Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:47, реферат
Статья посвящена исследованию особенностей связей с общественностью в конфессиональной среде в постсоветский период. Автор проводит параллель между становлением связей с общественностью и эволюцией церковных взаимоотношений, исследует современные формы коммуникационной деятельности Русской православной церкви.
Особенности связей
с общественностью в
Posted February 8th, 2011 by Editor
The Specific Character of Public
Relations in Confessional Sphere
(Analyzing the Activity of the Russian Orthodox Church)
Михальченко Виктория
Леонидовна
аспирантка кафедры
рекламы и связей с общественностью факультета
журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова,
mix.victoria@gmail.com
Viktoriya L. Mikhalchenko
PhD student at the chair of advertising
and PR, Faculty of Journalism, Moscow State University, mix.victoria@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена
исследованию особенностей связей с общественностью
в конфессиональной среде в постсоветский
период. Автор проводит параллель между
становлением связей с общественностью
и эволюцией церковных взаимоотношений,
исследует современные формы коммуникационной
деятельности Русской православной церкви.
Ключевые слова: связи с общественностью, конфессиональные PR-коммуникации, модификация PR-деятельности, Русская православная церковь.
Abstracts
The article is devoted to the
research features of public relations in the religious sphere in the
post-Soviet period. The author draws a parallel between the emergence
of public relations and the evolution of church relations, examines
modern forms of communication of the Russian Orthodox Church.
Key words: public relations, confessional PR-communication, the modification of PR-activities, the Russian Orthodox Church.
Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных духовных ценностей, возвращения авторитета русского православия. Именно тогда началось упрочнение позиций крупнейшей конфессии на территории постсоветского пространства − Русской православной церкви. В первую очередь, это происходило посредством активизации коммуникационной деятельности, направленной на установление и укрепление связей с обществом.
Начался массовый рост интереса
к религии как социальному
и культурному явлению, произошла
фундаментальная переоценка исторической
и социальной роли церкви. На всех государственных
уровнях власти стали возникать
новые формы взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах
общественной жизни, начались процессы
учреждения органов по взаимодействию
с религиозными объединениями. Конфессиональные
организации всерьез задумались
о формировании своей информационной
стратегии и тактики
Русская православная церковь
сегодня активно участвует в
общественной жизни страны. Социальное
и миссионерское служение, благотворительные
инициативы, межконфессиональное
На протяжении многих веков
основным видом коммуникационной деятельности
христианской церкви была проповедь. Сегодня
способы и методы информационного
взаимодействия вышли за рамки сугубо
канонического акта – появились
новые формы общения с паствой,
с бизнесом, с властью. Наконец, в
церковной среде стало
Итак, что же из себя представляют PR-коммуникации в конфессиональной сфере? Конечно, это технологии особого рода, специфика предметной области которых накладывает свои особенности на классическое определение «паблик рилейшнз». Связи с общественностью здесь приобретают совершенно иной контекст, нежели в деятельности институтов бизнеса и политики.
Главной функцией PR становится создание инновационной системы цивилизационного характера, то есть стратегической коммуникационной программы, существующей в рамках не одной только исторической формации, а в длительной перспективе, и охватывающей те общественные группы, с которыми субъект паблик рилейшнз находится не в корыстных или деловых отношениях, а в конструктивном диалоге; при этом служит не узкому кругу людей (заинтересованных в прибыли бизнесменов, политиков и т.д.), а обществу в целом, социуму.
Коммуникационная деятельность церкви как сегодня, так и на протяжении многих веков, по сути, описывает весь историко-генетический код самоорганизации общества и, на наш взгляд, может быть интерпретирована как предшественница первого института PR.
Являясь мощной коммуникационной
системой, христианская церковь объединяет
миллионы людей, причем не только верующих,
а все общество, напрямую или косвенно
вступающее в контакт на общем
информационном пространстве. При этом
«любое выражение человеческой религиозности
– это неизбежно
Таким образом, любое проявление
церковной активности – будь то
богослужение, проповедь, социальная деятельность
или духовное воспитание – вполне
можно рассматривать как
Христианская церковь
– не архаичное явление социально-
Мощная генетическая фаза церкви в современных условиях использует и опирается на изобретенные в сфере паблик рилейшнз технологии. Выступления церковнослужителей перед общественностью, встречи со светской элитой и первыми лицами страны, взаимодействие с научным сообществом, участие в социальных инициативах и благотворительности – лишь малая толика той общественной деятельности, того контакта с обществом, которые проводит сегодня Московский патриархат.
Активная работа с молодежью,
создание в приходах семейных досуговых
центров, организация спортивных праздников
и дней здоровья на территории монастырей,
бесплатные курсы иностранных языков
на подворьях зарубежных приходов –
такую общественную и социальную
деятельность многие светские компании
интерпретировали бы как соблюдение
кодекса «корпоративной социальной
ответственности». Однако на протяжении
всей истории существования
В интервью интернет-изданию
«Татьянин День» наместник
Однако в современных условиях, на данном цивилизационном этапе развития, становится очевидным, что служение Господу даже для глубоко воцерковленных людей не ограничивается лишь молитвенным служением. «Служение вере – это служение людям, – уверен протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете. – В этом единстве, когда служат Богу не только молитвенно, а служат Богу в действии, в поступках, в коммуникациях, в защите обездоленных, в помощи людям – заключается главная миссия православного человека»4. С внутрицерковной точки зрения все эти действия можно называть «служением Богу», а в общественном или социальном мнении, в среде невоцерковленных людей или неверующих – это воспринимается как прямая открытая социальная деятельность, которая имеет основания не только в вероучении, но и объективно в человеческом сострадании, милосердии и т.д. В таком случае «служение Богу» в богословском контексте совпадает с реальными общественными действиями, которые мы называем связями с общественностью.
Вероятно, именно произошедшая «подмена понятий» вокруг церковной среды в значительной мере продуцировала те методы и формы связей с общественностью, которые впоследствии приобрели прагматичное истолкование.
«Умение управлять с помощью общения» – свидетельствует прагматичный подход5 к определению феномена паблик рилейшнз. «Общение» здесь выступает как услуга, как товар, который можно купить. Кстати сказать, именно такую трактовку из более чем 500 дефиниций PR предпочли отечественные теоретики связей с общественностью, что, очевидно, связано с началом рыночных преобразований в России. «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением»6, – гласит определение PR отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова.
Принципиальное же отличие конфессиональных связей с общественностью от традиционного PR заключается в том, что у церкви качественно иные цели, чем у бизнес-проекта. Церковь стремится сформировать духовный мир человека и не претендует на его потребительские сиюминутные личные или групповые интересы. И в силу этого обстоятельства, будучи внешне уподобленными, церковные ритуалы и PR-технологии обладают иным качеством, разным внутренним содержанием.
Изучение PR-деятельности конфессиональной организации, в данном случае РПЦ, определяется не только исследованием канонических актов и специфических законов внутри богословской среды, но и необходимостью развертывания коммуникационной сферы, расширения предметной области этой коммуникации, умножением субъектов коммуникации, изменением целевой аудитории и коммуникационных технологий. Все эти изменения связаны со спецификой РПЦ, которая является не светской организацией, а духовным институтом. Специфические PR-коммуникации здесь базируются на устойчивых многовековых традициях и вместе с тем воспроизводят ожидания и потребности современных целевых аудиторий.
Своеобразие конфессионального института паблик рилейшнз проявляется во всех ключевых категориях PR-деятельности: субъект, объект воздействия, целевые аудитории, технологии, средства и результат (эффективность).
Субъектом PR-деятельности конфессиональной организации в данном случае выступает церковь: как институт, как религиозная организация, включающая огромный иерархический пласт внутрицерковных департаментов и структур, отвечающих за внешние и внутренние коммуникации. Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по делам молодежи, Информационный отдел, Отдел по взаимоотношениям церкви и общества – каждая из этих структур Московской патриархии сегодня ведет активную деятельность по своим отдельным направлениям, участвует в жизни широкого круга общественности, организуя различные акции и специальные мероприятия с присутствием Патриарха, первых лиц страны, светской интеллигенции и представителей профессиональных сообществ. Одним словом, церковь в лице Священноначалия – субъект коллективный, иерархически жестко связанный со всей вертикалью.
С другой стороны, субъектом PR-деятельности могут быть и персонифицированные лица – например, Патриарх Московский и всея Руси, олицетворяющий голос всей церкви; а также уполномоченные выступать перед общественностью с комментариями от лица церковноначалия – руководители информационных церковных служб (Синодального информационного отдела, Отдела внешних церковных связей, Отдела по взаимоотношениям церкви и общества и т.д.). Особенность категории субъекта в конфессиональной PR-деятельности заключается в том, что здесь коллективный и персонифицированный субъекты обязательно находятся во внутреннем единстве, потому субъектная основа PR-деятельности Русской православной церкви в целом достаточно гармонична и эффективна.
Еще одной особенностью PR-деятельности конфессиональной организации является специфика целевой аудитории. Различные стереотипы и стихийное позиционирование РПЦ в общественном сознании в советский, а затем и перестроечный периоды повлекло за собой определенные трудности в определении четкой стратегии деятельности церкви, в первую очередь коммуникационной. Особенностью общественности в церковных структурах является уровень ее духовной вовлеченности в религиозную деятельность РПЦ.
Православные или католики, воцерковленные или верующие «в душе», убежденные атеисты или атеисты сомневающиеся, мирные представители других религий или воинствующие противники иных вероисповеданий – такое рассредоточение целевых аудиторий можно встретить, пожалуй, только в религиозных организациях. Выстраивать PR-стратегию в данном случае особенно затруднительно, потому что помимо объективных процессов коммуникационного взаимодействия накладываются тонкие психологические, социокультурные и этнические особенности каждой из групп. Таким образом, встает вопрос о необходимости плана реформирования коммуникационной стратегии в соответствии с количественным и качественным соотношением целевых групп.