Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучить сущность и особенности "информационной войны", а также рассмотреть и проанализировать "информационные войны" современности на примере Южного Урала.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, ресурсы Интернет по интересующей тематике.
2. Выявить сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Теоретические и научные основы информационной войны……………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и особенности информационной войны. Методы информационных войн……………………………………………………………6
1.2. СМИ как оружие информационных войн………………………...14
Глава II. Южный Урал – поле битвы региональных СМИ………..23
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературных источников……………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические и научные
основы информационной войны…………………………………………………………………
1.1 Сущность и особенности
1.2. СМИ как оружие информационных войн………………………...14
Глава II. Южный Урал – поле битвы региональных СМИ………..23
Заключение……………………………………………………
Список литературных источников……………………………………33
Введение
На современном этапе развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства – людьми, организациями, государствами. Возможности быстрого обмена политической, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни является несомненным благом. Однако необходимая степень информатизации может быть достигнута только тем обществом, которое обладает высоким научно-техническим и промышленным потенциалом и достаточным культурно-образовательным уровнем. Государства, не имеющие таких предпосылок всестороннего развития, все дальше отодвигаются на задворки социального и технического прогресса. Подобная неравномерность грозит противостоянием развитых стран и остального мира, чревата нестабильностью.
Единое информационное пространство требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран-субъектов информационного сообщества. Это дает возможность мощным державам с высоким научно-техническим и промышленным потенциалом, таким как, США и Япония, усиливать свое политическое, экономическое и военное превосходство за счет лидерства в информатизации. В принципе возможен глобальный информационный контроль над мировым сообществом, навязывание другим государствам своих правил жизни.
Термин "информационная война" обязан своим происхождением военным. Понятия, используемые для определения и изучения информационной войны и ее последствий, все еще не устоялись и могут измениться в будущем. "Информационная война представляет собой согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения действий в различных сферах: экономической, политической, социальной на поле боя".
"Информационная война – война нового типа, объектом ее является сознание людей. Она основана на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека. Это чаще всего происходит неосознанно для тех, кто подвергается информационно-психологическому воздействию".
Целью данной работы является изучить сущность и особенности "информационной войны", а также рассмотреть и проанализировать "информационные войны" современности на примере Южного Урала.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить научную,
научно-методическую и
2. Выявить сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения.
3. Проанализировать наиболее
масштабные информационные
Объектом исследования являются средства массовой информации.
Предметом исследования являются информационные войны средств массовой информации.
В связи с поставленной целью и задачами мы использовали в исследовании метод анализа литературных источников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первом параграфе первой главы мы раскрываем понятие информационной войны, а также методы ее проведения. Во втором параграфе мы рассматриваем СМИ как оружие в информационной войне на примере Грузино-Осетинского конфликта.
Во второй главе мы рассматриваем информационные войны на Южном Урале на примере противостояния губернатора области Михаила Юревича и председателя областного суда Федора Вяткина при помощи региональных СМИ.
Глава I. Теоретические и научные основы информационной войны
1.1 Сущность и особенности информационной войны. Методы информационных войн
Скорость, с которой
современные информационные и телекоммуникационные
технологии ворвались в нашу жизнь,
позволила говорить о "цифровой революции",
которая уже преобразует социал
В 1993 году в "глобальной паутине" насчитывалось только 50 страниц; сегодня их более 1 миллиарда. В 1998 году к Интернету было подключено всего лишь 143 миллиона человек, к 2001 году количество пользователей достигло 700 миллионов человек, а в настоящее время – около 2 миллиардов. Интернет уже применяется в гораздо более широкой сфере, чем любое, из когда-либо применявшихся ранее средств связи.
Столь внушительные, а главное - молниеносные, изменения привели к тому, что стремление к удержанию глобального лидерства вынуждает руководства ведущих мировых стран пересматривать свой подход к ведению внешней и внутренней политики.1
Термин "информационная война" оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991 году. Под этим тогда подразумевались дезинформация и физические действия, направленные на разрушение иракских информационных систем – как военных (радио и компьютерная связь), так и гражданских (средств пропаганды). К этому можно добавить и западные телекомпании, ведшие трансляции из Ирака. Причем эти передачи были направлены не на противника, а, наоборот – на граждан западных стран.
После войны в Заливе появились теоретики "информационной войны".
В августе 1995 года Национальным Институтом Обороны США была опубликована классическая работа в данной области Мартина Либики. В ней автор определил 7 форм информационной войны:
М.Либики выделил в особое направление семантические атаки. Отличие семантической атаки от хакерства он видит в том, что хакер, грубо говоря, заставляет систему работать неправильно. При семантической атаке компьютерная система работает абсолютно правильно, но решения, которые она выдает, неверны. Семантическая атака направлена на "органы чувств" компьютерной системы, контролирующей какой-либо процесс с помощью датчиков. Обмануть эти датчики или другие средства ввода, значит, вывести систему из строя, не нарушив в ней ничего.2
Исходя из театра действий, информационная
война может вестись в
Электронное поле боя представлено постоянно растущим арсеналом электронных вооружений, преимущественно засекреченных. Они предназначены для боевых действий в области командования и управления войсками, или "штабной войны".
Атаки инфраструктуры наносят удары по жизненно важным элементам, а именно: по телекоммуникациям или транспортным системам. Подобные действия могут быть предприняты геополитическими или экономическими противниками или террористическими группами.
Промышленный шпионаж и другие виды разведки осуществляются корпорациями или государствами в отношении других корпораций или государств; например, сбор информации разведывательного характера о конкурентах, хищение патентованной информации и даже акты саботажа в форме искажения или уничтожения данных или услуг.
Конфиденциальность становится все более уязвимой по мере появления возможности доступа к постоянно растущим объемам информации в увеличивающемся числе абонентских пунктов. Важные персоны, таким образом, могут стать объектом шантажа или злобной клеветы, и никто не гарантирован от подложного использования личных идентификационных номеров.3
Информационно-психологическая война имеет существенные отличия от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть – воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение. Роль вируса играет управляемая извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.
Вирусное заболевание имеет скрытый период, но после его окончания наступает острая стадия – организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так же при организации изменений существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.
Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.4
Наряду с рациональными
Один из эффективных методов – метод большой лжи – успешно был применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.
В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.
Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.
Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".
Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и быстро сменяющие друг друга кампании.