Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:27, курсовая работа
Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.
Введение
Глава 1.Функция эпатажа в СМИ
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе
1.2. Функция эпатажа
1.3. Эпатаж по Бахтину
Глава 2. Эпатирующие приёмы в журнале Esquire
2.1. Нарочитая деэстетизация
2.2. Нарушение табу
2.3. Едкая сатира
2.4. Герои «нонконформисты
2.5.Игра на понижение
2.6. Необычная рубрика
Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire
Заключение
Список литературы
КФ МГЭИ
Курсовая работа на тему
«Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire»
Выполнил студент 5-го курса
Лютов К.Н
Проверила
Карпова М.В
Содержание
Введение
Глава 1.Функция эпатажа в СМИ
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе
1.2. Функция эпатажа
1.3. Эпатаж по Бахтину
Глава 2. Эпатирующие приёмы в журнале Esquire
2.1. Нарочитая деэстетизация
2.2. Нарушение табу
2.3. Едкая сатира
2.4. Герои «нонконформисты
2.5.Игра на понижение
2.6. Необычная рубрика
Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.
Я считаю, что моя тема актуальна, так как:
1. На сегодняшний день
средства массовой информации
борются за читателя и поэтому,
2. Сегодняшняя общественная жизнь пропитана эпатажем, соответственно и в журналистику, как в явление общественное, проникает эпатаж, становясь для многих СМИ частью имиджа.
Вопрос об эпатаже в журналистике в научной литературе освещается не часто, однако эпатаж как инструмент PR рассматривается во многих учебных пособиях, научных материалах связей с общественностью[16]. Для написания данной курсовой работы я использовал различные словари, например «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой, где узнал точное определение слова «эпатаж»: «Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка»[21. С. 911]. Об эпатаже как явлении в современном обществе писала Рогалева Е.А. в своей работе «Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа». Там она раскрывает об этапах закрепления эпатажа в культуре XX века, показывает принципы эпатажа, и выдвигает собственное мнение о его функциях и способах достижения, на основании философских учений. Поэтому я изучил несколько философских работ, где освещается эпатаж как явление. Изучив работу русского философа Бахтина М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса», я нашел определенную связь между философией карнавала и основными принципами эпатажа, которые используются в исследуемом мной журнале Esquire. Для того чтобы сформировать основные принципы редакционной политики журнала Esquire , я прочёл несколько интервью с главным редактором этого издания [8, 10, 14, 18, 19], изучил историю русского журнала Esquire на его официальном сайте [11].
Объектом исследования является
эпатаж как явление в журналистской
деятельности, иными словами эпатажная
журналистика. Эмпирический объект исследования
результаты количественного и
Предметом моего исследования были формы проявления эпатажа в журнале Esquire, а именно:
1) Нарочитая деэстетизация;
2) Нарушение табу;
3) Едкая сатира;
4) Герои «нонконформисты»;
5) Игра на понижение;
6) Необычная рубрика.
Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет в современной журналистике на примере журнала «Esquire»
Задачи:
1. Выявить приёмы эпатажа в журнале « Esquire»
а) Нарочитая деэстетизация;
б) Нарушение табу;
в) Едкая сатира;
г) Герои «нонконформисты»;
д) Игра на понижение;
е) Необычная рубрика.
2. Выявить отношение аудитории
к использованию приёмов
а) Собрать фокус-группу;
б) Провести количественный и качественный анализ материалов с эпатажными приёмами.
Новизна моей работы заключается в том, что я открыл для себя то, что аудитория активно «ловится» на удочку эпатажа, даже ярко выраженного и направленного на увеличение покупателей эпатирующего издания. Также я узнал то, что эпатаж, позиционируемый как неосознанный, эпатаж «для себя, какой есть», эпатирует еще больше, и привлекает большую аудиторию.
Методы исследования: элементы контент-анализа, создание фокус-группы, количественный и качественный анализ текста.
Гипотезы:
1. Наиболее часто для проявления эпатажа в «Esquire» используется подбор героев «нонконформистов»
2. Аудитория воспринимает журнал «Esquire» как эпатажный благодаря вышеназванным приёмам.
Глава 1. Функция эпатажа в СМИ
1.1 Эпатаж как явление в современном обществе
ХХ век – эпоха становления новой системы парадигм в культуре, эпоха колосальных перемен во всех областях жизни. В культуре ХХ века человек вступает во взаимодействие с различными культурами прошлого и настоящего. В этом «диалоге культур» происходит постоянное столкновение культурных норм [1. С.289]. Сегодня не существует и не может существовать единой “культурной матрицы” для принятия решений. Кризисные явления в культуре, о которых не раз писали философы ХХ века – М.Хайдеггер [2. С.104], Э.Гуссерль [3. С.64], А.Камю [4], проявляют не только гибель старого опыта мировосприятия, но и рождение нового. Уходит эпоха модернизма, на смену ей приходит постмодернизм. В этих условиях мятеж против нормы, кризис идентификации выступают как поиск путей обновления ценностного фонда эпохи, менталитета и образа жизни социума. Одной из форм этого поиска является эпатаж, превратившийся в культуре ХХ века из индивидуального способа поведения в широко распространенное явление.
Эпатаж – скандальное поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы) [5. С.216-217].
Эпатаж возникает в
европейской культуре еще в античную
эпоху, но первоначально появляется
как сугубо индивидуальный акт поведения.
Традиционно эпатаж рассматривался
гуманитариями в контексте
Своеобразие современного этапа
существования эпатажа
Изучать такое сложное и многогранное явление, как эпатаж, можно на основании принципа взаимодополнения (Н.Бор). Такими взаимодополнительными подходами являются теория девиантного поведения, концепция кризиса идентификации и теория игры. Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. Со структурной точки зрения, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж – это поиск идентификации.
Однако такой подход не
может выделить столь важную характеристику
эпатажа, как его игровой характер.
Теория игры заняла сегодня прочное
место среди множества
Эпатирующее поведение всегда включает момент игры, посредством которой осуществляется выход за пределы нормы. Следует подчеркнуть, что, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, игра позволяет эпатирующему субъекту не разрушать, а созидать, потому - что она творит порядок за пределами пространства обыденной жизни. Так, карнавал безумен с точки зрения законов официальной культуры, но сам карнавал как культурная форма имеет свой строгий порядок, творится по определенным законам и потому открывает новое ценностно-смысловое пространство (М. Бахтин) [17].
Эпатирующий субъект, играя,
обнаруживает и обнажает «безумство»
мира, в котором ему случилось
жить. Открыть глаза своим
Широкие возможности для
анализа эпатажа открывает
1. Игра – это всегда «понарошку». И в этом ее отличие от реальной, настоящей жизни. Игра – это отрешение от обыденной реальности, и эпатаж – это тоже не «обыденная», не реальная жизнь, эпатирующий всегда играет, а, играя, он выходит за рамки повседневной жизни в некую «временную сферу деятельности». Но это как будто «взаправду», абсолютно не исключает, что «...это “ради игры” может протекать с величайшей серьезностью, даже с самозабвением, переходящим в восторг…».
Не будучи «обыденной»
жизнью, игра лежит за рамками процесса
непосредственного
2. Внутри игрового пространства
царит собственный,
3. Изолированность составляет
третий отличительный признак
игры и «разыгрывается» в
4. Есть еще один, не менее важный признак игры, выделяемый И.Хейзингой, – это инобытие и тайна, наглядно выражающиеся в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо». Эпатируя, человек играет, создавая новый образ, как бы надевает на себя маску другого и отличного от всех существа.
Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, теперь можно назвать игру, а значит и эпатаж как игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, целиком овладевающее играющим и не преследующее при этом никакого прямого материального интереса. Иначе говоря, эпатаж – это свободная деятельность, протекающая упорядоченно, по определенным правилам, и имеющая своей целью выход за пределы нормы, создание нового (имидж, маска) [7].
1.2.Функция эпатажа
Эпатаж, как инструмент связей с общественностью, чрезвычайно важен и востребован в области культуры и искусства. Так как, по сути, эпатаж также является способом управления, который нацелен на установление контакта между субъектом эпатажа и общественностью и исполняет роль «системы раннего оповещения» о назревающих тенденциях и переменах в общественном сознании, эпатаж использует открытые формы деятельности и информирования целевой аудитории.
1. Информационная функция:
Информация, которую несет тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих вещах:
• мир застоялся и требует обновления в одной из сфер;
• субъект эпатажа располагает
информацией о способе
• субъект эпатажа показывает, как это можно делать;
• субъект меняется внутренне и не требует, а предлагает окружению обратить внимание на проблему.
Для усиления этой функции в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение влиятельных людей, интрига.
2. Аналитическая функция:
Она заключается в гигантской
предварительной мозговой работе эпатирующего
элемента по переосмыслению и новому
видению проблемы. Господствующие догмы
здесь не действуют и сразу
отбрасываются — требуется
Информация о работе Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire