Комсомольская правда и Аргументы и факты: типологическое своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной исследовательской работы: определить типологическое своеобразие на основе анализа эволюции двух типов периодического издания, как ежедневная газета и еженедельник в лице «Комсомольской правды» и «АиФ», сделать выводы о факторах и составляющих данного своеобразия.

Содержание работы

Введение
1 Методика типологического анализа СМИ
1.1 Историко - типологический подход к изучению СМИ………………8-14
1.2 Типологическая структура современных СМИ……………………15-22

2 Функционально-тематические особенности «Комсомолки» и «АиФ»
2.1 Специфика «Комсомольской правды» как массовой газеты……23-37
2.2Типологическое своеобразие газеты «Аргументы и факты»………38-48

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Кильметова Лилия КП и АиФ типологическое своеобразие.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Функционально-тематические особенности «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов»

 

2.1 Специфика «Комсомольской правды» как массовой  газеты

«Комсомольская правда»  — ежедневная газета-таблоид, основана 13 марта 1925 года. Выпускается издательским домом «Комсомольская правда». Выходит 6 дней в неделю (кроме воскресенья). Выпускается ежедневник «Комсомольская правда», так называемая «толстушка».

    Создана в соответствии с решением XIII съезда РКП (б) для освещения деятельности Комсомола. Первый номер газеты вышел 24 мая 1925 года тиражом 31 тыс. экземпляров. Изначально до 1991 г. газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. В ней было много научно-популярных и приключенческих статей. Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения. В Советском союзе была главным информационным изданием всех Комсомольцев, молодёжного крыла КПСС.

Награждена первым орденом  Ленина за «активное содействие в  усилении темпов социалистического  строительства и в связи с  пятилетием со дня основания». Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской  революции, орденом Отечественной войны 1-ой степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

 В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский16, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара17, главы из романа Александра Фадеева 18«Молодая гвардия». С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.

 В 1960—1970-х годах в ней работали такие журналисты, как Ярослав Голованов19 и Василий Песков20. С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В конце 1980-х годов её тираж достигал 20 млн экземпляров.

  «Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 миллиона 350 тысяч экземпляров.

  В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс пресса» для Первого канала.

  19 августа 1991 во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ. После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свой формат на развлекательный , сохранив имя издания. В августе 2000 года газета первой опубликовала список 118 членов экипажа затонувшей подводной лодки «Курск».

   В понедельник, 13 февраля 2006 года сгорел весь шестой этаж здания, где располагалась московская редакция «Комсомольской правды». Несмотря на пожар, «Комсомолка» осталась работать на улице «Правды». Редакцию перенесли в здание бывшей поликлиники на ул. Правды, 15.

 В начале августа 2007 года «Комсомольская правда» сменила адрес и переехала на Старый Петровско - Разумовский проезд (станция метро «Динамо»), где и находится до сих пор. Издательский дом занимает верхние 4 этажа в 6-этажном здании московского швейного объединения «Вымпел» (основано в 1914 году), которое сдаёт значительную часть своих площадей под коммерческие и иные организации.

 В настоящее время главным редактором и генеральным директором Издательского Дома является  В. Н. Сунгоркин21.

  Как отмечают, «Комсомольская правда», имеющая большой тираж, в первой декаде XXI века вытеснила c российского рынка СМИ большинство изданий, относящихся к так называемой «желтой прессе», а также первую массовую бульварную газету «Мегаполис-экспресс». Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн экземпляров.

  За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и даже обгоняет такие русскоязычные издания, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия».

С 1 декабря 1990 года она  перестала быть органом ЦК ВЛКСМ. Новое обозначение - «Всесоюзная  ежедневная газета». Изменились социально-экономические  условия - меняется и значение типологических критериев. Газета не забывает тезис о том, что журналистика прежде всего -    духовно-практическая и общественная деятельность, и только затем - остальная сфера.

В 1990 году разовый тираж газеты составил 21 миллион 900 тысяч экземпляров. Этот рекорд стал абсолютным мировым достижением 20 века и вошел в Книгу рекордов Гиннеса.

В 1999 году газета изменила формат.

В 90-е 2000 годы  от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни  знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших таблоидов. Политический обзор в нем остался, но стал занимать меньше места.

 До 2005 года ежедневник выходил по пятницам, затем по четвергам. 

 С февраля 2001 года ежедневная газета практически во всех регионах России становится 24 полосной.

  В 2002 году возник проект «идеальной газеты» . Суть проекта – в усилении регионализации газеты за счет увеличения полосности. Девиз: «Мы будем предъявлять рынку продукт в 32 полосы ежедневно, без подъема отпускной цены».

  Начиная с 2003 года выходит еженедельник «Комсомольская правда», которая превышает ежедневную на 12 страниц. Выпуск представляет собой совмещенное центральное издание и местное приложение, естественно, большую часть выпуска занимают общероссийские новости, а зачастую и мировые. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 3,5 млн. экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем по четвергам.

  В августе 2004 года в Иркутске запущено производство первой типографии издательского дома «Комсомольская правда».

  Интернет - версия газеты стала приносить прибыль благодаря размещению на сайте издания рекламы. Вместе с многочисленными дайджестами, которые выходит на Ближнем Востоке, Европе и Америке, «Комсомольская правда» стала в буквальном смысле слова газетой мира.

  Интернационализация - другая отличительная черта ее на рубеже ХХ-ХХI веков. Стартовал проект «Да будет свет!»

  Издательский дом «Комсомольская правда» предложил рекламодателям уникальную возможность размещать рекламу в цвете. В 29 городах, которые охватывали почти 80 % тиража газеты, одновременно стали выходить цветные страницы для рекламодателей

  2006 год. Запущены типографии в Казани и Волгограде.

   2007 год. Газета отметила 15 - летие строительства региональной сети, которая все это время активно занималась продвижением «Комсомольской правды»  в самых различных уголках России.

 Большие успехи  газеты за непродолжительный  период времени говорят о ее  огромном потенциале. Этому способствуют  большие творческие возможности журналистов редакции и стабильный, дружный коллектив. Из общественно – политической «Комсомолка» стала информационной. Это не значит, что ее материалы не несут в себе субъективной оценки и мнения журналистов, их оценки событий. Просто сменила свои пропагандистские, воспитательные взгляды и перешла на освещение событий, конкретные социальные акции, благотворительную деятельность. Авторский коллектив быстро сумел переориентироваться. Инициатива, смелость, задор, энергия молодости, присущие «Комсомольской правде»  оказались непобедимы. Журналистский коллектив с богатыми традициями, наследовавший от поколения в поколение свои лучшие качества, смог выдержать все сметающие с пути ветры перестройки. Профессионализм, работоспособность, мобильность, гибкость, сплоченность, единство мышления и устойчивость взглядов, слаженность коллектива как единый организм, помогли набрать силы и снова завоевать читательский интерес. И некоторые другие издания , бывшие на высоте в советское время продолжали и продолжают выходить  до настоящего времени, не исчезли, но и не удалось поднять рейтинг  так высоко, как следовало бы. Видимо, потому, что не  изменился портрет, сохранилась консервативность, неповоротливость, специфика, излишняя серьезность и солидность – черты, с которыми они не захотели быстро расстаться.

 Таким образом, мы можем и здесь  сделать свой   вывод. В судьбоносный момент позиция редактора оказалась верной и направленный на  доброе будущее, указала  хорошую перспективу.

Изменилось информационное пространство, изменился читатель, «типологически правильная» газета стала несвоевременна и скучна. Потребовалась яркость содержания. Сохранилось название, но характер  изданий изменился: они стали универсальными, ориентированными на разного читателя. Да и велика была, скорее всего, надежда на поддержку и помощь газеты, как верного друга, советчика и грамотного добропорядочного трибуна Отечества в безнадежное время, когда читатель оказался на перепутье.

Читатель «КП» – человек, интересующийся событиями, происходящими в стране, разными людскими судьбами и желающий и отдохнуть вместе с газетой.  Наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия. Для редакции газеты, ориентированной на читателя и только на него, становится крайне важным не только определить свою информационную нишу, но и выделить целевую аудиторию, постоянно изучать ее потребности и таким образом выстраивать политику печатного органа, чтобы удовлетворить эти потребности и нужды. Газета как бы развернута во времени и пространстве – и мы оцениваем не только отдельную полосу, отдельный номер, но и комплект номеров, из которых становится более ясной позиция издания, последовательность и непоследовательность в освещении отдельных тем и проблем, системность и бессистемность дизайна. Интуитивно читательская аудитория ощущает, насколько профессиональна та или иная редакция (уважение со стороны публики завоевывается годами и даже десятилетиями кропотливым – системным – трудом, а растерять его можно в течение нескольких дней).

«Комсомольская правда», с давней и прочной историей, с  ноября 1992 года независимое издание; акционерное общество закрытого  типа, учредителем которого стал журналистский  коллектив газеты. В 1992 году было решено сформировать предприятие, которое работало бы по системе региональных представительств. То, что контрольный пакет оставался у московского холдинга, давало предприятию возможность регулировать такие важные вещи, как тиражи и прибыли. Так появился издательский дом «Комсомольская правда» - группа «Сегодня», со временем превратившийся в мощный издательско – рекламный холдинг. В 2005 году завершилось слияние активов «Проф – Медиа» («Комсомольской правды», «Советского спорта», «Экспресс - газеты». «Телепрограммы») в единый издательский дом «Комсомольская правда». В 2007 году 1005 акций ИД «Комсомольская правда» выкупила группа ЕСН. Флагманом объединенного ИД остается газета «Комсомольская правда».

  Читательская аудитория всегда была, а теперь, когда газеты находятся в рыночном пространстве, тем более остается главным типологическим признаком, если издание претендует на влиятельность и независимость, экономическую в том числе. Чрезвычайно важно определить, какую информационную нишу предполагает собой заполнить то или иное издание. Редакции проводят анализ информационного рынка, анализ общественного мнения с целью поиска своей аудитории, выделяя читательское ядро, и, учитывая динамику массового сознания, борются за качество читательской аудитории.   

  Порой рискуя жизнью, преданные делу журналисты добывают информацию, чтобы довести до читателя выстраданное, правдивое.

   «Комсомольская правда» - одна из немногих центральных газет,   которая сохранила сеть собственных корреспондентов во всем бывшем СССР и за рубежом. Известные журналисты, которые работали и работают в газете: Валерий Аграновский22, Юрий Рост23, Ярослав Голованов24, Юрий Щекочихин25, Инна Руденко, Василий Песков26 и другие сумели передать эстафету молодым. Газете удалось сохранить огонь творчества, журналистские находки, самоотверженность. Журналистка Дарья Асламова27 взяла интервью у Саддама Хусейна28. Длилось оно всего 8,5 минуты, но зато это была единственная корреспондентка, удостоившаяся такой чести. « Я - секс-рабыня!» называлась серия материалов Ярославы Таньковой 29. Журналистка, рискуя жизнью, прошла путь русских девочек, которым обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, а на деле продают в публичные дома Ближнего Востока. Журналисты Александр Коц 30и Дмитрий Стешин31 в 1004 году ведут страшные, подробные репортажи из Беслана, где террористы захватили в заложники детей и учителей. Обозреватель Галина Сапожникова провела собственное расследование по исчезновению людей в России и рассказала об этом в публикации «Умирать так с паспортом… Иначе вас похоронят , как бомжа, в общей могиле». Таких примеров множество.

«Гарантированные темы – это события, о которых газета обязательно сообщает во всех случаях, когда они происходят. Это вовсе  не значит, что газета не будет  писать  на  темы, не вошедшие в список. Это значит только то, что мы будем писать о тех, которые сочтем в наибольшей степени заслуживающим внимания.

За каждой из страниц  газеты, имеющей композиционно-графическую  модель, закреплены определенные рубрики, разделы, жанры и т.д.

     Постоянные и повторяющиеся темы  ежедневного издания «Комсомольской правды»:

«Об этом говорят», «В гостях у Пумки», «P.S.последняя страница»,

Информация о работе Комсомольская правда и Аргументы и факты: типологическое своеобразие