Метод интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интервью.docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

Пензенский государственный  университет

Кафедра СиУП

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Метод  интервью 

Чита, 2009 г.

ПЛАН

Введение

1. Понятие и  специфика  метода  интервью 

2. Формы интервью

3. Процедура  использования  интервью

4. Интервьюер

5. Проблемы метода интервью

6. Интервью ситуация

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Интервью - это проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Основные достоинства интервью:

1. Ситуация интервьюирования по  форме близкая к обыденному  разговору, способствует возникновению  непринужденной обстановки общения  и повышению искренности ответов.

2. Возможность наблюдать человеческие  реакции респондента позволят  по ходу беседы корректировать  его план, видоизменять форму  или последовательность вопросов.

3. Личностный характер взаимодействия  обеспечивает его большую доверительность,  а также серьезное отношение  информанта к беседе.

4. Устный характер контакта позволяет  устранить незапланированное восприятие  вопросов посредством их уточнения  или разъяснения.

Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание  метода опроса и наблюдения. В зависимости  от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда  всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие  в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как  «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия  и категории на уровень понятий  меньшей общности, уровень индикаторов  и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

Обязательным условием успешного  проведения интервью является соблюдение процедуры интервью: 1) точный выбор  респондента как объекта исследования; 2) определение места и времени  проведения интервью, оптимально соответствующих  цели и задачам исследования; 3) полная, корректная запись ответов и хода беседы; 4) правильное оформление материалов интервью.

Успех  интервью  зависит от качества общения, степени контакта между интервьюером и респондентом, их взаимопонимания, готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально удачного  интервью  являются не просто инструментарием для съема информации социологического характера. - уже объективно они выражают концептуальное знание, предстают как этап перехода от возможного истинного знания к действительно истинному знанию. Респондент в таком  интервью  - не «подопытный» индивид, а равноправный собеседник, «добытчик» концептуального знания о социальной реальности. У  интервью  есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы; пилотажные исследования;  контрольные  и выборочные беседы в анкетировании.

В отечественной социологической  практике  интервью  применяется значительно реже, чем анкетный опрос. основными сферами применения  интервью являются пробные, пилотажные исследования, изучения общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы,  контрольные  и выборочные беседы при анкетных исследованиях.

1. Понятие и  специфика  метода  интервью 

Интервью (англ. interview - беседа с глазу  на глаз) - особый  вид  исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации.

Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. В истории интервью можно выделить начальный период, когда оно применялось  в основном в психиатрии в качестве клинической глубинной беседы в  пациентом. При этом интервью использовалось как в качестве метода получения  информации о больном, так и в  качестве метода оказания терапевтического воздействия. С развитием эмпирических социологических исследований интервью постепенно становится одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. В отличие от последнего интервью осуществляется при  помощи специального подготовленного для этого лица - интервьюера. В некоторых случаях социологи сами выступают в роли интервьюеров.

В основе  интервью  лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. В силу этого  интервью  как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне псевдообщение; при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью , качество получаемой информации. 

Специфика   интервью  состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Другие исследователи считают интервью «королевским путем» в познании социальных явлений (Р.Кениг). С методологической точки зрения именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (М. Вебер).

То обстоятельство, что полученная в интервью информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие  от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и общения  данных интервью. Это касается, с  одной стороны, необходимости учета  возможности воздействия целевых  установок интервьюеров на поведение  и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение  с опрашиваемым, эмоциональный контакт  создают особые условия для более  глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень  хорошая анкета. Возможность сочетания  метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно следует отнести к преимуществам  интервью.

Для проведения социологического исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств  интервьюера во многом зависит успех  интервью. Как правило, социологи  предварительно разрабатывают подробный  план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер. План интервью служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками.

2. Формы интервью

Выделяют следующие формы интервью:

По форме и технике опроса -

1) стандартизированное (формализованное,  структурированное) интервью - формализованная  процедура опроса, т.е. имеется  стандартизация плана интервью, а именно: жесткая формулировка  вопросов (закрытых) и веера вариантов  ответов к ним, а также определенная  последовательность вопросов и  их задавания;

2) полустандартизированное (полуформализованное,  полуструктурированное) интервью - интервью, предполагающее использование  не только закрытых вопросов, но и некоторого количества  открытых вопросов;

3) нестандартизированное (свободное)  интервью - интервью, при котором  стандартизация процесса собственно  интервью сведена к минимуму, здесь нет заранее подготовленного  плана и сформулированных вопросов.

По целевому назначению -

1) ретроспективное интервью (имеет  целью оценочное воспроизведение  прошлых фактов, событий участниками  или свидетелями ситуации);

2) интроспективное интервью (имеет  целью изучить мнения и оценки  людей по поводу текущих событий);

3) прожективное интервью (имеет  целью выявить возможное отношение  людей к виртуально возможным  событиям или поведение людей  в потенциально возможных ситуациях).

По типу опрашиваемых лиц - 1) интервью экспертов; 2) интервью простых респондентов; 3) интервью ответственных должностных  лиц.

По количеству опрашиваемых респондентов - 1) индивидуальное интервью; 2) групповое  интервью.

По процедуре -

1) однократное интервью;

2) многократное (панельное) интервью (предполагает сбор информации  от одной и той же аудитории  респондентов по единому вопроснику  на протяжении определенного  временного интервала);

3) фокусированное интервью (направленное) - интервью, ставящее целью изучение  мнений относительно конкретно  заданных ситуаций, явлений;

4) глубинное (клиническое, интенсивное)  интервью - социологическое интервью, которое используется: а) для зондажа  общественного мнения о различным  вопросам; б) в разведывательных  исследованиях; в) при изучении  мотивов и ориентаций опрашиваемых;

5) направленное интервью - дает  возможность высказаться респондентам  по «наболевшим» вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня, чаще  такое интервью является свободным  по форме проведения.

По способу общения социолога  и респондента - 1) личное интервью; 2) телефонное интервью (опосредованная форма общения респондентов). Такой  вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических  исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя  и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и  имеет небольшой веер вариантов  ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к  ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение.

По месту проведения  интервью  - 1)  интервью  по месту жительства; 2)  интервью  по месту  работы  (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций; 3)  интервью  на улице.

По цели исследования -

1) интервью разведывательное (при  необходимости получить предварительную  информацию о проблемном поле);

2)  интервью   контрольное  (с целью проверки результатов проведенного исследования, или пилотаж инструментария);

3) интервью основное (сбор информации  по проблеме исследования на  соответствующей выборке).

По способу регистрации ответов -

1)  интервью  с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу  интервью );

2)  интервью  с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия  использования  техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую  работу  по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы);

3)  интервью  с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).

Представленные  виды   интервью  свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и  использования  конкретного вида   интервью  с учетом  специфики  исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование  же самого метода  интервью  требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.

3. Процедура использования  интервью

Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях:

1) Создание опросного листа (бланка  интервью) на базе программы социологического  исследования. Опросный лист - социологический  инструментарий, предназначенный для  сбора эмпирической информации  в виде устных ответов интервьюируемых  лиц. В опросном листе на  основе сформулированных в программе  исследования гипотез, целей и  задач сформулированы вопросы  соответствующие тематик исследования. Типы и композиции вопросов, используемых  в интервью, такие же, как в  анкетном опросе. Банк интервью  содержит введение (где кратко, но  исчерпывающе оговариваются цель  исследования, возможности использования  его результатов, кто проводит  опрос, указывается значимость  участия данного лица в опросе), основную часть вопросы по  теме исследования с использованием  различных их разновидностей), паспортичку  (сдержит вопросы о статусе  личности и ее демографических  характеристиках). В конце опросного  листа уместны вопросы, позволяющие  оценить качество проведенного  интервью респондентом, а также  имеется информация о времени  начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение  интервьюером точно использования  всех требований инструкции при  проведении интервью.

Информация о работе Метод интервью