Контрольная работа по дисциплине "Журналистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

1. Основные политические направления в русской журналистике начала ХХ века. Газеты ведущих политических партий.
2. Толстые журналы начала ХХ века и их редакторы. Деятельность П. Б. Струве.
3. Журналы русского модернизма, их редакторы и ведущие авторы. Деятельность С. П. Дягилева и В. Я. Брюсова.

Файлы: 1 файл

shpora_SMI.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

Но общественный подъем отрицательно сказался на судьбе «Весов», так же как и на судьбе «Нового пути». Количество подписчиков  было небольшим.

В начале 1906 г. Брюсов хотел уйти из журнала. Вняв просьбам друзей, он остался, но главенствующей роли в «Весах» уже не играл. В  журнале меняются сотрудники, появляются Мережковский и Гиппиус. Идейно руководил журналом Брюсов, но он уже не отдавался журнальным делам с той страстью, которая характерна для первых лет. В письмах поэта звучат постоянные жалобы на страшную загруженность черновой журнальной работой, которую С. Поляков всю переложил на плечи Брюсова. Да и создать тот тип журнала, о котором мечтал, Брюсову не удалось. в 1910 г. решил попробовать свои силы в классическом толстом журнале и начал сотрудничать в «Русской мысли».

Журнал «Золотое руно», вышедший в 1906 г., стал вторым московским журналом, посвященным проблемам  символизма. К этому времени бунтари-одиночки, которых высмеивали и журналы  и газеты, превратились в известных  писателей, печатавшихся в солидных изданиях, издававших книги и сборники. Символизм вошел в моду.

   Первый  номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором  издания стал художественный  критик С. Маковский, в создании  «Аполлона» активно участвовал  поэт И. Анненский. Среди сотрудников  были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы. Оформление нового журнала во многом повторяло «Мир искусства», тем более что им занимались все те же «мирискуссники» – Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский.

4. Сатирическая журналистика 1900-х – 1910-х годов. Деятельность  А. Т. Аверченко.

Арка́дий Тимофе́евич Аве́рченко (1881[1]—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.[ Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходит его  сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя  известным среди большого количества российских читателей.

После опубликования Аверченко  статьи «Марк Твен» в журнале  «Солнце России» за 1910 год (№ 12), такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.

Аверченко затрагивал в своём  творчестве разные темы, но главный  его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности. К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.В 1925 году выходит последнее произведение писателя — юмористический роман «Шутка мецената».

4. Сатирическая журналистика 1900-х – 1910-х годов. Деятельность  А. Т. Аверченко.

В 1900-1909 годах общее число  сатирических журналов, выходящих в  стране, достигало 400. Особенно широкой популярностью пользовались, например, такие журналы, как "Зритель", "Пулемет", "Жупел", "Гвоздь", "Забияка", "Сигнал". Многие из них приобрели невиданную до сих пор социально-демократическую окраску.

Общими тенденциями редакционно-издательской подготовки журналов стали смелое вторжение  в сферу так называемых "закрытых" тем, раскованность издательской и  авторской позиций, введение в редакторскую практику новых литературных приемов, позволяющих с разных сторон осмыслить  саму природу комического. Пожалуй, впервые, как отмечают исследователи, в русском сатирическом жанре того периода можно наблюдать сочетание сатирической и героической тем (прежде всего как выражение политических пристрастий), достаточно широко использовалась фольклорная традиция, близкая народному духу, приемы русской народной сатирической сказки.

Продуманная редакторская позиция  чувствуется уже в самом замысле  издания, в его направленности. Это  определяло принципы отбора литературного  материала, формы и методы его  подачи, приемы художественного оформления журнала. Отчетливо это видно, в  частности, на примере журнала "Пулемет", редактором, автором и издателем  которого в одном лице выступал поэт, прозаик и публицист Н.Г. Шебуев. У него встречаются интересные приемы "монтажного" построения карикатуры с острой подрисуночной подписью.

Так, на обложке первого  номера журнала "Пулемет" было помещено изображение оратора с яростным лицом, снабженное всем понятной подписью "Долой!". В конце же номера располагался рисунок, воспроизводивший текст "Манифеста 17 октября 1905 года" с отпечатком кровавой ладони. Подпись гласила: "К сему листу генерал-майор Трепов руку приложил". Таким образом, редактор подчинил общему замыслу все элементы оформления издания. Этот номер журнала был конфискован "за оскорбление императорского величества и дерзостное неуважение к верховной власти" (Д.Ф. Трепов с 1905 года был генерал-губернатором Петербурга), а редактор приговорен к году заключения в крепость.

Разнообразные композиционные средства использовались редакторами  и для усиления эффекта от сочетания  в едином целом иллюстрации и  текста. Например, в одном из номеров  журнала "Зритель" (издатель Ю.К.  Арцыбушев) была помещена карикатура на председателя кабинета министров графа С.Ю. Витте, автора Манифеста 17 октября 1905 года, сидящего у построенного им карточного домика. Иллюстрация сопровождалась подписью: "Наша конституция. Просьба не дуть!"

Получили распространение  различные способы лаконизации художественных средств в рамках сжатых форм лозунга, плаката, призыва, афористического выражения. В журнале "Сигнал", который редактировал  К.И. Чуковский, читателю были представлены "неизданные афоризмы" Козьмы Пруткова, в традиционную форму которых был вложен созвучный современникам смысл ("Если ты не умен, зачем завидуешь прокурорам?", "Долгое заключение дополняет краткую издательскую деятельность" и др.). Выбор такого рода приемов неслучаен, ибо афористические строки вызывают не только одномоментную эмоциональную реакцию, но и заставляют задуматься, так как обладают, как правило, глубоким подтекстом.

Широко использовали и  возможности  поэтических жанров. Обращение к ним позволяло  издателям и редакторам не только усилить воздействие печатного  слова на читательскую аудиторию, но и во многих случаях выразить то душевное состояние, которое испытывал  человек в период ломки привычных  реалий окружающего его мира.

В журналах и сатирических листках часто печатали случайных  авторов (конторских служащих, учителей, представителей технической интеллигенции), не обладавших профессиональным мастерством, но почувствовавших "социальный заказ" времени - обличать, клеймить, ниспровергать.

Порой искусство работы со словом отодвигала на задний план поляризация  общественных позиций издателей  и редакторов. Тонкость редакторского  анализа и наблюдений уступает место  простому и довольно грубому отрицанию  чужой точки зрения, найденная  другими удачная литературная форма  используется для облачения совершенно противоположного смысла.

Осенью 1907 г. в редакцию петербургского юмористического журнала "Стрекоза" явился молодой человек. Он отрекомендовался Аркадием Тимофеевичем Аверченко и  изъявил желание работать в журнале. Его принял издатель - М.Г. Корнфельд, только что унаследовавший от отца журнал, известный всей России, но утративший к этому времени не только былую популярность, но и большую часть своих подписчиков. Узнав, что Аверченко редактировал в Харькове журнал "Бич",тираж которого был чуть меньше тиража "Стрекозы", Корнфельд пригласил незнакомца на редакционное совещание.

На одном из очередных  заседаний редакции было решено превратить "Стрекозу" из юмористического  журнала в сатирический, отражающий злободневные события общественной и политической жизни в стране. Тут же придумали журналу другое имя. Его предложил Радаков. Он вспомнил знаменитый древнеримский роман "Сатирикон" - пестрый калейдоскоп кошмарной эпохи Нерона, где рельефные жизненные подробности причудливо перемешаны с гротескными образами беспутного омерзительного мира.

С 1908 г. вместо надоевшей  всем "Стрекозы" стал выходить сатирический журнал "Сатирикон", поставивший перед собой задачу морального исправления общества путем сатиры на нравы. А "Стрекоза" вскоре совсем прекратила существование.

Сатирикон" появился в тот момент, когда цензурным террором была окончательно задушена сатирическая литература прогрессивного направления. На книжном рынке господствовали испытанные "ветераны" русской юмористики: "Будильник", "Осколки" и "Шут".

Возникшие впоследствии разногласия  внутри сатириконской редакции наглядно отразили процесс идейного размежевания русской интеллигенции.

Тем не менее вначале "Сатирикон" активно противостоял двум отрицательным тенденциям в развитии тогдашней сатиры: убогому злопыхательству черносотенной юмористики и беспардонному зубоскальству уличной прессы. Редакция нового журнала поставила перед собой цель - взбодрить приунывшее русское общество с помощью "противления злу смехом" или напоить его "волшебным алкоголем".

Появление "Сатирикона" стало событием в литературной жизни столыпинской России. Читатель, только что переживший эпоху "свободы слова", настоятельно требовал от сатириков злободневных откликов на все волновавшие его вопросы. А между тем последний из журналов, славящих "политическую весну", - "Серый волк" - в 1908 г. был запрещен по распоряжению правительства.

Сатириконцы противопоставили свое творчество беззубой юмористике "Шута", "Будильника" и "Осколков". После революции 1905-1907 гг. спрос на эти издания окончательно упал. Русскую публику, покупавшую из-под полы запрещенные номера "Пулемета" и "Сигнала", уже не мог удовлетворить пустопорожний, легковесный юмор.

Первые восемь номеров  журнала редактировал А. Радаков, с девятого номера редактором и душой журнала стал А. Аверченко. Под его руководством "Сатирикон" превратился в издание, рожденное живой современной жизнью. Русский читатель находил на страницах "Сатирикона" меткую характеристику политического положения России, сатирическое изображение общественных нравов.

В журнале широко пропагандировался  иностранный юмор: английский, французский, немецкий. "Сатирикон" из номера в номер перепечатывал карикатуры из немецких юмористических журналов.

"Сатирикон" продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Все пришедшие в журнал молодые люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны. Поэтический журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: "Смех ужасный, ядовитый смех…".

Основными темами журнала  стали:

1. Сатирическое обличение  царских сановников, бюрократов, непопулярных  промышленников и банкиров;

2. Выступления против  черносотенцев-националистов, шовинистов  и т.д.;

3. Выступления против  реакционной прессы, полемика с  другими периодическими изданиями.

В целом сатириконцы называли свое издание беспартийным. "В политике вне партий, в искусстве - вне направлений".

В сатирическом журнале на первый план выходила карикатура, рисунок. Очень часто живописная часть  формировала журнал, текст только дополнял рисунки. Поэтому участие  хороших художников создавало успех  журналу.

В 1913 году был введен новый  закон о печати, в этом же году произошел окончательный раскол в редакции "Сатирикона": группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать "Новый Сатирикон", который продержался до начала 1918 года.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Журналистика"