Информационное общество, единое информационное пространство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже стали движущей силой мирового экономического и технологического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Информационное общество, единое информационное пространство…………3
2. Информационное обеспечение процесса управления…………………………..5
3. Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация………………....7
4. Внедрение информационных технологий в государственное управление…....9
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»……………………...11
6. Перспективы внедрения информационных технологий в сферу
государственного управления………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

роль.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, компьютеризация организаций  имеет как положительные, так  и отрицательные стороны. Несомненно, это важный и нужный этап на пути к информационному обществу. Но его  осуществление должно идти по четко  продуманному и спланированному  пути. Этому способствуют создаваемые  программы и проекты по внедрению  информационных технологий в бизнесе  и на различных уровнях государственного управления.

 

 

4. Внедрение информационных технологий  в государственное управление

Учитывая требования граждан о  предоставлении им разнообразных качественных государственных услуг и расширении возможностей доступа к ним, государственные  учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать электронное  правительство часто заканчивались  созданием не связанных между  собой электронных «островков»  на базе отдельных подразделений, в  которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного  правительства» является совершенствование  совместной работы государственных  организаций – повышение оперативности  и согласованности в совместном использовании информации между  органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более  экономному использованию бюджетных  средств и повышению эффективности  деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции  по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение  программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых  станет возможно осуществить переход  к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным  организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли  бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные  средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход  к «электронному правительству» позволит государственным органам  воспользоваться преимуществами Интернета  и быстрее реализовать новые  решения за счет интеграции различных  ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры  обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным  сектором и частными компаниями, а  также между государственными организациями  и гражданами. Кроме того, любое  законченное решение в области  «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

  • предоставлять единую точку доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;
  • способствовать преодолению информационного неравенства;
  • предоставлять людям возможность обучаться на протяжении всей жизни;
  • восстановить доверие граждан к правительству;
  • способствовать развитию экономики;
  • способствовать выработке разумных законов и здравой политики;
  • создавать формы правления с большим участием граждан.

Правительству, чтобы вновь обрести  поддержку и доверие своих  граждан, необходимо «модернизировать»  или перестроить характер взаимоотношений  с ними: сначала создавая новые  бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные  схемы сотрудничества с частным  сектором, а затем разрабатывая электронные  услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые  расширяют возможности граждан  для их активного участия в  процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они  могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое  время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать  угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся  позади в движении к информационному  обществу.

Концепция Microsoft по использованию  информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы  превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход  к информационному обществу. Для  достижения этой задачи разрабатывается  разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью  любого устройства.

Благодаря развитию онлайновых услуг  государственные организации могут  расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более  оперативном и эффективном отклике  на их запросы. Путем переноса множества  информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций  самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут  превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть  за рамки традиционной бюрократической  системы и создать новые взаимоотношения  со своими гражданами.

 

 

5. Федеральная целевая программа  «Электронная Россия»

В России важным шагом на пути к  повышению конкурентоспособности  экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему  хозяйства, увеличению эффективности  государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации  может стать федеральная целевая  программа "Электронная Россия" (утверждена постановлением Правительства  РФ от 28 января 2002 г. №65). Программа предполагает реформу нормативного регулирования  рынка информационных технологий, внедрение  новых технологий в государственных  органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности  россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к  Интернету все российские вузы и  больше половины школ, созданы электронные  библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Раздел 3 Федеральной Целевой Программы  «Электронная Россия» – «Система программных мероприятий» – содержит перечень мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной  власти и местного самоуправления. Одним из направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия  которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной  власти и местного самоуправления путем  обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям  органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных  учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных».

Для достижения данной задачи необходимо:

  • развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;
  • развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;
  • повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации.

Реализация работ по совершенствованию  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных  мероприятий, обеспечивающих координацию  деятельности органов власти в сфере  информатизации, разработку и внедрение  стандартных решений, а также  эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

 

 

6. Перспективы внедрения информационных  технологий в сферу государственного  управления

Реализация такой задачи Федеральной  целевой программы «Электронная Россия», как «Модернизация органов  власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения  информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение многих задач  – это и сокращение сроков обработки  различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного  взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет  зависеть эффективность электронных  коммуникаций в государственном  секторе в будущем.

До последнего времени сама жизнь  вынуждала министерства и ведомства  ускоренно реализовывать собственные  программы внедрения информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате и  многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз  данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически  у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные  структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в  Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных  целях, но таких энтузиастов –  единицы в каждом ведомстве, в  то время как для полноценного обслуживания министерского или  ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек.

При этом даже наиболее «продвинутые»  в области использования информационных технологий ведомства стараются  решать только свои собственные задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с  раскрытием информации для населения  и бизнеса, с организацией онлайнового  взаимодействия правительственных  учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или  граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной.

Еще одной важной частью управления взаимодействием правительства  с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики будут  передавать в электронной форме  персональные данные о своих доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и нормативном уровне, оно гарантирует полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована.

Решая проблемы защиты информации, большинство  государственных организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых субъектах  федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит  немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы  повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Кроме того, большое значение имеет  уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих, которая бы работала с  некоторым опережением. Первый опыт внедрения информационных технологий в систему образования в середине 1980-х годов говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования  информационных технологий.

Эффективное внедрение современных  информационных технологий в органах  власти и управления, создание единого  информационного пространства как  для отдельного региона, так и  для всей страны в целом не может  не предполагать единого стандарта  программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных  и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим  централизованный подход, который может  быть реализован только в рамках Федеральной  целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации  президента, представителей президента в округах и других властных структурах.

 

Заключение

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно  преобразует общественную жизнь  и приводит к революционным сдвигам  в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к потере информационного  суверенитета страны. Решение данной проблемы невозможно без соответствующего уровня информатизации.

Распространение информационных технологий в России требует значительного  усиления регулирующего воздействия  государства на процессы информатизации. Принципиально важным является более  широкое использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе  экономики и органах управления.

Информация о работе Информационное общество, единое информационное пространство