Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:57, курсовая работа
Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.
Ведение……………………………………………………..……………………...3
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6
1.1. Исторический аспект развития жанра эссе…….….........................................6
1.2. Жанровые особенности эссе и его функции…………………...……............8
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15
2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто?..................................................15
2.2. Дмитрий Быков. Евразийское………………………………………………18
2.3. Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит……………………19
Заключение……………………………………………………..……….…...…..23
Список литературы………………………………………………………....…..26
Санкт-Петербургский
Факультет культуры
Кафедра журналистики
Курсовая работа
Тема: «Эссе в современных периодических изданиях»
Выполнила: студент 4 курса
факультета культуры
специальность «Журналистика»
Жовтис Роман Евгеньевич
______________________
(подпись)
Научный руководитель: профессор,
доктор филологических наук
Лыткина Лариса Владимировна
_____________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2013
Содержание.
Ведение……………………………………………………..…
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6
1.1. Исторический аспект развития
жанра эссе…….…......................
1.2. Жанровые особенности эссе
и его функции…………………...……...........
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15
2.1. Владимир Соболь. Человек
человеку – кто?..........................
2.2. Дмитрий Быков. Евразийское…………
2.3. Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит……………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном мире средства массовой информации играют значительную, и все более возрастающую со временем, роль в формировании мнений общества о социально-значимых явлениях, процессах и проблемах.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что жанр эссе становится все более популярным, поскольку предусматривает полную свободу самовыражения и неограниченное движение авторской мысли. Эссе превращается в подходящую и необходимую форму отражения действительности.
Кроме того, актуальность исследования обусловлена влиянием жанра на другие крупные жанры, как публицистические, так и чисто литературные.
Диалог аудитории с
большей частью социальных явлений
происходит за счет массовой коммуникации.
Так о происходящих ежедневно
во всем мире событиях и явлениях общество
узнает из печатных периодических изданий
и других видов СМИ. С другой стороны,
немалое число социально-
Как правило, именно такие темы освещают в своих работах эссеисты, ведь этот жанр был и остается зеркалом отображения социально-значимых явлений, толчков ежедневных потрясений сегодняшнего времени.
Объектом курсовой работы является эссеизм как определяющий, сущностный признак современной публицистики.
Предметом исследования служат публицистические эссе газеты «Невское время», а именно, рубрики «Взгляд»; рубрика «Авторская колонка» российской «Новой газеты», а так же материал блогера А. Навального «Чувак из Коврова всех победит».
Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
• выявить особенности развития эссеистики в российском и зарубежном информационном пространстве;
• рассмотреть тексты, относящиеся к жанру эссе на страницах отечественной прессы;
• на основе проведенного исследования определить перспективы развития жанра эссе в печатных средствах массовой информации.
Базу исследования составили газеты с публикациями эссе, изданные в России и за рубежом за 20012-2013 годы.
Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной критической литературе вопросам периодической печати посвящено немало работ. Значительная их часть связана с жанровой принадлежностью материалов, в том числе, с эссе. Несмотря на большое количество работ, посвященных теории жанра эссе, феномен и явление эссеизма в публицистике изучены неполно. В то же время разработки А.Г. Бочарова1, Б.В.Стрельцова2, М.Н.Эпштейна3, М.М. Бахтина4, А.В. Лукиной и И.П. Магая5, Т.Ю. Лямзиной6 заложили базу для рассмотрения эссеизма как особого составляющего современной публицистики.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей: Н.С. Валгина7 «Теория текста», С.М. Гуревич8 "Газета вчера, сегодня, завтра", Л.Г. Кайда9 "Эффективность публицистического текста", М.Н. Ким10 " Очерк: Теория и методология жанра", М.И. Стюфляева11 "Убеждающее воздействие публицистики".
Структура работы определена целью исследования и, соответственно, задачами. Курсовая работа «Эссе в современной периодической печати» состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Аннотация работы по главам: В первой главе курсовой работы представлен краткий исторический обзор жанра эссе. Далее эссе рассматривается как жанр, способный существовать как в литературе, так и в публицистике, а также исследуется его жанровая принадлежность и рассматриваются функции эссе.
Во второй главе на примере текстов, опубликованных на страницах периодической печати, исследуется функция отображения социально-значимых событий и влияния на аудиторию, а также анализируется принадлежность материалов к жанру эссе.
Сегодня, в газетах и
журналах всё реже встречаются материалы
с ярким субъективно-
Эссе – универсальный жанр, который существующий в гуманитарной теории более четырех веков. Официально отцом жанра является французский мыслитель Мишель Монтень (XVI в.). Во Франции в 1580 году была опубликована книга «Essais», в которой автор рассуждает о судьбе общества и человека. По мнению многих исследователей и Л.Г.Кайды12, жанр ведет свою историю с античных времен. В «Декламациях» Лукиана, «Диалогах» Платона, трактатах Марка Тулия Цицерона прослеживаются начала личностного отношения человека ко всему земному. В древнерусской литературе жанр «Слово» (XI в.), «Слова и речи» Феофана Прокоповича и эссеистический сериал «Слово» Михаила Васильевича Ломоносова, которые по всем признакам близки к эссе, могут считаться истоками мировой эссеистики.
В 1697 году, Френсис Бэкон написал сочинения, которые обозначил как «essays» и стал основоположником английского эссе.
Жанр постепенно модифицировался – его начали видеть, как опыт в рассуждениях о какой-либо определенной проблеме.
Сегодня создателем именно газетного эссе считают журналиста Ричарда Стила. В своем журнале "Болтун" ("The Tatler", 1709-1711) Стил публиковал эссе своего друга и напарника Джозефа Аддисона. Эти работы считаются примером классической эссеистики. «Эссе Стила и Аддисона создавались от имени выбранной маски и посвящались различным событиям лондонской жизни»13. К этому времени эссе стали отличаться своей краткостью.
Свои эссе в газетах начали публиковать известные писатели того времени: Дж. Свифт, Г.Филдинг и др. В XVIII-XIX вв. эссе стоит в ряду ведущих жанров журналистики Англии и Франции.
В США эссе стало развиваться к концу XVIII - начале XIX веков. В это время Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой.
К XX веку жанр эссе использовали знаменитые писатели Анатоль Франс, Томас Манн, Бернард Шоу, Джордж Оруэлл, Жан-Поль Сартр и другие.
Для русской и литературы и публицистики жанр эссе нехарактерен. Но, тем не менее, образцы эссеистики имели место в эпоху Просвещения, когда эссе являли собой рассуждения мыслителей о русской культуре, литературе, языке, о русском человеке и быте. Сегодня известны литературные портреты-биографии А.С.Пушкина, которые многие исследователи называют высотой русской эссеистики: «Ломоносов», «Дельвиг», «Александр Радищев».
Так же образцы эссеистики имели место в произведениях Чаадаева П.Я., Гоголя Н.В, А. И. Герцена «С того берега», Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Эссеистику 30-40-х годов разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург, Алексей Толстой, Иосиф Бродский и многие другие авторы. Эссе этих публицистов имели форму открытого письма.
В послевоенные годы отношение к эссе изменилось. В печати больший интерес получали материалы, дающие мгновенный результат: статья, памфлет, фельетон. Но эссеистика не перестала существовать полностью. Доказательством этого может служить газета «Неделя», издававшаяся в конце 60-х, начале 70-х годов. Эссеистические тексты публиковались в рубрике «Колонка редактора».
С появлением качественно новой публицистики в 80-90-х годах, произошло возрождение жанра эссе в журналистике. Гласность и свобода мнений позволила обществу открыто рассуждать на любые темы и свободно озвучивать свои мысли. Появились интерес и необходимость в жанре эссе. Журналистика стала персонифицироваться. Эссе становится популярнее остальных жанров художественной публицистики.
Конец XX - начало XXI века известны в истории русской литературы, как годы поиска авторов в области эссеистики. Примером этого, служат работы И.Бродского, М.Эпштейна, Л.Аннинского, С.Лурье, С.Гандлевского, М.Айзенберга, А.Арьева, И.Клеха, К.Кобрина и других публицистов. В своих текстах авторы стремились к исполнению основных жанровых требований, несмотря на то, что сами требования имеют довольно неопределенную метафорическую формулировку: «Эссе – плод медленной мысли, медитативного разглядывания предмета, экзистенциального переживания ситуации. В идеале эссе (лучшие из них писал Мандельштам) – как стихи: их нельзя пересказать, только процитировать”14. Эссе не имеет четких концепций, потому текст возникает от потока хаотичных мыслей, а результат его зачастую является непредсказуемым.
По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).
Эссе как жанр на протяжении
всего времени
Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин.15
В толковом словаре русского языка Ожегова16 эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.
В большом энциклопедическом словаре17 дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Исходя из вышесказанных определений эссе, можно прийти к выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или иную тему.
Это значит, что эссе не является только художественной литературой со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к публицистике, так и к философии своими бесконечными рассуждениями.
Но есть и четкая граница между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает принцип, что истина является более важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол – вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева18.
Информация о работе Эссе в современных периодических изданиях