Особенности работы ведущего в прямом эфире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, углубленное изучение особенностей работы журналиста в прямом эфире является актуальным и представляет интерес для автора работы.
Целью исследования является проанализировать и рассмотреть специфику ведения прямого эфира Марианной Максимовской.
Среди задач можно выделить следующие:
- изучить ключевые принципы ведения прямого эфира;
- изучить особенности поведения ведущего прямого эфира в кадре;
- дать оценку работы ведущей прямого эфира Марианны Максимовской.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Особенности прямого эфира на телевидении 5
1.1 Основные принципы ведения прямого эфира 5
2.2 Образ телеведущего в кадре 10
Глава II . Анализ ведения прямого эфира Марианной Максимовской 15
2.1 Прямой эфир на REN-TV и его качественные показатели 15
2.2 Оценка работы журналиста, ведущего прямой эфир. Образ Марианны Максимовской 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии

Кафедра журналистики

 

 

 

Сергеева Кристина Викторовна

 

Особенности работы ведущего в прямом эфире

(на примере творчества Марианны Максимовской)

 

Курсовая работа

 

Специальность 030601.65 «Журналистика»

 

 

 

Научный руководитель:

канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики А. А. Степаненко.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Появившись в середине прошлого века, телевидение стало неотъемлемой частью общества. Телевидение сегодня – это источник информации, и вариант досуга. За ним кроется работа десятков специалистов: журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, телеведущих и т.д.

Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и совершенно иной профессиональный уровень, нежели умение работать в монтаже. Только личностные интеллектуальные ресурсы и солидная подготовка, знание материала помогают журналисту, работающему в прямом эфире избежать провала.

Таким образом, углубленное  изучение особенностей работы журналиста в прямом эфире является актуальным и представляет интерес для автора работы.

Целью исследования является проанализировать и рассмотреть  специфику ведения прямого эфира Марианной Максимовской.

Среди задач можно выделить следующие:

- изучить ключевые принципы ведения прямого эфира;

- изучить особенности  поведения ведущего прямого эфира  в кадре;

- дать оценку работы ведущей прямого эфира Марианны Максимовской.

Объектом исследования данной работы является деятельность Марианны Максимовской в программе на РЕН ТВ « Неделя» за 2012год.

Предметом изучения выступает специфика ведения прямого эфира указанной телеведущей.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы .

 

Глава I. Особенности прямого эфира на телевидении

1.1 Основные принципы ведения прямого эфира

 

В последние годы, отвечая  потребностям аудитории, все чаще среди  других магистральных направлений развития телевизионной коммуникации на первое место выходит еще один ключевой критерий: повышение оперативности в доставке информации. Новые технологические разработки спутниковых систем передачи изображения на большие расстояния сегодня стали своеобразным мерилом прогресса телеиндустрии, а прямой эфир - одним из наиболее востребованных зрительской аудиторией (наряду с художественно-постановочными проектами: кино- и видеофильмами, сериалами, музыкальными и другими развлекательными программами) и профессиональной практикой (особенно в информационном вещании) способов телевизионного журналистского творчества Программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам, служат эффективным средством формирования общественного мнения.

Рассматривая прямой эфир, мы подразумеваем, что это акт  телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуко-зрительную информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:

-творческих (виды, формы  и жанры вещания);

-профессионально-личностных (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);

-творческо-технологических  (приемы, методики, планирование, программирование);

-психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);

-социологических (интерактивность,  исследование аудитории);

-технических (специализированное студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства связи для передачи звуковых и видеосигналов).

Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, результатом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире. Вместе с тем, наблюдается общая тенденция смещения акцентов анализа также в сторону изучения аспектов политизации и коммерциализации телевидения как наиболее мощного элемента рынка СМИ постперестроечной России и самого значимого инструмента мотивированного (а прежде - идеологического) воздействия на современную аудиторию вплоть до манипулирования ее сознанием.

Приступая к углубленному рассмотрению самого широкого спектра  составляющих, характеризующих прямой эфир не только как особую творче-ско-технологическую среду существования и развития журналисткой практики, но и как базовый параметр, дающий определение основным признакам телевидения как средства коммуникативного и информационного функционирования, необходимо сформулировать наиболее точное и полное его определение. Начнем с уточнения самого термина.

В научной и специальной  литературе, касающейся телевизионной  проблематики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир» Вместе с тем ряд авторов изредка прибегают к использованию слова «живой» для определения того же вида телевизионного вещания. Нужно признать что, обе версии имеют право на существование. Знак равенства между ними поставил А.Я.Юровский определив следующее: «Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени».

Вместе с тем более  глубокий этимологический анализ слов «живой» и «прямой» позволяет  сделать следующий вывод: первое точнее характеризует момент вещания, осуществляемого непосредственно  в эфир из АСК (аппа-ратно-студийного комплекса студии) с участием ведущего или без него, второе - внестудийную трансляцию какого-либо события, корреспондентского включения и т.д., избранных журналистом в качестве одного из способов передачи информации аудитории. Другими словами, прямой эфир обязательно будет живым, а вот живой - прямым может и не быть (в том смысле этого слова, которое нами определено), если его содержание составляет, например, воспроизведение заранее подготовленной видеозаписи. Различие в семантике терминов столь незначительно, что в дальнейшем во избежание излишних сложностей в тексте данного диссертационного исследования будет использоваться только один термин - прямой эфир. Тем более, что именно он точнее характеризует интересующий автора творческий, а не технологический аспект.

Приступая к выработке  определения, построенного на обобщении  истинной сути и специфики прямого  эфира, прежде всего, с сожалением должны констатировать, что не только в научной, но и учебной литературе по телевизионной журналистике подобной всеобъемлющей формулировки никто из исследователей не предложил. В большинстве уже вышеперечисленных работ прямой эфир упоминается, главным образом, в трех аспектах: средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации; технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность; специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.

Прямой эфир на телевидении  это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного - шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучение), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего. Показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами (включая космические спутники и радиорелейную связь), находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом. С целью обеспечения требуемых юридических регламентов, а также в интересах решения творческих или программных задач (например, создание видеоархива, планирование повтора), в процессе проведения прямого эфира возможно фиксирование его содержания на накопителе (запись на видеоленту, диск и т.д.): на промежуточном этапе - запись видео и звукового сигнала на базе трансляционного комплекса, на конечном - запись трансляции непосредственно на выходе в эфир. В последующем данные записи могут быть подвергнуты монтажу с целью создания программного продукта нового качества.

В рамках телевизионных  проектов разных жанров во время прямого  эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение  не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира).

Время программы и  время зрителя представляют собой параллельные и предельно сближенные ряды. Это сближение исторического настоящего, воплощаемого программой, и «личного» настоящего человека у экрана: их сопряжение и обуславливает специфику телевизионной репрезентации настоящего. 1

Из всего вышесказанного следует, что прямой эфир – это  процесс непосредственной передачи телевизионного или радиосигнала с  места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени. Наибольшее распространение прямой эфир получил в телевизионных новостях. Особенностью прямого эфира является невозможность редактирования получаемых и сразу отправляемых данных, что не исключает определённой вероятности транслирования непредвиденного события.  
2.2 Образ телеведущего в кадре

 

Образ коммуникатора (ведущего) – важная смысловая единица телевизионной передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие человека в кадре с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.

По мнению психологов, взаимное влечение людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами. Личность, обладающая физической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит других и по ряду прочих показателей (ум, честность и т.д.) Следовательно, привлекательность коммуникатора становится основой доверительных отношений между ним и аудиторией. Люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен). Их имидж создается через внешний вид и манеру держаться. В образе диктора воплощаются культурные коды. Их одежда – знак современной моды, эталон.

Имеет значение возраст дикторов. Молодость, красота, обаяние женщин вызывает симпатию у зрителей. Напротив, солидный мужчина-диктор привлекает значительно больше. Его облик ассоциируется с серьезностью, основательностью, жизненным опытом.

Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа – многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.

При восприятии ведущих  в сознании аудитории происходит ориентация на определенные факторы: одаренность, артистизм, активность, деятельность, организованность, самостоятельность, объективность.

Процесс общения диктует  вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально  соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.

  • стиль «я – центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями парнера, приписывает ему мысли и намерения.
  • стиль «другой – центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.
  • стиль «я – другой – интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.

Часто ведущие выступают доминантой своей программы. Их работа в кадре высоко ценится аудиторией и потому хорошо оплачивается. Так, мировой популярностью пользуются ведущие Владимир Познер, Александр Гордон. В целом популярных ведущих отличают стремление к открытости и искренность. Однако не всегда созданный на экране имидж вызывает положительные эмоции у зрителя. Не всегда совпадают оценки экспертов и телезрителей.

Информация о работе Особенности работы ведущего в прямом эфире