Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:42, доклад
Восприятие реальности, в том числе социальной, и ее различных аспектов в качестве целостного множества связанных элементов, т.е. системы, свойственно не только современным исследователям, но и некоторым ученым прошлого. Считается, что более или менее научные понимания системности обозначились еще в XIX в.
англо-американские (сложные политические культуры с общей ориентацией на свободу личности, но вместе с тем характеризуются однородностью в том смысле, что в обществе существует согласие относительно основных целей и средств политики; политическая система похожа на рынок, где на продажу выставлены различные политические идеи и планы, а политика – на игру, где субъекты имеют четкие роли и действуют по определенным правилам; власть и влияние в системе разделены между множеством субъектов, и это разделение конституционно оформлено);
континентально-европейские (главным образом это Франция, Германия и Италия; Скандинавия и малые страны Европы имеют смешанные системы, т.е. в них сочетаются англо-американские и специфические национальные черты; национальные политические культуры фрагментированы, в силу чего предпочтительнее говорить о множестве субкультур с различными уровнями развития, включая доиндустриальные, причем сами субкультуры также довольно фрагментированы; торг и компромиссы как инструменты политики недостаточно распространены, зато стали обычными явлениями радикализм и экстремизм; каждая субкультура создает для «своих» особую систему ролей; субкультуры могут пребывать в состоянии острого соперничества);
доиндустриальные и частично индустриальные, иначе – традиционные (смешанные культуры, состоящие из вестернизированных и традиционных элементов; данные системы почти всегда сталкиваются с угрозой больших вспышек насилия из-за несовпадения и конфликтов политических представлений и ориентаций; роли не закреплены между акторами; даже модернизированные элементы таких политических систем имеют сильный отпечаток традиции);
тоталитарные (принудительно однородные культуры; обществом управляет рациональная бюрократия, находящаяся под контролем одной партии; доминирующими являются роли, связанные с осуществлением контроля и применением насилия; невозможность разделения власти в силу монополии одной партии предполагает «функциональную нестабильность властных ролей», меняющихся по воле партийного руководства).
Несколько позже совместно с Джорджем Бингэмом Пауэллом Алмонд на основании показателей уровня структурной дифференциации общества, автономии подсистем политической системы и «культурной секуляризации» разработал более сложную (трихотомную) классификацию политических систем, известную как «матрица Алмонда–Пауэлла» и включающую в себя три основных класса систем: примитивные системы с перемежающимися (пересекающимися) политическими структурами, для которых характерны минимальная структурная дифференциация и сопутствующая ей патриархальная культура (примерами таких систем являются племенные организации в Африке и др.);традиционные системы с дифференцированными политико-управленческими структурами и подданническим типом политической культуры (патримониальные системы, феодальные государства и т.п.);
современные системы с дифференцированными политическими инфраструктурами (партиями, группами интересов, развитыми средствами массовой коммуникации) и участническим типом политической культуры.
Информация о работе Общая теория систем: от объяснения реальности к научной методологии