Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа
Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.
Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы
2) Организация и проведение
Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры интервью и точность получения даны. Так, речь идет о правилах процедуры интервью в самом широком смысле слова.
На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников.
Опрос на рабочего места для многих
категорий опрашиваемых (респондентов)
чрезвычайно неудобен, так как
отвлекает от дел, создает излишнюю
напряженность во время интервью.
На рабочем месте человек
Достоинство опроса по месту жительства
респондента состоит в том, что
человек в домашних условиях держится
непринужденнее, отвечает с большей
охотой, даже если опросник длинный. При
опросе на дому больше возможностей для
того, чтобы человек подумал над
вопросом и ответил боле полно
и точно. Однако при опросе по месту
жительства резко увеличивается
время, затрачиваемое на каждое интервью,
так как возрастет
Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования является наиболее удачным для проведения беседы, так как в этом случае отсутствуют перечисленные выше недостатки опроса на рабочем месте и по месту жительства. Таким пунктом опроса может быть какое-либо помещение: комната отдыха, класс технической учебы и т.д.
Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.
Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.
Большое влияние на достоверность
и полноту информации, получаемой
с помощью опросов, играет фактор
времени. Его действие проявляется
прежде в том, сколько времени
может выделить респондент для беседы,
в выборе удачного для него времени.
Если интервьюер добивается беседы с
респондентом, к примеру только что
вернувшимся из ночной смены, с дежурства
или из длительной командировки, то
возможности получения
Большое значение имеет информирование
респондента о целях и
Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не принуждайте его к беседу, договоритесь о новой встрече.
Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.
4. Интервьюер
Интервьюер (англ. interviewer) - лицо, проводящее интервью.
Работа интервьюера
Задача интервьюера - организационно
подготовить интервью, найти соответствующих
выборке респондентов, убедить их
принять участие в
Интервьюер лично, непосредственно
взаимодействует с
Интервьюеру запрещается вступать
в дискуссии с опрашиваемыми,
прерывать их, подчеркивать личную
заинтересованность в результатах
исследования. В процессе интервьюирования
интервьюер должен занимать нейтральную
позицию по отношению к предмету
исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента
добавочной информации, уточнения и пояснения
своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся
в ходе беседы противоречия в ответах
опрашиваемых. Продолжительность интервью н
Способ регистрации данных зависит от вида интервью . При проведении глубинного или свободного интервью может применяться стенография, запись по «горячим следам» в бланк интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании интервью ).
Интервьюер, проводящий опрос, должен
действовать строго по инструкции,
полученной на инструктаже; он должен
досконально знать содержание опросного
листа с учетом всевозможных переходов
и фильтров; знать, как регистрировать
ответы, как работать с каточками,
прилагающимися к инструментарию. Все
указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения
опросных листов, поиска респондентов
содержатся в инструкции и продублированы
(как правило) в самом опросном листе (перед
каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы
По окончании работ по сбору
эмпирической информации интервьюер представляет
в исследовательский центр
1) заполненные бланки интервью;
2) маршрутные листы;
3) отчет о проведенной работе , в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к интервью и к исследуемой проблеме и др.
Интервью должно поставлять исследователю
весь фактический материал. Следовательно,
вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых,
заметки интервьюера о
В качестве интервьюеров могут выступать
профессиональные социологи, а также
представители других профессий
при условии успешного
5. Проблемы метода интервью
Совершенно очевидно, что для
получения одного и того же объема
информации в случае использования метод
Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального интервью ), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представлении своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре само интервьюирования.
Отмеченные нюансы связаны со сложностями проведения и организации интервью, они не являются непреодолимыми недостатками метода.
интервью социологический
Следует затронуть проблему метода,
касающуюся личности самого интервьюера.
Речь идет о так называемом «эффекте
интервьюера». Это проявляется на
уровне вербального и невербального
общения интервьюера и
Указанные проблемы метода ориентируют
на оптимизацию методики проведения
и организации интервью. Необходимость
совершенствования метода вызвана
актуальностью и
Успех интервью зависит от качества
общения степени контакта между
интервьюером и респондентом, на взаимопонимания,
готовности респондента помочь интервьюеру.
Вопросы профессионально