Эссе в современных периодических изданиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах, в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………..……………………...3
Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6
1.1. Исторический аспект развития жанра эссе…….….........................................6
1.2. Жанровые особенности эссе и его функции…………………...……............8
Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15
2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто?..................................................15
2.2. Дмитрий Быков. Евразийское………………………………………………18
2.3. Алексей Навальный. Чувак из Коврова всех победит……………………19
Заключение……………………………………………………..……….…...…..23
Список литературы………………………………………………………....…..26

Файлы: 1 файл

курсовая Жовтис.docx

— 83.03 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

 

Факультет культуры

Кафедра журналистики

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Эссе в современных периодических изданиях»

 

 

 

 

Выполнила:  студент 4 курса

факультета культуры

специальность «Журналистика»

Жовтис Роман Евгеньевич

______________________

(подпись)

Научный руководитель: профессор,

доктор филологических наук

Лыткина Лариса Владимировна

_____________________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание.

 

Ведение……………………………………………………..……………………...3

Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции….….…..6

1.1. Исторический аспект развития жанра эссе…….….........................................6

1.2. Жанровые особенности эссе и его функции…………………...……............8

Глава II. Анализ эссе в современных периодических изданиях…….…..15

2.1. Владимир Соболь. Человек человеку – кто?..................................................15

2.2. Дмитрий Быков. Евразийское………………………………………………18

2.3. Алексей Навальный.  Чувак из Коврова всех победит……………………19

Заключение……………………………………………………..……….…...…..23

Список литературы………………………………………………………....…..26

Приложения………………………………………………………………...…....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире средства массовой информации играют значительную, и все более возрастающую со временем, роль  в формировании мнений общества о социально-значимых явлениях, процессах  и проблемах.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что жанр эссе становится все более популярным, поскольку предусматривает полную свободу самовыражения и неограниченное движение авторской мысли. Эссе превращается в подходящую и необходимую форму отражения действительности.

Кроме того, актуальность исследования  обусловлена влиянием жанра на другие крупные жанры, как публицистические, так и чисто литературные.

Диалог аудитории с  большей частью социальных явлений  происходит за счет массовой коммуникации. Так о происходящих ежедневно  во всем мире событиях и явлениях общество узнает из печатных периодических изданий  и других видов СМИ. С другой стороны, немалое число социально-значимых вопросов зачастую остаются незатронутыми, или неполно освещенными, журналистами, то есть остаются за пределами публичного высказывания.

Как правило, именно такие  темы освещают в своих работах  эссеисты, ведь этот жанр был и остается зеркалом отображения социально-значимых явлений, толчков ежедневных потрясений сегодняшнего времени.

Объектом курсовой работы является эссеизм как определяющий, сущностный признак современной публицистики.

Предметом исследования служат публицистические эссе газеты «Невское время», а именно, рубрики «Взгляд»; рубрика «Авторская колонка» российской «Новой газеты», а так же материал блогера А. Навального «Чувак из Коврова всех победит».

Целью  работы является исследование жанра эссе, публикующегося на страницах современных периодических изданий. Необходимо рассмотреть постепенное формирования данного жанра в российских и зарубежных журналистских текстах,  в связи с процессом зарождения и эволюции эссеистики за время ее существования, определение социально-значимых особенностей и предметно-тематического содержания. Важно определить жанровую принадлежность эссе и выявить составляющие элементы эссеистских текстов.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

• выявить особенности развития эссеистики в российском и зарубежном информационном пространстве;

• рассмотреть тексты, относящиеся к жанру эссе на страницах отечественной прессы;

• на основе проведенного исследования определить перспективы развития жанра эссе в печатных средствах массовой информации.

Базу исследования составили  газеты с публикациями эссе, изданные в России и за рубежом за 20012-2013 годы.

Степень изученности  темы. В отечественной и зарубежной критической литературе вопросам периодической печати посвящено немало работ. Значительная их часть связана с жанровой принадлежностью материалов, в том числе, с эссе. Несмотря на большое количество работ, посвященных теории жанра эссе, феномен и явление эссеизма в публицистике изучены неполно. В то же время разработки А.Г. Бочарова1, Б.В.Стрельцова2, М.Н.Эпштейна3, М.М. Бахтина4, А.В. Лукиной и И.П. Магая5, Т.Ю. Лямзиной6   заложили базу для рассмотрения эссеизма как особого составляющего современной публицистики.

Теоретическую и  методологическую базу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей: Н.С. Валгина7 «Теория текста», С.М. Гуревич8 "Газета вчера, сегодня, завтра", Л.Г. Кайда9 "Эффективность публицистического текста", М.Н. Ким10 " Очерк: Теория и методология жанра", М.И. Стюфляева11 "Убеждающее воздействие публицистики".

Структура работы определена целью исследования и, соответственно, задачами. Курсовая работа «Эссе в современной периодической печати» состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Аннотация работы по главам: В первой главе курсовой работы представлен краткий исторический обзор жанра эссе. Далее эссе рассматривается как жанр, способный существовать как в литературе, так и в публицистике, а также исследуется его жанровая принадлежность и рассматриваются функции эссе.

Во второй главе на примере текстов, опубликованных на страницах периодической печати, исследуется функция отображения социально-значимых событий и влияния на аудиторию, а также анализируется принадлежность материалов к жанру эссе.

 

 

Глава I. Жанровый статус эссе: Развитие, особенности, функции.

    1. . Исторический аспект развития жанра эссе.

Сегодня, в газетах и  журналах всё реже встречаются материалы  с ярким субъективно-эмоциональным  авторским началом. Аудитория привыкает  к большому многоканальному потоку информации. Ориентируясь в огромном количестве источников, акцентируя внимание на маленьких информационных сообщениях, у читателя почти не остается времени на большие аналитические материалы. Одним из свойств эссе стала способность заставить читателя остановиться, прислушаться к автору, поразмыслить над проблемой.

Эссе – универсальный жанр, который существующий в гуманитарной теории более четырех веков. Официально отцом жанра является французский мыслитель Мишель Монтень (XVI в.). Во Франции в 1580 году была опубликована книга «Essais»,  в которой автор рассуждает о судьбе общества и человека.  По мнению многих исследователей и Л.Г.Кайды12,  жанр ведет свою историю с античных времен. В «Декламациях» Лукиана, «Диалогах» Платона, трактатах Марка Тулия Цицерона прослеживаются начала личностного отношения человека ко всему земному. В древнерусской литературе жанр «Слово» (XI в.), «Слова и речи» Феофана Прокоповича и эссеистический сериал «Слово» Михаила Васильевича Ломоносова, которые по всем признакам близки к эссе, могут считаться истоками мировой эссеистики.

В 1697 году, Френсис Бэкон  написал сочинения, которые обозначил как «essays» и стал основоположником английского эссе.

Жанр постепенно модифицировался  – его начали видеть, как опыт в рассуждениях о какой-либо определенной проблеме.

 Сегодня создателем  именно газетного эссе считают  журналиста Ричарда Стила. В своем журнале "Болтун" ("The Tatler", 1709-1711) Стил публиковал эссе своего друга и напарника Джозефа Аддисона. Эти работы считаются примером классической эссеистики. «Эссе Стила и Аддисона создавались от имени выбранной маски и посвящались различным событиям лондонской жизни»13. К этому времени эссе стали отличаться своей краткостью.

Свои эссе в газетах начали публиковать известные писатели того времени: Дж. Свифт, Г.Филдинг и др. В XVIII-XIX вв. эссе стоит в ряду ведущих жанров журналистики Англии и Франции.

В США эссе стало развиваться к концу XVIII - начале XIX веков. В это время Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой.

К XX веку жанр эссе использовали знаменитые писатели Анатоль Франс, Томас Манн, Бернард Шоу, Джордж Оруэлл, Жан-Поль Сартр и другие.

Для русской и литературы и публицистики жанр эссе нехарактерен. Но, тем не менее, образцы эссеистики имели место в эпоху Просвещения, когда эссе являли собой рассуждения мыслителей о русской культуре, литературе, языке, о русском человеке и быте. Сегодня известны литературные портреты-биографии А.С.Пушкина, которые многие исследователи называют высотой русской эссеистики: «Ломоносов», «Дельвиг», «Александр Радищев».

Так же образцы эссеистики имели место в произведениях Чаадаева П.Я., Гоголя Н.В, А. И. Герцена «С того берега», Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Эссеистику 30-40-х годов разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург, Алексей Толстой, Иосиф Бродский и многие другие авторы. Эссе этих публицистов имели форму открытого письма. 

В послевоенные годы отношение  к эссе изменилось. В печати больший  интерес получали материалы, дающие мгновенный результат: статья, памфлет, фельетон. Но эссеистика не перестала существовать полностью. Доказательством этого может служить газета «Неделя», издававшаяся в конце 60-х, начале 70-х годов. Эссеистические тексты публиковались в рубрике «Колонка редактора».

С появлением качественно  новой публицистики в 80-90-х годах, произошло возрождение жанра  эссе в журналистике. Гласность и  свобода мнений позволила обществу открыто рассуждать на любые темы и свободно озвучивать свои мысли. Появились  интерес и необходимость в  жанре эссе. Журналистика стала персонифицироваться. Эссе становится популярнее остальных  жанров художественной публицистики.

Конец XX - начало XXI века известны в истории русской литературы, как годы поиска авторов в области эссеистики. Примером этого, служат работы И.Бродского, М.Эпштейна, Л.Аннинского, С.Лурье, С.Гандлевского, М.Айзенберга, А.Арьева, И.Клеха, К.Кобрина и других публицистов. В своих текстах авторы стремились к исполнению основных жанровых требований, несмотря на то, что сами требования имеют довольно неопределенную метафорическую формулировку: «Эссе – плод медленной мысли, медитативного разглядывания предмета, экзистенциального переживания ситуации. В идеале эссе (лучшие из них писал Мандельштам) – как стихи: их нельзя пересказать, только процитировать”14. Эссе не имеет четких концепций, потому текст возникает от потока хаотичных мыслей, а результат его зачастую является непредсказуемым.

    1. . Жанровые особенности эссе и его функции.

По мере своего развития публицистика испытывала размежевание. Постепенно формировались роды (информационная, аналитическая, художественная публицистика), выделялись жанры (репортаж, статья, корреспонденция, фельетон, очерк, эссе и др.), проявлялись виды (политический, экономический, литературно-критический, морально-этический и т.д.), стили (полемический, сатирический, пропагандистский, агитационный, критический и др.).

Эссе как жанр на протяжении всего времени трансформировалось. В результате чего у эссе по-прежнему нет ясных границ, определяющих его формы, типы, четкое выделение среди других жанров публицистики. Это привело к появлению разрозненных мнений множества ученных, высказывающихся по поводу отношения эссе к тому или иному жанру.

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Такое определение дает данному жанру исследователь С.И. Чупринин.15

В толковом словаре русского языка Ожегова16 эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и, обычно, неполно.

В большом энциклопедическом  словаре17 дается следующее определение эссе: жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Исходя из вышесказанных  определений эссе, можно прийти к  выводу, что жанр этот есть и своего рода философствование автора на ту или  иную тему.

Это значит, что эссе не является только художественной литературой  со свойственными ей чертами (тропы, стиль и т.д.). Отделяясь от нее, эссе может приближаться, как к  публицистике, так и к философии  своими бесконечными рассуждениями.

Но есть и четкая граница  между философией и эссеистикой. Философское мышление подразумевает  принцип, что истина является более  важным, чем просто мнение, и истина неразрывна с её же логическим или  интуитивным познанием. Эссеистское же мышление, остается на основании субъективного человеческого мнения. Чистая субъективность, спонтанность мысли и чувства, ситуативность, каприз и произвол – вот, что такое эссе, по мнению В. Ковалева18.

Информация о работе Эссе в современных периодических изданиях