История появления и развития журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:37, реферат

Описание работы

Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся социальным институтом пронизывающим и влияющим на все сферы общества. Изучение истории журналистки позволяет более глубоко понять не только ее развитие и современное положение в социуме, но и развитие общества в целом.
Необходимость знания и понимания причин и предпосылок, способствующих появлению и становлению журналистики, поможет нам спрогнозировать ее дальнейшие тенденции и пути развития.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.92 Кб (Скачать файл)

История появления и развития журналистики

Введение

Журналистика является довольно молодым и активно развивающимся  социальным институтом пронизывающим  и влияющим на все сферы общества. Изучение истории журналистки позволяет  более глубоко понять не только ее развитие и современное положение  в социуме, но и развитие общества в целом.

Необходимость знания и понимания причин и предпосылок, способствующих появлению и становлению  журналистики, поможет нам спрогнозировать  ее дальнейшие тенденции и пути развития.

Пражурналистика . Появление информационного общения

Формы информационного  общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым  шагом при переходе от «первобытного  стада» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли  первичные формы труда формировавшихся  людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а  затем стала возникать членораздельная  речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению  людей при организации поведения  в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.

Информационное  общение, в котором оказались, задействованы  зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, – воздействия в сфере  общественного мнения, которое тогда  было едва ли не главной духовно  организующей силой в жизнедеятельности  человеческих общностей.

Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений  об окружающем мире и способом воздействия  на поведение людей как членов общностей уже при первобытном  строе. Связка «информация – общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться  в далекие времена.

Появление ораторских выступлений

С возникновением государства  формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты  и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и  Цицерона (Рим), представляют яркое  проявление того, что можно уже  с большой определенностью назвать  пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.

С древних времен и до наших дней устные выступления  ораторов являлись и остаются важнейшей  формой массово-информационной деятельности. Представители государственной  власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами  распространения информации связаны  широко бытующие сейчас слова –  «форум» (площадь собрания в Риме), «трибуна» (выборные должности), «вече» (собрание у славян), «дума» и др. Многие из них сохранились в названиях  газет и журналов, что свидетельствует  о прочных связях журналистики с  пражурналистическими явлениями.

Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь  и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическое красноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее  оказалось важным атрибутом парламентской  культуры, вообще выступлений перед  широкой публикой, в том числе  на митингах и собраниях.

Появление письменных форм передачи информации

Одновременно с  устными развивались письменные формы массовой информационной деятельности. Позже возникли прокламации, листовки и др. На их основе сформировались жанры  публицистики. Широко вошедшие в журналистскую  практику.

Все эти формы  общественной коммуникации возникли в  древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики – подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода.

Известно, что в  Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более  устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течении столетий сводки различных известий – «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима.

История сохранила  названия должностей людей, которые  занимались изданием этих газет. Составление  текстов поручилось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовым и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. Материал для этих изданий  собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получал  право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона.

И в других странах, например, Японии, до возникновения  печатной техники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая  «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters».

«Службы новостей»

Предтечи профессии  в устном информировании –глашатаи  известных во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты – шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». Настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразы редакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались добыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.

Однако все названные  явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий», отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.

Журналистика

Возникновение собственно журналистики

Собственно журналистика – печатные периодические издания  – могла возникнуть только после  изобретения книгопечатания. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки – непосредственные предшественники  газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника  начнет использоваться для тиражирования  журналисткой периодики.

Решающим фактором возникновения журналистики оказались  социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного  складывания рыночных отношений, роста  международной торговли. В это  же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются  наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.

Все эти социальные, политические, культурные экономические  факторы послужили толчком для  более широкого и регулярного  распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также  политической – о внутреннем и  международном положении дел. Технические  возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену  истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими  притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги  стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.

Первые  газеты

Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали  возникать ежедневные газеты. Новые  издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте  существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло  разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и  напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной  прессы глядит гораздо богаче и пестрее.

Пресса едва ли не с момента своего рождения стала  участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих  взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью  газет отстаивали свое господство и  привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой  по способности влиять на массовое сознание.

Вначале главным  оружием политической борьбы были издании  брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской  революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время  революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.

Так как на смену  феодальной замкнутости пришли все  более дробное разделение труда  между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как  следствие – оживились связи  между населенными пунктами и  государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга  представлений о жизни его  интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного  опыта, и именно пресса открывала  ему окно в мир.

В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по указу и при участии  Петра I.. Это было государственное  политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.

В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно  в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и  руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом  и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.

В XIX веке европейская  журналистика стала динамически  развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась  на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств  массовой информации знакомить широкие  круги общественности со сферой своих  занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.

С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для  иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения  фотографических снимков с помощью  клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали  широкие круги аудитории, благодаря  чему росли тиражи и доходы, формировались  редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.

В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и  низов общества) и качественная (для  состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать  массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как  ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

Информация о работе История появления и развития журналистики