Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель курсового исследования- "месседж" глянцевого журнала в сознании читателя как стереотипа роскошной жизни. В качестве объекта исследования выступают потребительские практики, детерминированные глянцем.
Введение………………………………………………………….………………3
Глава 1. Глянцевые журналы как элементы массовой культуры и средства массовой информации. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя……………………………………………6
1.1.Глянцевый журнал как элемент массовой культуры………………..……6
1.2. Глянцевые журналы как средства массовой информации……………..10
1.3. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя…15
Глава 2. Месседж глянцевого журнала и его роль в культуре потребления молодежи……………………………………………….………18
2.1.Понятие слова"месседж"……………………………………………...…….18
2.2. Роль "месседжа" глянцевого журнала в культуре
потребления молодежи………………………………………………..……….19
Заключение………………………………………………………….…………23
Список литературы………………………………………………..………….25
1.3. Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя
В последние двадцать лет в российском обществе произошло значительное смещение ценностных ориентаций. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос несоответствия журнальной периодики потребностям людей. Модные глянцевые журналы стали ярким, «красочным отражением» действительности и даже частью жизни многих людей. Большинство подобных изданий являются аналогами зарубежных журналов. В конце 1990-х гг. на российский медиарынок один за другим приходят такие журнальные бренды, как: мужские «Men`s Health», «GQ», «Maxim», «Playboy», «FHM», «Penthouse» и женские «Cosmopolitan», «Glamour», «Go», «Vogue», «Mini», «Sex and the City». В погоне за коммерческим успехом подобные издания выдвигают на первый план информационные материалы, наименее значимые с точки зрения ценностных ориентаций читательской аудитории. На наш взгляд, охватывая все сферы жизни современных мужчин и женщин, многие из этих изданий претендует на формирование стиля жизни своего читателя. Для всего массива молодежной журнальной периодики стали нормой рубрики, посвященные обзору кино-новинок или представляющие календарь интересных событий, культурных мероприятий рекламного характера, комиксы (различного рода мини-истории в картинках), в то время как актуальные социальные проблемы фактически не затрагиваются или игнорируются1.
У читателей вышеперечисленных журналов, формируются определенные стандартные стереотипы, далекие от привычной системы ценностей. Речь идёт, в частности, о ранней сексуализации, проводимой через «сексуальное просветительство», ориентации на нетрадиционные межпоколенческие отношения, о снятии системы запретов, об установке на потребительство как жизненную позицию, гедонистические установки, т.е. стремление к наслаждения и чувственным удовольствиям и так далее1.
Феномен глянцевого журнала
интересен тем, что, будучи задуманным
как руководство к
2.1.Понятие слова"месседж".
Собственно, английское message - это дословно и есть сообщение. А также извещение, донесение, послание, обращение, заявление. Интересно, что английское слово искони вовсе не английское, а происходит от старофранцузского message, которое, в свою очередь, восходит к латинскому missus - брошенный, посланный. Если же говорить о метафорическом смысле слова "месседж" (а говорить о нем сегодня приходится все чаще), то тут подразумевается скорее суть, которая вычленяется из текста. "Посыл", как любят говорить актеры и журналисты. "В чем был главный посыл его речи?" - такой вопрос могут вам невзначай задать. А чтобы не говорить "посыл", используют красивое заграничное "месседж". Например, после президентской пресс-конференции журналисты начинают не только цитировать главу государства, но и с пристрастием допытываться друг у друга - в чем был главный месседж? Еще месседжи могут искать в искусстве. В чем месседж творчества такого-то? Если же говорить простыми словами - что он сказать-то хотел?.. В общем, как видите, "месседжу" есть чем заняться на наших просторах - если, конечно, его когда-нибудь не вытеснит какой-нибудь очередной заморский "красавец". А пока, кстати сказать, даже с написанием "месседжа" мы не определились. Чаще всего пишут "месседж", но иногда можно увидеть и написание "месидж", с одним "с" и через "и"1.
Итак, слово "месседж" обозначает лозунг, девиз, политическая или идеологическая доктрина; нередко имеется в виду замаскированная, не написанная прямым текстом, читаемая «между строк».
2.2. Роль "Месседжа" глянцевого журнала в культуре потребления молодежи
Потребительство принято считать болезнью современного общества, где человек считается носителем навязанных ему потребностей (И. Ильина). Неотъемлемой частью культуры потребления считается "месседж" глянцевого журнала. Глянцевый журнал представляет собой журнал с лакированной обложкой и множеством фотографий. Отличительной особенностью глянцевых журналов является то, что их основу составляет гламур, который понимается как блеск, очарование, изящество, привлечение внимания яркостью и необычностью. Гламур представляется стилем и образом жизни, демонстрирующим в повседневности роскошь, светскую жизнь. Но в то же время гламур агрессивен и навязчив, стремится утвердить себя в качестве определенных стандартов. Гламур присутствует в сферах политики, экономики и науки. Гламур становится обязанностью каждого гражданина. Благодаря масс-медиа гламур навязывается обществу и развращает граждан из всех социальных слоев. "Месседж" глянцевого журнала оказывает влияние на современных подростков. Он оказывает отрицательное влияние на социализацию подростков, которые отказываются читать художественную литературу, а ее заменяют журналами, что в дальнейшем может привести к «шизофренизации» молодежи.
"Месседж" молодежных глянцевых журналов используют приемы пропаганды. Они заключаются в сообщениях, посвященных моде, популярности, известности, новейшим тенденциям, в том числе через рекламируемый потребительский бренд. Хотя глянец - спутник общества потребления, ассоциирующийся с современностью, тем не менее, история глянца довольно длительна. В период экономического кризиса пострадали глянцевые журналы, ориентированные на дорогие предметы потребления. Модернизация глянцевой продукции происходит благодаря финансовому кризису: изменяются объем, тираж журналов, уменьшается количество рекламных полос, а некоторые журналы перемещаются во всемирную сеть. Финансовый кризис смещает предпочтения граждан с покупки гламурных глянцевых журналов на кулинарные журналы. Следует заметить, что в период финансовой нестабильности общество отказывается от посещения кинотеатров и баров, заменяя их глянцевой продукцией о красивой жизни. Масс-медиа складываются в четкую, упорядоченную и структурированную систему, целью которой является формирование единого информационного пространства, что приводит к появлению о универсальной публики, потребляющей одинаковую информацию. Существенным феноменом повседневности является медиапотребление, что в ближайшее время будет заменено интернет-ресурсами и интерактивным телевидением. Телевидение является тотальным прессингом. Интернет становится стандартом потребления жизненного комфорта, но в то же время, всемирная сеть является бесконтрольным местом, где пользователь может найти полезное и запретное. Как правило, данные информационные ресурсы использует молодое поколение. Современная молодежь различается по возрасту, тендеру, материальной обеспеченности и социокультурным ценностям.
Определенным отличием среди молодого поколения считаются стилевые особенности в повседневной жизни. Под стилем жизни понимаются типичные формы действия, используемые молодежью в конструировании жизненных и профессиональных стратегий, в том числе с помощью "месседжа" глянцевых журналов. Базовой жизненной установкой глянцевого журнала считается отсутствие проблем. Регулярное чтение глянцевой продукции позволяет предметно ощущать возможность к идеальной жизни, в которой исполняются желания. Потребление просматривается в тендерном неравенстве. Мужчинам и женщинам приписывают разные функции в биологическом и культурном пространстве. Представление мужественности транслируется со страниц журнала через образ «мужчины потребляющего». Главной особенностью представленного в мужских журналах «стиля потребления считается его элитарность, престижность, «демонстративный характер». Идентификация молодых граждан осуществляется через сравнение себя с неким идеалом. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается фетишизацией сферы потребления статусных товаров и услуг. Массовое потребление привело к тому, что некоторые мужчины стали больше уделять внимания своему внешнему виду, статусным атрибутам. Таких мужчин следует называть метросексуалами. В настоящее время метросексуалам затруднительно существовать без глянцевой продукции, которая помогает определять стиль в одежде и образе жизни. «Женские» глянцевые журналы формируют (навязывают) определенные потребности, которые рассказывают о модных тенденциях, в том числе пропагандируют телесную красоту, приводят к тому, чтобы девушка следовала модным телесным тенденциям. Это определяет положение периодики в общей структуре масс-медиа. «Глянец» является автобиографичным, потому как для женской читательской аудитории журнал необходим как женское пособие . При выборе между глянцевым журналом и интернетом предпочтение все же отдается журналам, которые отображают стиль жизни и статусные позиции. В чтении глянцевых журналов люди переживают некую жизнь, то есть журнал заменяет реальность. Критика глянцевого журнала заключается в том, что журнал не является неким «серединным» атрибутом стиля жизни. Глянцевый журнал либо нацелен на элиту общества, либо на гипермассовую читательскую аудиторию1. Преобладающими читателями глянцевой продукции считаются молодые люди: подростки (14-17 лет) и молодежь (18-21 год). На наш взгляд, молодежь этих возрастов наиболее чувствительна, потому что старается быть наиболее самостоятельной, что зачастую не всегда получается. Однако старается прислушиваться к мнению родителей, друзей, отчасти к глянцевым журналам. Как считает А. Королев1, для современной молодежи в последнее время уходом от реальности являются интернет-ресурсы. Интернет становится стандартом потребления жизненного комфорта, например, как автомобиль или туристическая поездка. Но в то же время всемирная сеть является бесконтрольным местом, где пользователь может найти все: как полезное, так и запретное. Интернет является многофункциональным доступным средством (например, общение с друзьями, поиск необходимой информации). Как правило, в свободное время в домашней обстановке молодые люди смотрят телевидение, сидят во всемирной паутине, играют в компьютерные игры.
Первоначально
при покупке журнала
Заключение
Неотъемлемой частью культуры потребления считается "месседж" глянцевого журнала. Message (Сообщение) – первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю. Глянцевый журнал представляет собой журнал с лакированной обложкой и множеством фотографий. Отличительной особенностью глянцевых журналов является то, что их основу составляет гламур, который понимается как блеск, очарование, изящество, привлечение внимания яркостью и необычностью. Гламур представляется стилем и образом жизни, демонстрирующим в повседневности роскошь, светскую жизнь. Но в то же время гламур агрессивен и навязчив, стремится утвердить себя в качестве определенных стандартов. Гламур присутствует в сферах политики, экономики и науки. Гламур становится обязанностью каждого гражданина. Благодаря масс-медиа гламур навязывается обществу и развращает граждан из всех социальных слоев. "Месседж" глянцевого журнала оказывает влияние на современных подростков. Он оказывает отрицательное влияние на социализацию подростков, которые отказываются читать художественную литературу, а ее заменяют журналами, что в дальнейшем может привести к «шизофренизации» молодежи. Отметим, что в кризисный период культура потребления в преобладающей степени остается неизменной. Потребителем глянцевой продукции является современная молодежь, жители города. Значимым моментом является то, что современная работающая молодежь в зависимости от общественного характера работы более тщательно следит за гламурными тенденциями. Свободное от учебы и/или работы время молодежь проводит дома либо гуляет, посещает гости или идет в кино, то есть экономический кризис расставил акценты между потреблением и досугом. "Месседж" глянцевого журнала считается распространенной формой досуга, который помогает провести свободное время. Преобладающими читателями глянцевой продукции являются молодые люди: подростки (14-17 лет) и молодежь (18-21 год). На наш взгляд, молодежь этих возрастов наиболее чувствительна, потому что старается быть наиболее самостоятельной, что зачастую не всегда получается. Однако старается прислушиваться к мнению родителей, друзей, отчасти к глянцевым журналам. В большинстве своем глянцевые журналы читают девушки, но юноши предпочитают не уступать им. Преимущественно журналы покупают и читают девушки, но покупают журналы эпизодически. Юношам свойственно покупать журналы регулярно и читать их полностью. Возможно, журналы диктуют определенные приоритеты, которые позволяют отслеживать модные тенденции. Девушки увлеченно читают интересные статьи в журналах, а вторичным действием является рассматривание образов. При выборе или покупке одежды респонденты прислушиваются к собственному мнению, которое сформировалось благодаря родителям, друзьям, масс-медиа, также оказало влияние место учебы и/или работы. Следует заметить, что молодежь не осознает, что их «собственное» мнение сформировалось под воздействием обобщенных мнений. Безусловно, оказывают влияние медийная продукция (журналы, телевидение, интернет). Решающее влияние оказывают уличные практики потребления, под воздействием которых завершается модернизация «собственного» мнения. Таким образом, «собственное» мнение является продуктом массового мнения, которое приводит к массовому консыомеризму.
Список литературы
1.Ангелова Е.А.
Журнал «MAXIM» на рынке
2.Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М. : Культурная революция, 2006.
3.Воронцов Б. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ / Б. Воронцов // Философские науки. 2002. №3.
4.Ворожбитова
А.А. Лингвориторическая
5.Глянцевые
журналы в Европе и России URL: http://www.brilliantcover.ru/
6.Гофман, А. Б. Мода и люди : новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. – М. : Аспект Пресс, 1994
7.Доценко Е. Глубины «глянцевого» образа / Е. Доценко // Корпоративная имиджелогия. 2008. - №1
8.Ильин, В. И. Поведение потребителей: учебное пособие / В. И. Ильин. – Сыктывкар : Сыктывкарский госуниверситет, 1998
9.Идлис, Ю. О грязи,
глянце и гламуре / Ю. Идлис // Полит.Ру [Электронный
ресурс]. – URL : http://polit.ru/culture/2006/
10.Жлудова О. Бренд как механизм социальной регуляции в массовой культуре / О. Жлудова // Журнал социологии и социальной антропологии. -2007. Спецвып. Т. 10.
11.Королева М. Месседж//Российская газета. 2011 № 5659
12.Королев А.
Современная российская
13.Корконосенко, С. Г. Социология журналистики : учебное пособие для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2004
14.Смелзер Н.
Социология. 1998. URL: http://www.scepsis.ru/library/
15.Савичева И. Не все то золото, что блестит / И. Савичева // Деловые люди. 2007. №4
16.Слепцова А.,
Ромах О.В. Глянцевый журнал
как жанр современной массовой
культуры. 2008. URL: http://analiculturolog.ru/ru/
17.Тихонова С.
Средства потребления и
18.Чернышова, В.
Глянцевый мир / В. Чернышова // Газета.Ru [Электронный ресурс]. – URL : http://www.gazeta.ru/style/
1 Савичева И. Не все то золото, что блестит / И. Савичева // Деловые люди. 2007. №4. С.114
1 Корконосенко, С. Г. Социология журналистики : учебное пособие для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 300
1 Гофман, А. Б. Мода и люди : новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. – М. : Аспект Пресс, 1994 – 160 с.