Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад
В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.
Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284
175
Экономика
Социальная жизнь
Производственно-экономическая
Информационно коммуникативна;
Политика
Духовная жизнь
Рис. 2. Изменение соотношения
сионеров и других социально незащищенных слоев населения, культурно-просветительские и научно-познавательные журналы и т.д. Они нуждаются в целевой поддержке со стороны государства и меценатов, которая и будет «усилением давления», способным выровнять положение границ внутри круга.
Другое направление действий связано с корректировкой программ журналистского образования. В ней надо предусмотреть, например, первостепенное внимание к формированию зрелого гражданского самосознания молодых специалистов, которые воспринимали бы свой труд как служение интересам общественного самоуправления, а не как лакейское обслуживание сильных мира сего или безудержное самовыражение. В то же время неумение журналистов вести рыночно-конкурентную борьбу предполагает углубленную разработку хозяйственного менеджмента в теории и практике СМИ. Такого рода страховки от перекосов в ролевом функционировании прессы должны найти отражение в комплексных программах развития журналистики, которые необходимы и на государственном, и на местном уровнях.
Социальные функции СМИ
Социально-ролевая
176
в данной сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам. Таким образом, ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Но надо учитывать, что это, так сказать, не собственные функции журналистики как уникального общественного института, а отражение законов и условий деятельности, сложившихся вне ее, не по ее инициативе.
Возможны и другие подходы к проблеме функций СМИ. Но прежде чем рассмотреть их, укажем на главное противоречие в литературе по этому вопросу. Оно связано с методологией определения функций. Как правило, исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В. И. Ленина:
«Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»7.
В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. Новация, заметим, не встретила одобрения со стороны официальных инстанций, усмотревших в ней покушение на основы марксистско-ленинского учения о печати. В начале 1990-х годов руководство тогдашнего Гостелерадиокомитета СССР в качестве основных функций называло информирование, убеждение и утешение. А вот курьезный вариант. Преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что в их педагогическом коллективе принято решение: пусть функций будет Две — информационная и воспитательная. Так студентам проще запоминать... Однако методологические проблемы не решаются голосованием, тем более с такой экстравагантной аргументацией.
При явном расхождении изложенных версий по содержанию °ни близки между собой по подходу к вопросу. Ни в одной из них Не обозначен системообразующий критерий, который давал бы возможность, с одной стороны, отразить все аспекты функционирования СМИ, а с другой — сопоставить предлагаемые варианты по Их Достоверности. Если же попытаться соединить перечисленные
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. 11.
-2802
177
разными авторами функции в один ряд, он получится бесконечно длинным и опять-таки лишенным единого основания, структуру И наоборот: нельзя отрицать наличие у журналистики той или иной функции, не договорившись предварительно, в какой системе ко-ординат мы ведем свой анализ, по отношению к каким социальным субъектам устанавливается степень важности какого-либо способа журналистской деятельности.
Избежать разноголосицы и
Мы предлагаем использовать субъектный подход к группировке. Суть его заключается в признании того факта, что структура функций журналистики многогранна и многослойна. На объективные возможности прессы накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Иными словами, журналистика предлагает великое богатство своих «способностей», а конкретный социальный субъект выбирает из них те, которые ему более необходимы. Между прочим, ни чем иным, как интересами авторов рассмотренных выше версий нельзя объяснить то, что они по-разному смотрят на функциональный набор прессы.
У этой проблемы есть и другой аспект — социально-исторический: на использование возможностей прессы влияет состояние среды, в которой она рождается и действует. Так, в России в XVIII в. газеты «кроме информационной, пропагандистской... выполняли еще и культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени»8. Значит, и потребности субъектов взаимодействия с прессой не остаются неизменными.
Генеральным субъектом по отношению к журналистике является социальная система, или общество. Для всякого целостной образования, включая биологические организмы и сообщества людей, в качестве ведущих потребностей выступают выживание, самосохранение системы и одновременно — ее непрерывное дв» жение, которое, в свою очередь, является условием жизнестойкости и самосохранения.
Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. С. 15.
178
На удовлетворение первой потребности направлена такая функция журналистики, как интеграция составных элементов общества. Она приобретает все большее значение по мере того, как в современном мире набирает силу тенденция к объединению не только в пределах государств, но и в межнациональном пространстве. Характерно, например, что процесс создания единой Европы подкрепляется осуществлением континентальной программы «Телевидение без границ», которая не менее значима для интеграции старого света, чем, например, введение единой валютной единицы евро или свободное перемещение по территории других государств. Суть программы заключается в том, что с 1990-х годов во всех странах, вошедших в сообщество, можно без ограничений принимать и транслировать телепродукцию своих европейских партнеров, унифицируются правила использования рекламных материалов и вводятся меры, призванные противостоять натиску «внешнего» вещания. На исходе десятилетия Евросоюз, вопреки канонам рыночной конкуренции, даже выделил около полумиллиарда «евро» для поддержания континентального кино и телевидения, которые без такой помощи проигрывают американской индустрии экранных зрелищ.
Для России задача сохранения единого информационного пространства стала чрезвычайно актуальной. Тенденция к дроблению страны на отдельные территории — так называемый парад суверенитетов, — наметившаяся в государственно-политической сфере, не могла не отразиться на связях, которые обеспечиваются с помощью СМИ. Для примера: в начале 1990-х годов газеты «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» с тиражами 20 млн экземпляров и более попадали в книги мировых рекордов, их в буквальном смысле читала вся страна. Десять лет спустя крупнейшие общенациональные издания собирают миллион или сотни тысяч читателей лишь вместе с редакциями своих региональных выпусков, каждый из которых предназначен для распространения в пределах одной местности. Фактически это разъединенные самостоятельные издания, связанные между собой только общим «материнским» именем.
Сходные по результатам процессы происходят и в СНГ. Несмотря на то, что Межпарламентская ассамблея тратит много усилий на выработку и осуществление единой информационной кон-Чепции для стран Содружества, практика далеко не всегда идет по этому пути. На «положительном» полюсе находится межгосудар-Ственная телекомпания «Мир», которая выпускает передачу «Вме-Те». Благодаря ведущим — группе молодых журналистов из разных СтРан СНГ — студия стала местом встречи, знакомства, дискуссий ^я жителей некогда единого, а теперь разделенного границами
ъ.
сообщества. На «отрицательном» полюсе — перерывы или прекращение вещания по финансовым причинам российских каналов ОРТ и РТР в республиках Закавказья, где население по-прежнему считает эти компании «своими».
Интеграцию надо рассматривать
не только в планетарном, ме>к-государственном
или национально-
Объединяющее значение журналистики хорошо видно на примере национальной прессы, издаваемой за рубежом, или эмигрантской прессы. Это не очень хорошо известная широкой публике, но весьма активная участница культурной, социальной и политической коммуникации. Она предстает в различных вариантах.
Как пресса диаспор она предназначена главным образом для более или менее широкого круга бывших соотечественников, соплеменников, живущих в чужой стране. Значение таких периодических изданий для поддержания единства этнической общины трудно переоценить. Не случайно многие из них существуют десятилетиями, как газета «Русский голос», основанная в Нью-Йорке еще в 1917 г. Всего в мире насчитывается 2000 изданий для выходцев из России (в одной Америке их около 200), в СНГ — приблизительно 5000. Заметными явлениями мировой и национальной культуры стали такие крупные газеты, как парижская «Русская мысль», нью-йоркская «Новое русское слово» (около 2 млн читателей), сиднейская «Австралиада» и др.
Чрезвычайно многочисленна и широко распространена русскоязычная пресса в Европе. Ее расцвет пришелся на 20—30-е годы, когда государства старого света приняли у себя мощную волну эмиграции из Советской России, в том числе писателей и публицистов. Нечто подобное произошло и на Востоке, прежде всего в Китае. Новый подъем прессы диаспор связан с эмиграцией в последней трети XX в., усилившейся сначала по политическим причинам, а затем, с либерализацией российской политики, в связи с возмо#' ностью свободного перемещения граждан через границы. В Герм3' нии, куда после падения Берлинской стены переселились сотни тысЯ1 одних лишь этнических немцев из числа бывших советских
180
успел сложиться рынок русскоязычной прессы. Корреспонденты нала «Cpeda» обнаружили там еженедельник «Русская Германия», «Нашу газету» для евреев, «Христианскую газету» для представителей, соответственно, другой конфессии, газету «Факты» для украинцев, а также полный спектр специализированной периодики, включая юмористический «Самовар». Издания общин теперь выходят не только в европейских столицах, но и в провинциях. Например, в финском городе Тампере выходит газета «Русский свет». Ее издателем является городской Русский клуб (характерно, что при материальной поддержке правительства Финляндии), и содержание публикаций слу-лсит прямым продолжением его просветительской деятельности.
Иные цели издавна ставила перед собой печать политической эмиграции. Она стремилась самым энергичным образом воздействовать на общественную жизнь покинутой родины. Здесь уместно вспомнить Герцена с его «Колоколом», доносившим вольное слово до всей думающей интеллигенции в России, «Искру» Ленина, из-за рубежа практически создававшую на родине социал-демократическую партию, и другие исторические примеры. В этом ряду, хотя и с принципиально другой идейной ориентацией, стоит журнал «Континент», выходивший в Париже под редакцией В. Максимова в конце XX в. Особую роль в системе зарубежных СМИ играют русские службы радио, которые в течение десятилетий вещают на нашу страну и зарубежную диаспору: Би-Би-Си, «Голос Америки», «Немецкая волна» и др. Созданные, как правило, в годы «холодной войны», они активно участвовали в идеологическом противоборстве различных политических лагерей и в этом качестве служили центрами духовного сплочения оппозиционно настроенных советских граждан. В новые времена на передний план выступает их потенциал культурной консолидации в национально-этническом и планетарном масштабах. Например, Би-Би-Си транслирует выпуски хроники текущих событий «Глядя из Лондона», программу «Радиус», предназначенную для жителей бывших советских республик, журнал «Парадигма», посвященный вопросам науки, истории мысли и культуры, журнал о жизни в Великобритании и т.д. При этом Многие передачи выходят на волнах «Радио России» и региональ-^ьк компаний в Волгограде, Калининграде, Новгороде, Ростове иДругих городах. Из Москвы, со своей стороны, для заграничной аУДитории работает канал иновещания «Голос России».
По инициативе ИТАР-ТАСС в конце 1990-х годов была создана всемирная ассоциация русской прессы. В ее конгрессах, проводимых в РОССИИ и зарубежных столицах, принимают участие представители ^сятков стран. Ассоциация ставит перед собой задачи сформировать еДиное информационное пространство для русскоязычных СМИ,