были не без недостатков. Случалось и ему выслушивать  критику. Так, А.П. Чехов отмечал склонность Гиляровского к «общим местам и трескучим описаниям», но при этом называл его человеком «чистым сердцем», в котором «совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам».

Не все знают, что Гиляровский  был в то время хорошо известен и как поэт, хотя его стихи были явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических сборников, а в начале Первой мировой войны издал книгу своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны.

Гиляровский был знаком с многими художниками. Он всегда интересовался живописью, приятельствовал со многими живописцами и, что немаловажно, постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках, часто покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми хвастался приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. И ведь в большинстве случаев не ошибался.

Естественно, что и художники  не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С.В. Малютин, Н.И. Струнников, И.Д. Шадр. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», а скульптор Н.А. Андреев – образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н.В. Гоголю. Художник А.М. Герасимов, у которого Гиляровский часто гостил на даче, написал и портрет Владимира Алексеевича, и портреты членов его семьи.

Стоит отметить, что на знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал  запорожца. Именно ему после проведения серьезных исследований удалось  установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько  больших статей.

Личность Гиляровского интересовала не только художников. О нем много  и охотно писали журналисты, писатели и даже поэты. О его приключениях на московском «дне» написано много  такого, во что трудно поверить. Создание легенд вокруг легендарной личности, а Гиляровский, несомненно, таковой  личностью являлся, естественно  и даже закономерно. Лучше всего  дать возможность самому Гиляровскому поведать о своих удивительных приключениях, благо, для этого надо всего лишь раскрыть томик его рассказов.

После Октябрьской революции  Гиляровский много писал уже  для советских газет и журналов. Его популярность продолжала оставаться очень высокой, издавались его книги, которые не залеживались на прилавках. После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926 год), «Москва и москвичи» (1926 год), «Мои скитания» (1928 год), «Записки москвича» (1931 год), «Друзья и встречи» (1934 год). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году.

В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал  самостоятельно писать. Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Его именем названы улицы в  Москве и Вологде.

 

 

  1. Заключение

 

Владимир Алексеевич Гиляровский - один из самых известных и удивительных москвичей в истории российской столицы. Этот человек чем-то походил на деятелей эпохи Возрождения или героев античной Эллады: он был великолепным атлетом, писателем, блестящим знатоком московской старины и современности, вплоть до мрачных притонов и закоулков. Дядя Гиляй, как ласково называли его друзья с легкой руки Чехова, «король репортеров» и невероятно общительный человек, был знаком с невероятным числом самых разных колоритных людей, от знаменитых художников, литераторов, композиторов, людей театра до беспаспортных бродяг и воровских авторитетов. «Москва и москвичи» — наиболее знаменитое произведение Гиляровского, ставшее его своеобразной визитной карточкой. В захватывающих, динамичных, полных живописных подробностей историях о жизни Москвы ему нет равных в нашей литературе. Богатейший выбор фотографий и гравюр, воссоздающих подлинный облик эпохи, позволяет сполна ощутить чарующую атмосферу столицы России — многоликого города, которому всегда найдется чем удивить любителей интересных сюжетов и неожиданных развязок.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

гиляровский репортаж писатель журналист

1. Репортер московской  прессы // Есин, Борис Иванович. Репортажи В.А. Гиляровского. - М.: Изд-во МГУ, 1985;

2. Летенков, Э. Его звали королем репортажа // Нева. – 1986. - №5. - С. 187-191;

3. Михасик, О. О Гиляровском // Красный Север. – 1988. – 18.08;

4. Есин, Б. Гиляровский - о работе репортера // Вестник МГУ. – Сер.10. – 2003. - №6;

5. Летенков, Э. Его звали королем репортажа // Нева. – 1986. - №5. - С. 187-191;

6. Константинов, А. Журналистское  расследование/ А. Константинов. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб. – 2010. – с. 80-82.


Информация о работе Гиляровский – король репортажа