Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение мифов как PR-технологии в музыкальном шоу-бизнесе на основе анализа мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове.
Цель данного исследования реализуется посредством решения ряда задач:
определить основные характеристики понятий «шоу-бизнес», «музыкальный шоу-бизнес», «миф», «мифотворчество»;
выявить основные виды PR-технологий в музыкальном шоу-бизнесе;
выявить виды мифов в музыкальном шоу-бизнесе;
изучить технологию создания мифов в музыкальном шоу-бизнесе;
Введение ……………………………..………………...…………………………..
3
Глава 1. PR-технологии в музыкальном шоу-бизнесе: теоретический аспект……………………………………………………………………………….
6
1.1. Основные характеристики понятия «музыкальный шоу-бизнес»…....
1.2. Виды PR-технологий в шоу-бизнесе…………………...…………..…..
1.3. Создание мифов как PR-технология в музыкальном шоу-бизнесе…..
6
16
31
Глава 2. Анализ мифотворчества как технологии PR в музыкальном шоу-бизнесе на примере певцов Сергея Лазарева и Влада Топалова…………………………………………………………................
51
2.1. Анализ мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове……………….....
51
2.2. Рекомендации по коррекции мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове………………………………………………………………...…….
64
Заключение …………………………………………………………............
71
Список использованной литературы……..………………..………
Мифы о герое присущи, пожалуй, всем культурам. Современные специалисты, в рамках данного мифа, выделяют сюжеты «из грязи в князи и из князя - в грязь» [Почепцов, 2004, c. 153]. Сюжет «из грязи в князи» созвучен с мифологемой американской мечты: движение героя с самого низа, его подъем наверх. Наиболее интересен второй сюжет - «из князя в грязь». Он может развиваться как в рамках свержения героя, что подразумевает, опять же, как минимум два варианта: герой снова поднимается и продолжает достигать своей цели или герой погибает. Но наиболее интересным можно считать другое развитие: герой рождается в знатной семье, но случайно попадает в бедную среду (в социальный «низ») и там воспитывается, чтобы, преодолев препятствия, снова воцариться в верхних слоях. Данные мифы могут применяться во всех сферах - от политики до спорта, шоу-бизнеса. Они всегда будут актуальны, так как аудитория изначально склонна к позитивному восприятию героя - победителя.
Знание архетипов помогают более глобально мыслить при построении мифов, ведь как писал К. Г. Юнг: «Если мы хотим видеть явления в правильной перспективе, нам необходимо понять прошлое человека так же, как и его настоящее» [Юнг, 1991, c. 31].
Тот или иной архетип
может развиваться в рамках определенной
мифологемы или сразу в нескольких.
Схожесть круга сюжетов мифов
позволило практикам в
Доктор филологических наук, профессор Георгий Почепцов выделяет так называемые «типы», или «роли» героев: [Почепцов, 2000, c. 352].
Роль молодого дарования - дает официальное право на неординарное поведение, моделируемое словами «еще перебесится». Данный образ трактуется как временный, потому, что таково мнение «старших товарищей».
Роль денежного мешка. Массовое сознание не очень любит эту роль. У него две характеристики: непроходимая глупость и внушительный объем денег.
Данные характеристики как бы описывают эти роли с точки зрения аудитории, задают те или иные лишения или преимущества, которые могут появиться при соприкосновении с носителем данной роли.
Мифологема Звезды. Символизирует харизматическую энергию, изливающую мощь некой личности. «Попытки культурологов, философов, психологов определить сущность этого явления не дали единой формулировки» [Кондратьев, 2009, с. 284].
Зато известны территории наиболее высокой активности: политика, эстрада, мода, спорт. Данная мифологема принадлежит группе астральных мифов. Человек с древнейших времен пытался дотянуться до звезд. Иллюзорная близость этих светил завораживает и вселяет надежду на соприкосновение с прекрасными явлениями. Сегодня каждый знает, что астральные тела недосягаемы. Но, сам сюжет такой же, как и тысячи лет назад. И смысл данной мифологемы неизменен: «звезды» продолжают притягивать «простых смертных». Только теперь работает иной механизм: в древнейшие времена иллюзорная близость, а в наши дни - «люди - звезды», то есть такие же, как мы. Понимание этого факта порождает во многих уверенность или надежду, что они смогут тоже стать «звездами», вознестись над остальными. С одной стороны, эта мифологема постоянно поддерживает дымку роковой тайны, недоступности, притягательности к миру «звезд», тем самым, обеспечивая неугасимый интерес публики. С другой стороны, открывает перед человеком новые горизонты («стань звездой») и вселяет надежду. С мифологемой звезды созвучен сюжет Золушки. Мы часто слышим истории о неизвестных, но талантливых, которые вдруг стали знамениты, богаты и.т.д. «Волшебство» таких историй, одновременно с личной харизматичностью той или иной «звезды» действует на нас, как на потребителей - безотказно. Кстати, подобный сценарий часто эксплуатируется в кино. А одним из самых ярких примеров является кинофильм «Красотка» с Джулией Робертс в главной роли.
Следующий тип может быть связан с мифологемой Звезда, а может развиваться автономно - это «американская мечта». «Этот миф основан на протестантском отношении к собственности как к части самого себя» [Кондратьев, 2009, с 285].
Следовательно, индивидуализм выступает как движущая сила прогресса, породившая особый тип человека, именуемого «американская мечта» и живущего по законам «стиля жизни». Сюжетам «удачи» и слухам «о связях» противопоставляется тяжелый подъем к вершине успеха. В данной мифологеме акцентируется реальность, а не волшебство. Труд и препятствия, разочарования и вера в себя. «Американская мечта» так же актуальна во многих сферах деятельности. Эта мифологема вызывает, в первую очередь, чувство уважения аудитории.
Символическая смерть. Это
может быть уход артиста из шоу-бизнеса.
Изменение профиля
Мифы о животных и растениях и их связи с человеком широко применяются в сфере шоу - бизнеса. Это мифологемы о превращении человека в животное или магическое действие растения на человека.
Наконец, культовые мифы - сокровенное знание. Могут проявляться в тех ценностях, которые разделяет определенная ментальность. [Кондратьев, 2009, с . 285]. Так же, в секретных сведениях, касающихся различных сторон жизни артиста.
Как избежать подобных рисков? Необходимо подходить к конструированию мифа структурно. То есть, основываясь на разработках К. Леви-Строса, можно выделить в мифе бинарные позиции, следуя от более глобальных к более узким или наоборот. Это вносит определенную последовательность. Например, если артисту необходимо постоянно быть активным, то в его мифе следует задать те характеристики, на фоне которых он выглядел бы активным постоянно. Рядом с артистом может быть выставлена фигура изначально менее активная, но которая хочет занять его место. На фоне этого виртуального оппонента артиста будет выглядеть всегда более активным. Тогда аудитория, на которую ориентирован артист, будет на стороне более активного.
Главной задачей специалиста по связям с общественностью в сфере музыкального шоу-бизнеса становится разработка таких мифов, которые, во-первых, соответствовали артисту, следовательно, его архетипическим характеристикам, во-вторых, находились в постоянном развитии, чтобы интерес, эмоциональный отклик аудитории не угас. Необходимо учитывать, что большинство архетипических характеристик требует артиста постоянной отдачи, эмоционально выплеска, это, в свою очередь, может его эмоционально истощить. В таком случае, есть риск потерять внимание и эмоциональный отклик аудитории.
Миф - важный элемент технологии создания звезды.
Правдоподобность, ирреальность и долговечность - его важные характеристики. Чтобы публика приняла вымысел за действительность, и миф продержался как можно дольше необходимо при его создании придерживаться логичности и последовательности. А выполнение функции привлечения внимания аудитории и создание звездного образа возможно лишь в том случае, если в основе мифа будет что-то экстраординарное, не имеющее аналогов в реальности. Тогда и только тогда он будет незабываемым и увлекательным.
Мифотворчество как PR-
Создатель мифа выступает как психолог, чутко понимающий настроения и желания потребителей, общества, в то же время он и творец, поскольку преимущественно эти настроения и желания способен создавать. При этом «позиция создателя мифа характеризуется знанием в предметной области мифа, а позиция живущего в мифе характеризуется незнанием знания создателя мифа в предметной области мифа» [Ульяновский, 2005, c. 67].
Для проектирования мифа об артисте или группе, сначала нужно провести анализ целевой аудитории для определения структуры потребностей и основных движущих мотивов.
Выделим перечень вопросов, на которые должна отвечать любой уважающий себя миф:
- вопросы о случившимся:
Кто? Когда? Зачем? Как?
- вопросы о зафиксировавшем историю: кто? Почему он это сделал? Как ему это тогда удалось? Зачем он ее зафиксировал?
- вопросы об исторических вещах и подтверждениях: где хранятся? Кто провел?
По мнению Корнеевой С. М. технология создания мифов в музыкальном шоу-бизнесе имеет следующие этапы [Корнеева2006, с.156-159]:
1. История жизни артиста, биография.
Как правило, начинается с описания разработки жизни артиста до того, как они «встретились» и начали работать вместе. Этот материал либо придумывается, либо додумывается, заимствуя отдельные детали из реальной жизни артиста, либо основывается на реальной биографии, если она действительно оригинальна.
Это становится возможным благодаря тому факту, что в жизни каждого человека, особенно творческого, есть что - то незабываемое, удивительное, экстраординарное. Это и заставляет обратить внимание, задуматься, проникнуться чувством избранности того или иного артиста.
Обычно здесь имеют место истории о том, как артисту везде сопутствовал успех или наоборот неудачи до того момента, пока его величество случай не привел его в успешный проект. Другими словами, звезды благоприятствовали артисту практически с рождения.
2. Момент воссоединения в единый коллектив
История рождения проекта многовариантна. Так, альтернативой является случайное попадание диска с демо-записью на продюсерский стол. Из уже опробированных - это либо таланты артиста замечает продюсер, на каком - либо фестивале, клубе и т.п., либо где-нибудь в гримерке артист подбегает к продюсеру и буквально убеждает его в своих талантах. Последним новшеством здесь было знакомство по сети, что тоже оригинально.
Воссоединение коллектива может происходить различными путями. Сложившийся коллектив - это либо:
а) друзья детства;
б) друзья по интересам, в какой-то момент времени люди решают, что им нужно работать вместе;
в) либо люди, оказавшиеся волею судеб в одном месте, в одно время и т.д.
Затем по сценарию будущие участники проекта по случайному счастливому стечению обстоятельств «находят» продюсера, разглядевшего в них талант и готового вложить в них денежные средства.
3. PR-миф создания «звездного» образа артиста, группы.
Сюда относят информацию о деятельности группы, артиста, о том, как пришел успех и признание. Успешным оказывается именно та группа или артист, кто признан, огромной массой поклонников.
4. Символическая смерть.
Это может быть уход артиста из шоу - бизнеса. Изменение профиля деятельности.
Таким образом, использование мифов – неотъемлемый элемент PR-деятельности в музыкальном шоу-бизнесе. Миф является естественным и удобным способом обработки информации. Он предстает перед нами как сценарий развертывания артиста, в котором сразу заполняются до этого пустые роли друзей, врагов и главного героя. Создавая миф в музыкальном шоу-бизнесе, с помощью архетипов, специалисты по связям с общественностью создают цельную конструкцию, уже известную и опробованную. Поэтому, можно контролировать результат коммуникации, когда большее число необходимых характеристик артиста, его пространства будут всплывать автоматически. В случае подключения мифа к артисту, уже нет необходимости порождать как бы целые отдельные тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому, или иному мифу. Мы все живем в мире не только реальном, но и в мире мифов сами того не осознавая. Массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа. Он просто используется для интерпретации реальных событий. Это значит, что мы постоянно возвращаемся к вечным мифологическим ценностям. Человек хочет вырваться за пределы обыденного мира, а миф, с его чувственностью, яркостью, символичностью становится чем - то вроде реального волшебства. В таком случае, не удивительно, что мифотворчество в музыкальном шоу-бизнесе является эффективным инструментом PR.
Глава 2. Анализ мифотворчества как технологии PR в музыкальном шоу-бизнесе на примере певцов Сергея Лазарева и Влада Топалова
2.1. Анализ создания мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове
Сергей Лазарев и Влад Топалов – это «Чук и Гек» российского музыкального шоу-бизнеса, публика долгое время после распада группы «SMASH!!» воспринимала их дуэтом. Что бы эти двое ни делали, они обречены на постоянное сравнение друг с другом. Нет, пожалуй, в российском музыкальном шоу-бизнесе других героев, профессиональная жизнь которых могла бы раскрыть тему работы в полной мере.
Опираясь на теоретические аспекты технологии создания мифов, через сравнение мифов Сергея Лазарева и Влада Топалова попробуем проследить, как работают мифы в музыкальном шоу-бизнесе и выявить их влияние на карьеру артиста.
Подробности биографии:
Топалов Владислав Михайлович родился 25 октября 1985 года в Москве. В очень обеспеченной семье. Влад ходил в музыкальную школу по классу скрипки. Окончил элитную школу №1234. В 2006 году закончил на юридический факультет Российского Государственного Гуманитарного Университета. С 2009 года является студентом Института Современного Искусства, Музыкального факультета, специальности «Музыкальное искусство эстрады. Эстрадно-джазовоe пение».
Людям льстит, когда их объединяет что-то с великими или просто с известными людьми. Они десятилетиями хранят фотоснимки, на которых они «засветились» рядом с какой-нибудь знаменитостью, здесь действует мифологема «Звезда». Прапрадед Влада был профессором Киевской консерватории, а, кроме того, являлся крестником самого Римского-Корсакова и братом композитора Гречанинова, этюдами которого до сих пор мучают маленьких пианистов во всех музыкальных школах мира. Среди родственников Влада и великий Сергей Рахманинов (так что внешнее сходство отца Влада с Рахманиновым - не просто совпадение). Сам отец Влада также окончил музыкальную школу и училище искусств по классу фортепиано, еще школьником играл в рок-группах, сначала в Ростове-на-Дону, а затем в Москве и Питере, с 1977 года - в достаточно известной на тот момент команде «Четвертое измерение» [Наши знаменитости. Влад Топалов, http://www.isi-vuz.ru/, (25.03.2011)].
Музыкальная карьера певца Влада Топалова началась в раннем детстве. Владу было пять с половиной лет, когда он впервые попал в группу «Непоседы», под руководством замечательного педагога Елены Пинджоян. В «Непоседы» Влада привела мама. Вовсе не потому, что хотела сделать из ребенка звезду, а для того, чтобы хоть как-то научить его общаться с окружающими - маленький Влад был редкостным букой. Со сверстниками не дружил, бил маленькую сестренку Алину и приходивших в дом гостей. «Непоседы» должны были маленького разбойника перевоспитать - и не более того [Биография Влада, http://www.vladtopalov.ru/, (18.03.2011)].
Информация о работе Мифотворчество как PR-технология в музыкальном шоу-бизнесе