Информационное общество, единое информационное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже стали движущей силой мирового экономического и технологического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Информационное общество, единое информационное пространство…………3
2. Информационное обеспечение процесса управления…………………………..5
3. Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация………………....7
4. Внедрение информационных технологий в государственное управление…....9
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»……………………...11
6. Перспективы внедрения информационных технологий в сферу
государственного управления………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

роль.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

1. Информационное  общество, единое информационное  пространство…………3

2. Информационное  обеспечение процесса управления…………………………..5

3. Внутриорганизационные  коммуникации и компьютеризация………………....7

4. Внедрение  информационных технологий в  государственное управление…....9

5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»……………………...11

6. Перспективы  внедрения информационных технологий  в сферу  
государственного управления………………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы……………………………………………….18

 

Введение

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже  стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они  существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих  гражданских прав, методы и формы  воспитания и образования. На современном  этапе развития мировой экономики  информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя  его политическое, социально-экономическое  и культурное развитие. Эти факты  указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной  среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества. К проблемам информационного общества как ступени в развитии современной цивилизации научная общественность обратилась в конце 1970- начале 1980-х гг. Этому также способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг; рост потребностей населения в информационных продуктах и услугах; формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам. Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к процветанию в XXI веке.

 

1. Информационное общество, единое  информационное пространство

В любом государстве принципиально  важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что  создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение целостности.

Информационное пространство –  совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз  и банков данных, технологий их ведения  и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  не основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а так же удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих  главных компонентов:

  • информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средств массового взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств  обработки документированной информации, включая прикладные программные  средства, и регламентированного  порядка их применения. Информационная технология – совокупность методов, приемов и средств, реализующих  информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Информационное общество – концепция  постиндустриального общества; новая  историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные  черты информационного общества:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

 Традиционно с момента возникновения  в конце 60-х – начале 70-х  годов «информационное общество»  рассматривалась как футурологическая  концепция, описывающая будущее  общество, наделявшая его во многом  утопическими чертами – постепенным  исчезновением рутинного труда  и заменой его творческим, ведущей  ролью знания, гуманизацией государства.

Исходя из тенденций опережающего развития сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и  политической активности, изменения  в сфере средств массовой информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный  характер, перешли в плоскость  практического применения.

Идея справедливого, гуманного  и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических  приложений Internet-технологий.

 

 

2. Информационное обеспечение процесса  управления

Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация  нуждается в рациональном и эффективном  управлении. Под организацией могут  пониматься различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные  учреждения и т.д. Но информационное обеспечение их деятельности осуществляется по одним и тем же принципам.

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с  целью перевода его в качественно  новое состояние.

Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение  предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы. Различие между субъектом  и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего действия, а объект подчинен этому действию.

Любой процесс управления связан с  информационным обменом, который заключается  в циклическом осуществлении  следующих процедур:

  • сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
  • анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;
  • выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
  • передача управляющего воздействия объекту.

Процесс управления подразумевает  наличие обратной связи, т.е. информационного  потока, направленного от объекта  к субъекту. Обратная связь позволяет  установить, насколько эффективно оказанное  на объект управляющее воздействие.

Процесс управления нуждается в  предоставлении своевременной, достоверной  и полной информации, т.е. информационном обеспечении.

Информационное обеспечение управленческой деятельности – это осуществление  действий по предоставлению своевременной. Достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с  заданной периодичностью.

Задачи информационного обеспечения  процесса управления заключаются в  следующем:

  • удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;
  • определение и отбор источников информации;
  • правильная интерпретация и систематизация полученных данных;
  • проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;
  • исключение дублирования информации;
  • представление данных в едином и удобном для восприятия формате;
  • многократное использование полученной информации;
  • постоянное обновление данных.

Таким образом, информационное обеспечение  является неотъемлемой частью любой  управленческой деятельности. С его  помощью происходит распространение  необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование  в процессе принятия управленческих решений.

3. Внутриорганизационные коммуникации  и компьютеризация

Процесс управления невозможно представить  без оперативного обмена разнообразной  информацией. Современный уровень  развития средств связи представляет широкие возможности организации  такого информационного воздействия.

Под системой телекоммуникаций понимают комплекс средств и каналов связи, работающих по определенным, им присущим принципам (физическим, организационным, технологическим и др.) и предназначенных  для передачи информации на большие  расстояния.

Основным средством телекоммуникации, т.е. организации информационного  обмена, для современных предприятий  являются компьютерные вычислительные сети. Этот вид телекоммуникаций в  настоящее время переживает период бурного развития и роста. Сейчас уже в каждой солидной организации  имеется собственная локальная  сеть, как правило, с выходом в Internet.

Под внутриорганизационными коммуникациями будем понимать общение, взаимодействие и передачу информации, возникающую  между сотрудниками внутри организации.

Компьютер занял доминирующее положение  на рабочем столе и дома, и в  офисе. В настоящее время появилась  возможность эффективно работать, не выходя из дома, и общаться с руководителем  через Интернет. Это повышает заинтересованность работника, потому что неважно, сколько  тебе лет, как выглядишь и т.д. В этом случае отсутствует общение  с коллегами. Это хорошо, потому что  такое общение неминуемо требует  определенных усилий. Надо вникнуть в  массу проблем, которые их беспокоят, включая домашние. Коллеги могут  встретиться в Интернете, переписываться по электронной почте и договариваться о встрече в кафе. Но с другой стороны исчезает барьер между работником и непосредственным руководителем. Благодаря электронной почте  между высшим руководителем и  подчиненным в определенном смысле вообще нет никаких уровней управления. Поэтому электронная почта —  мощный фактор сокращения управленческих иерархий любой организации.

В условиях компьютеризации нужны  работники, более способные к  самостоятельной деятельности: скорее изобретательные, нежели беспрекословно выполняющие указания. Под влиянием компьютеризации компании займутся переоценкой таких кадровых проблем, как оптимальная численность  сотрудников вспомогательных отделов (юридических или финансовых), взвешивая  все «за» и «против» их работы непосредственно  в штате.

Многие отечественные организации  неизбежно столкнутся с тем, что  компьютер — это источник не только эффективности, но и многих проблем. Одна из них – обучение сотрудников  предпенсионного возраста работе на компьютере. Такие сотрудники, как  правило, продолжают вести бумажные записи, а затем эти же данные переносят в компьютер. Получается, что одна и та же работа проделывается  дважды. Но возможен другой вариант: продвинутый  сотрудник все-таки освоил компьютер. И тогда «адская» машина опять  представляет огромную опасность. Случайно стертые документы, не говоря уже  о компьютерных вирусах, для сотрудников  с солидным трудовым стажем становятся источником постоянных стрессов.

В связи с компьютеризацией может  увеличиться дифференциация персонала. Появляется локальная техноструктура, связанная с компьютером и  сетями, — программисты, сетевые  администраторы и т.д. Когда все  документы фирмы хранились в  большом железном сейфе, тогда ключ от него был только у руководителя. Теперь недостаточно компьютерно-образованный руководитель вообще не знает, как «достать»  информацию.

Информация о работе Информационное общество, единое информационное пространство