Метод интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интервью.docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

2) Организация и проведение собственно  интервью, что предполагает определение  места, времени опроса, с одной  стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

Учитывая особый статус интервьюера  как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному  плану, следует иметь в виду, что  именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит  качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает  личность интервьюера, система технических  приемов, обеспечивающих чистоту процедуры  интервью и точность получения даны. Так, речь идет о правилах процедуры  интервью в самом широком смысле слова.

На проведение интервью существенное влияние оказывают время и  место, стратегия и тактика его  проведения, состав участников.

Опрос на рабочего места для многих категорий опрашиваемых (респондентов) чрезвычайно неудобен, так как  отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее  место не всегда подходит для проведения опроса.

Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что  человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей  охотой, даже если опросник длинный. При  опросе на дому больше возможностей для  того, чтобы человек подумал над  вопросом и ответил боле полно  и точно. Однако при опросе по месту  жительства резко увеличивается  время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастет подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются  затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять «третьи лица» - члены семьи, а  это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.

Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно  перед началом интервьюирования является наиболее удачным для проведения беседы, так как в этом случае отсутствуют перечисленные выше недостатки опроса на рабочем месте и по месту жительства. Таким пунктом опроса может быть какое-либо помещение: комната отдыха, класс технической учебы и т.д.

Основное преимущество опроса в  неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается  влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной  обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение  необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность  и полноту информации, получаемой с помощью опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется  прежде в том, сколько времени  может выделить респондент для беседы, в выборе удачного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с  респондентом, к примеру только что  вернувшимся из ночной смены, с дежурства  или из длительной командировки, то возможности получения объективной  и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его  готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы  и т.д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной  темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее  место, служебное помещение или  решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение  уйти, то не принуждайте его к  беседу, договоритесь о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное  для респондента.

4. Интервьюер

Интервьюер (англ. interviewer) - лицо, проводящее интервью.

Работа интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1) налаживание контакта с респондентом; 2) правильная постановка вопросов интервью; 3) правильная фиксация ответов.

Задача интервьюера - организационно подготовить интервью, найти соответствующих  выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения  с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в  которой далее ведется беседа. Так, вся процедура интервью, начиная  с появления интервьюера и  с первых его слов, должна предусматривать  для опрашиваемых мотивы, побуждающие  давать искренние ответы.

Интервьюер лично, непосредственно  взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать с вопросы, находящиеся  в опросном листе и строго в  той последовательности, в которой  они в нем зафиксированы; точно  фиксировать полученные ответы. В  ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым ля всех по условиям проведения, по формулировкам  и последовательности задаваемых вопросов.

Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах  исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную  позицию по отношению к предмету исследования. Во время  интервью  интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность  интервью  не лимитируется: не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп интервью  определяется обстоятельствами:  спецификой  темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп  интервью  может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности - чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.).

Способ регистрации данных зависит  от  вида   интервью . При проведении глубинного или свободного  интервью  может применяться стенография, запись по «горячим следам» в бланк  интервью  или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании  интервью ).

Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного  листа с учетом всевозможных переходов  и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с каточками, прилагающимися к инструментарию. Все  указания по ведению опроса и  работе  с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается  специфика   работы  с  ним , указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты  интервью , которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов.

По окончании работ по сбору  эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие  документы:

1) заполненные бланки интервью;

2) маршрутные листы;

3) отчет о проведенной  работе , в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к  интервью  и к исследуемой проблеме и др.

Интервью должно поставлять исследователю  весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях  по поводу ситуации интервью и самих  опрашиваемых создают основу для  выводов и решения, часто выходящие  за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой  представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), о и отбор и  подготовку интервьюеров.

В качестве интервьюеров могут выступать  профессиональные социологи, а также  представители других профессий  при условии успешного завершения обучения. Практика социологических  исследований говорит в пользу  использования  в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с  их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении  интервью  целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность  работы , но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы не проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его  работу  в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция. При отборе кандидатов для  работы  в качестве интервьюеров возможно  использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет  специфики  темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии  контрольных   интервью  интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости сотрудников с целью контроля  их   работы  и повышения надежности информации.

5. Проблемы метода интервью

Совершенно очевидно, что для  получения одного и того же объема информации в случае  использования  метода  интервью  будет затрачено большее количество времени, нежели при  использовании  других  видов  опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.

Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального  интервью ), так как данный  вид опроса предусматривает открытое словесное представлении своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре само интервьюирования.

Отмеченные нюансы связаны со сложностями  проведения и организации интервью, они не являются непреодолимыми недостатками метода.

интервью социологический исследование

Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом «эффекте интервьюера». Это проявляется на уровне вербального и невербального  общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать  ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что  порой приводит к объективации своих  симпатий и антипатий в области  обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования и др. Средства нейтрализации  «эффекта интервьюера» - правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также  контроль за результатами их деятельности.

Указанные проблемы метода ориентируют  на оптимизацию методики проведения и организации интервью. Необходимость  совершенствования метода вызвана  актуальностью и целесообразностью  использования  именно интервью в социологической практике, что поставляет более полную, глубокую, качественную информацию.

Успех интервью зависит от качества общения степени контакта между  интервьюером и респондентом, на взаимопонимания, готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально удачного интервью являются не просто инструментарием  для съема информации социологического характера, - уже объективно они выражают концептуальное знание, предстают как  этап перехода от возможного истинного  знания к действительно истинному  знанию.

Информация о работе Метод интервью