Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа
Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.
Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы
Пензенский государственный университет
Кафедра СиУП
КУРСОВАЯ РАБОТА
Метод интервью
Чита, 2009 г.
ПЛАН
Введение
1. Понятие и специфика метода
2. Формы интервью
3. Процедура использования инте
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интервью - это проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с
Основные достоинства интервью:
1. Ситуация интервьюирования по
форме близкая к обыденному
разговору, способствует
2. Возможность наблюдать
3. Личностный характер
4. Устный характер контакта
Интервью, как вид исследования,
позволяет осуществить
Обязательным условием успешного
проведения интервью является соблюдение
процедуры интервью: 1) точный выбор
респондента как объекта
Успех интервью зависит от качества общения, степени контакта между интервьюером и респондентом, их взаимопонимания, готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально удачного интервью являются не просто инструментарием для съема информации социологического характера. - уже объективно они выражают концептуальное знание, предстают как этап перехода от возможного истинного знания к действительно истинному знанию. Респондент в таком интервью - не «подопытный» индивид, а равноправный собеседник, «добытчик» концептуального знания о социальной реальности. У интервью есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы; пилотажные исследования; контрольные и выборочные беседы в анкетировании.
В отечественной социологической
практике интервью применяетс
1. Понятие и специфика метода
Интервью (англ. interview - беседа с глазу
на глаз) - особый вид исследовательског
Интервью применяется в
В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. В силу этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне псевдообщение; при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью , качество получаемой информации.
Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Другие исследователи считают интервью «королевским путем» в познании социальных явлений (Р.Кениг). С методологической точки зрения именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (М. Вебер).
То обстоятельство, что полученная
в интервью информация частично формируется,
уточняется непосредственно в процессе
общения сторон, выдвигает, в отличие
от анкетного опроса, особые требования
к методологии анализа и
Для проведения социологического исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех интервью. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер. План интервью служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками.
2. Формы интервью
Выделяют следующие формы
По форме и технике опроса -
1) стандартизированное (
2) полустандартизированное (
3) нестандартизированное (
По целевому назначению -
1) ретроспективное интервью (имеет
целью оценочное
2) интроспективное интервью (имеет
целью изучить мнения и оценки
людей по поводу текущих
3) прожективное интервью (имеет
целью выявить возможное
По типу опрашиваемых лиц - 1) интервью экспертов; 2) интервью простых респондентов; 3) интервью ответственных должностных лиц.
По количеству опрашиваемых респондентов - 1) индивидуальное интервью; 2) групповое интервью.
По процедуре -
1) однократное интервью;
2) многократное (панельное) интервью
(предполагает сбор информации
от одной и той же аудитории
респондентов по единому
3) фокусированное интервью (направленное) - интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений;
4) глубинное (клиническое,
5) направленное интервью - дает
возможность высказаться
По способу общения социолога и респондента - 1) личное интервью; 2) телефонное интервью (опосредованная форма общения респондентов). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение.
По месту проведения интервью
По цели исследования -
1) интервью разведывательное (при
необходимости получить
2) интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного исследования, или пилотаж инструментария);
3) интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).
По способу регистрации ответов -
1) интервью с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью );
2) интервью с записью на магнитофоне (проводится
только в случае согласия использования техни
3) интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).
Представленные виды интервь
3. Процедура использования интервью
Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях:
1) Создание опросного листа (