Особенности работы пресс-службы в органах государственной власти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы – анализ специфики деятельности пресс-служб в органах государственной власти на современном этапе. Задачи: • определить необходимость создания пресс-служб в структурах органов государственной власти; • сформулировать основные цели и функции как пресс-службы в целом, так и пресс-секретаря, как главы подразделения; • раскрыть особенности методов, используемых службами по связям с общественностью; • описать оптимальную структуру пресс-службы; • проанализировать структуру пресс-службы на примере.
Содержание работы
Введение………………………………………..………………………………....3-4 Глава 1. Пресс-служба как структурная единица государственных органов власти………………………………………………………………………………………5 1.1. Цели и функции пресс-службы. Обязанности пресс-секретаря................5-11 1.2. Особенности методов работы служб по связям с общественностью….11-14 Глава 2. Организация работы пресс-службы на примере………………………15 2.1. Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью…………………………………………………………………….15-20 2.2. Работа пресс-службы на примере деятельности Управления информации – пресс-службы губернатора Мурманской области……………………………….....20-24 Заключение……………………………………………………………………..25-26 Литература…………………………………………………………………………27
Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
Внутренняя: сбор и анализ информации об
освещении в СМИ деятельности органа власти,
его руководителя. Ежедневно на стол президента
(губернатора, мэра) ложится оперативный
обзор СМИ. Исполнение внутренней функции
требует определенного мужества, профессиональной
честности и этики. 3
Таким образом, пресс-службы
в органах государственной власти являются
многофункциональной системой по организации
и налаживанию отношений с общественностью,
включающей в себя два аспекта. Во-первых,
деятельность по связям с общественностью
– это теоретическая работа с целью выработки
рекомендаций для высшего руководящего
звена. Во-вторых, деятельность пресс-служб
включает в себя и практическую работу
по оценке двустороннего потока информации
с широким использованием финансовых
и материально-технических средств, а
также специальных форм и методов образовательно-воспитательного
воздействия на массовое сознание и поведение
людей, социальных групп, объединений
и институтов.
1.2. Особенности методов
работы служб по связям с общественностью
Русаков А.Ю. утверждает, что
в настоящее время социологи и политологи,
как в западных странах, так и в России
обеспокоены тем, что бурное развитие
технологий связей с общественностью
в государственных структурах может привести
к тому, что эти технологии станут завуалированной
формой пропаганды. Действительно, связи
с общественностью в государственной
сфере довольно часто используют наряду
с собственными методами, методы, заимствованные
и из арсенала пропагандистских средств.
И связи с общественностью, и пропаганда
стремятся воздействовать на ценности,
ориентируясь на долговременный результат.
Различия лежат в способах манипуляции.
Связи с общественностью стремятся подстроиться
под уже сложившиеся отношения, тогда
как пропаганда старается изменить эти
отношения для своих целей.4
Таиров А.И. в своей статье, описывающей
особенности методов работы государственных
служб по связям с общественностью, рассказывает,
что технологии пропаганды, используемые
в деятельности служб по связям с общественностью,
могут опираться на когнитивные, коммуникативные
и резонансные схемы.
Использование когнитивных
схем можно представить в виде айсберга.
Массовое сознание получает указание
на верхушку айсберга, за которой следует
весь объем связанной с ней информации.
Подача информации с помощью
уже апробированных в обществе схем воздействия
увеличивает уровень её эффективности.
Пропаганда опирается на уже имеющиеся
в обществе схемы коммуникаций. Следует
помнить, что число лидеров мнений составляет
10-20% от населения. Но наличие этой группы
позволяет производить воздействие с
наименьшими материальными и интеллектуальными
затратами. Лидер мнения с этой точки зрения
– весьма выгодный канал коммуникации,
выступающий в роли мини-СМИ для определенной
группы населения.
Суть использования апробированных
схем, представляющих собой резонансные
технологии, состоит в том, что в ряде случаев
из набора ситуаций СМИ начинает использовать
только некоторые из них. Можно выделить
две резонансные схемы, на которые реагируют
СМИ:
когда поступает подтверждение
уже имеющимся в обществе слухам. Население
готово услышать подтверждение того, во
что уже поверили. Не хватает только конкретной
подсказки;
когда реализованная ситуация
вступает в противоречие со сложившимся
имиджем. Так происходит, когда действия
общественно значимой фигуры идут вразрез
со сложившимся образом и запоминаются
на долгое время.
Особенно сильное воздействие
такие технологии оказывают, когда имеет
место перекодировка из одного языка в
другой. Специалиста в этой сфере можно
представить как переводчика с языка вербального
на языки визуальный и событийный, так
как люди больше верят событиям и картинкам,
чем словам.
Для введения нужной информации
можно использовать метод «паровозика»,
когда один факт цепляет за собой другой.
Это стандартный метод привлечения внимания,
когда вместе с рассказом об известном
руководителе, приводится рассказ о его
учреждении.
Существуют ещё три феномена
символической трансформации. Это «белое
пятно», когда сознательно недостаёт детализированной
информации, чтобы читатель дописал необходимое.
При этом руководителю органа власти,
находящемуся в тени, приписывают те характеристики,
которые массовое сознание считает необходимым.
Отдельным феноменом выступает
и переполнение информации. Известно,
что, перерабатывая информацию, мы пытаемся
подогнать её под определенную схему.
Если же информации было слишком много,
человек не в состоянии её «переваривать»,
и она закрепляется на подсознании как
целое, без искажений.
Следует помнить и «подсказку»
как способ работы с массовой аудиторией.
Необходимо все время демонстрировать
в явной форме те знаки, которые должны
подтвердить верность избранной интерпретации
ситуации. Многие из них носят двусмысленный
характер, а подсказка выводит её понимание
на заданный уровень.
Во всех этих случаях с точки
зрения движения символов наблюдается
закономерность: наиболее сильный символ
притягивает более слабый. Сообщение об
очередном заседании в органе государственной
власти всегда слабее информации о митинге,
который проходил в момент заседания перед
зданием администрации.
Таким образом, манипулятивные
методы, используемые в технологиях связей
с общественностью, проявляются в следующем:
утрирование уже зафиксированного
стереотипа,
перевод его из вербального
в визуальную или событийную форму,
усиление предлагаемого события
признаками достоверности и детализации.
Основные технологии манипулирования,
заимствованные связями с общественностью
из пропаганды, нейтральны по своим качественным
характеристикам. И уже на совести специалиста
по связям с общественностью то, с какими
целями он будет их использовать.5
Глава 2. Организация работы
пресс-службы на примере
2.1. Организационные
основы деятельности служб по связям с
общественностью
В субъектах РФ работа по налаживанию
общественных связей выполняется государственными
информационными агентствами, управлениями
по связям с общественностью, ответственными
лицами по связям с прессой и другими подразделениями
местных органов власти.
Функциональные особенности
деятельности пресс-служб в органах государственной
власти определяют их организационное
устройство. Как показывает практика,
чаще всего отделы, которые в государственных
структурах занимаются связями с общественностью,
состоят из четырёх подразделений:
Информационно-аналитический
отдел.
Отдел по информационным коммуникациям.
Отдел по работе с политическими
партиями и общественными организациями.
Организационно-правовой отдел.
Задачами информационно-аналитического
отдела, по мнению Т. Каминской, являются:
Сбор и анализ информации социально-политического
характера, связанной с осуществлением
политической и экономической деятельности
Правительства и Государственной Думы
Российской Федерации, региональных органов
исполнительной и законодательной власти.
Мониторинг, анализ состояния
и динамики общественного мнения в процессе
осуществления экономических, политических
и социальных программ и акций.
Анализ деятельности региональных
средств массовой информации по освещению
и интерпретации деятельности федеральных
и региональных органов государственного
управления.
Прогнозирование социально-политической
ситуации и возможных сценариев развития
событий в стране, регионе, субъекте РФ,
в связи с реализацией инициатив, политических
акций, расходов в экономической и социальной
политике как федеральных, так и региональных
органов власти.
Экспертиза материалов, информирующих
о деятельности органов государственной
власти.
Выработка методических рекомендаций
по информационному обеспечению деятельности
органа власти, распространению информации
и осуществлению информационного обмена
в интересах формирования полной и достоверно
положительной оценки населением органа
власти.
Отдел по информационным коммуникациям,
по мнению того же автора, выполняет следующие
задачи:
Формирование объективного
общественного мнения о деятельности
органа государственной власти.
Информирование о деятельности
и разъяснение принимаемых решений и практических
действий органов власти.
Аккредитация и обеспечение
журналистов при государственном учреждении,
в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
Подготовка и распространение
заявлений, сообщений, пресс-релизов и
других официальных информационных материалов
органов государственной власти.
Проведение разъяснительных
мероприятий с использованием различных
форм (рекламные проспекты, информационные
стенды, листовки, бюллетени, опросы общественного
мнения и др.).
Проведение анализа публикаций
в печати, радио- и телеинформации, писем
и обращений граждан, запросов редакций
СМИ. Подготовка на основе анализа писем,
обращений граждан, публикаций прессы
и теле- и радио информации, запросов СМИ
предложений по обеспечению информационных
мероприятий органа государственной власти.
Подготовка и распространение
официальных опровержений в случае публикации
несоответствующих действительности
сведений о деятельности администрации.
Организация взаимодействия
с печатными и электронными СМИ в подготовке
публикаций и теле- и радио-передач, посвященных
деятельности структурных и территориальных
подразделений органа власти.
Выпуск печатной, теле-, радио-
и видео продукции, посвященной деятельности
органа государственной власти и направленной
на повышение инвестиционной привлекательности
региона.
Взаимодействие с PR- и рекламными сообществами.
Курирование деятельности пресс-секретарей
двойного подчинения отраслевых и территориальных
органов исполнительной власти.6
Задачи отдела по работе с общественными
объединениями и организационно-правового
отделов широко описал Вылегжанин Д.А.
в своем учебном пособии «Теория и практика
паблик рилейшнз».
Задачи отдела по работе с общественными
объединениями:
Поддержка деятельности и взаимодействие
с общественными объединениями, обеспечение
деятельности органов по взаимодействию
с общественными объединениями, участие
в организации и проведении консультативных
совещаний с политическими партиями и
движениями.
Представление органа власти
на официальных мероприятиях: митингах,
собраниях, совещаниях и т.п. Участие в
организации и проведении общегородских
мероприятий по плану деятельности органа
государственной власти, а также участие
в организации и проведении мероприятий
организуемых общественными объединениями.
Представление администрации на мероприятиях,
проводимых общественными объединениями.
Организация проведения исследований
общественного мнения по важнейшим проблемам
жизни страны, субъекта РФ.
Сбор и анализ информации социально-политического
характера, связанной с осуществлением
политической и экономической деятельностью
Правительства РФ и региональных органов
исполнительной и законодательной власти.
Обеспечение службы по связям
с общественностью текущей, аналитической,
прогностической информацией, связанной
с оценкой состояния общественного мнения
и характера социально-политических процессов.
Выработка рекомендаций по
информационному обеспечению деятельности
органа власти, распространению информации
и осуществлению информационного обмена
в интересах формирования полной достоверно
положительной оценки результатов деятельности
администрации.
Взаимодействие с депутатами
законодательной власти различных уровней,
а также депутатами муниципальных советов
по вопросам, относящимся к компетенции
подразделения.
Согласование заявок от общественных
объединений и инициативных групп граждан
о проведении массовых гражданских акций
(пикеты, митинги, шествия, демонстрации).