Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:47, реферат
Статья посвящена исследованию особенностей связей с общественностью в конфессиональной среде в постсоветский период. Автор проводит параллель между становлением связей с общественностью и эволюцией церковных взаимоотношений, исследует современные формы коммуникационной деятельности Русской православной церкви.
Во многом модификация PR-деятельности
в конфессиональной среде определяет
сам предмет воздействия. В старой
церковной среде долгое время
было распространено мнение, что воцерковление
человека, его первые шаги к Богу
– это «особое таинство, которое
совершается между душой
Предмет PR-деятельности своеобразно преломляет роль и место церкви в социальной и общественной жизни. Нынешний Патриарх Кирилл, выступая на общественной площадке, фактически сдвинул предмет в светскую сторону: тематика коммуникационной деятельности все чаще сводится в сторону общественных и социальных проблем, вопросов здравоохранения и образования, задач культурного и духовного наследия. Проповеди – тексты, которые рождаются в конфессиональной среде, своеобразным образом сочетают канонические цели утверждения защиты веры с оценкой актуальных жизненных ситуаций и с поиском адекватных этой ситуации средств коммуникации. Одной проповедью сегодня в храме уже не обойтись. Возникает огромное множество коммуникационных каналов, коммуникационных инструментов и средств.
Модификация PR-деятельности в конфессиональной среде заключается также и в том, что появляются новые PR-акции, которые не использовались в обычной среде, внедряются новые технологии, которые ранее не испытывались, возникают новые межкоммуникационные взаимодействия. Конфессиональные связи с общественностью определенно не являются отражением классического светского паблик рилейшнз. Сама суть такой организации порождает специфические изменения в PR-деятельности, однако не без влияния условий современной реальности.
Как упоминалось выше, христианская церковь – это древнейший институт, опирающийся на многовековые традиции и догматические каноны. Однако можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях эта конфессиональная организация продолжает развивать свои функции, фактически трансформируя канонические действия (то есть литургические акты и церковные обряды, зафиксированные в Священном Писании: причисление к лику святых, богослужебная деятельность, проповеди, первосвятительское слово) в сферу связей с общественностью (начиная от социальной активности церкви, участия церковнослужителей в светских мероприятиях до телевизионной трансляции праздничных богослужений с комментариями специалиста).
Все неканонические действия церкви в сфере социальных отношений имеют гуманно-центрическую основу, человекоцентрическую основу: церковь обращается к тем проблемам социальной жизни, которые касаются жизни отдельного человека и стимулируют его духовное развитие, совершенствование и духовное самоопределение.
Освещение домовых храмов
в больницах, учебных заведениях
– по сути, действие канонического
характера, но в то же время и особые
отношения с общественностью. То
же касается и открытия приходских
церковных школ или введения в
программу образовательной
Внешнее активное воздействие PR-технологий в коммуникационной деятельности церкви вполне реально, но существует определенный фильтр, рубеж, который не позволяет светским средствам PR завоевывать церковное пространство беспрепятственно: церковные каноны, правила, специфика церковной деятельности отсеивают чужеродные технологии, а также полностью исключают использование «черных» PR-технологий.
Еще в первом веке ученик святого апостола Павла святой Дионисий Ареопагит утверждал, что чистым целям должны соответствовать чистые средства. Сознательное искажение правды или сомнительный агитационный призыв, развязывающий информационную войну, не допустимы в реализации даже самых многообещающих и эффективных PR-программ. Конечно, во многом эта специфика деятельности церковных PR-структур, четко соблюдающая нравственные нормы и канонические правила, значительно ограничила бы выбор инструментов для светского PR-технолога. Любое проявление PR-инициативы здесь должно пройти апробацию в вышестоящей по иерархии инстанции или уполномоченными органами церковного управления. Дело в том, что все церковные отделы и структуры руководствуются Уставом Русской православной церкви, постановлениями Соборов и Синодов Московского патриархата, «Основами социальной концепции Русской православной церкви». PR-служба в церковной структуре, несмотря на свою деятельность в мире информации, медиасреде, прежде всего является частью церкви, следовательно, подчиняется ее законам, а также несет на себе печать традиций, принятых в церкви, соблюдает церковный этикет и морально-этические нормы христианства.
Формы, используемые PR и пресс-службами церкви, – те же, что и в светских организациях, но их содержание и внутреннее наполнение делает их отличными от нецерковных структур. Например, пресс-тур в монастырь отличается от обычного пресс-тура внутренним содержанием, так как отчасти становится паломничеством. Поскольку церковный мир для светского человека часто оказывается совершенно незнакомым, и журналисты здесь не исключение, существенным моментом работы церковных PR-отделов становится ознакомление и обучение представителей СМИ основным правилам церковного этикета – обязательный инструктаж, касающийся правил поведения на богослужении, а также правил употребления церковных терминов.
Модификация PR-деятельности в конфессиональной среде – это следствие внутренних закономерностей развития церкви как общественного, духовного института. Истоки этой модификации, очевидно, не стоит искать в тенденциях современной PR-активности. В нашем случае они лежат в основе саморазвития церкви. Однако сама адаптация PR-технологий в церковную среду – процесс противоречивый, в котором существуют свои проблемы и несовершенства.
В мае 2010 г., в День славянской письменности и культуры, в центре Москвы состоялось сорокатысячное молодежное шествие10, которое возглавили патриархи Константинопольский Варфоломей и Московский и всея Руси Кирилл. С одной стороны, это мероприятие можно отнести к каноническому действу под названием «крестный ход», потому как оно полностью соответствует православной традиции, по которой испокон веков в дни памяти прославленных святых верующие после богослужения выходили из храма и вместе со своим пастырем обходили с иконами окрестности. Однако именно на этом примере мы можем наблюдать, как церковь адаптируется к современным общественным условиям, использует привычные в светском обществе технологии (участие в каноническом действии молодежных движений) и в то же время становится предметом ряда критических материалов в СМИ и обостренно-раздраженной реакции некоторых представителей общественности. Очевидно, сегодня присутствие церкви в светской жизни еще слишком непривычно, и, когда даже в самых благих миссионерских целях она осваивает PR-технологии, на нее неминуемо падает негативная тень стереотипной роли PR.
Тем не менее сегодня квалифицированные связи с общественностью нужны церковной среде, необходимость в этом признают многие представители церковноначалия и главы синодальных структур. Однако эта PR-деятельность должна обладать церковной интерпретацией, в которой будет до деталей учтена инерция восприятия этих технологий в массовом сознании. Сегодня часто получается так, что использование светских PR-технологий такой консервативной, патриархальной организацией, как церковь, может невольно навредить ее непререкаемой, складывавшейся веками репутации.
Таким образом, модификация PR-деятельности – это процесс, связанный с критическим освоением PR-технологий. Некоторые представители современного PR-сообщества видят нецелесообразным и стадионный формат общения архипастыря с молодежью, что противоречит сакральному, в определенной мере интимному, внутреннему содержанию веры. Однако, с другой стороны, это можно считать еще одним заблуждением, связанным с длительным отрывом общества от христианской жизни и, как следствие, стереотипным, шаблонным восприятием церкви. «Апостолы, апологеты, епископы первых веков христианства – все они проповедовали в самых неожиданных местах, говорили прямым, понятным для человека того времени языком, – говорит протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества, в ответ на аналогичный вопрос о практике церкви проводить массовые акции на стадионах. – И совершенно неверно отождествлять церковность с теплохладностью, с привычкой к округлым, ничего не говорящим фразам, с посещением только “приличных” мест и людей, с чинным восседанием среди тех, кто тебе приятен и кто никогда не задаст неудобного вопроса. Это не имеет ничего общего с православной культурой, это всего лишь инерция подневольного поведения, сформированного советскими гонениями на церковь. В этом смысле и идти на стадионы, и выступать перед молодежью, и общаться с самыми разными людьми: с неверующими, с недругами церкви или даже с наркоманами, проститутками, алкоголиками – все это значит поступать по-церковному, по-православному. Ведь Христос разговаривал со всеми, за что и был обличаем фарисеями. Дух открытости к людям и стремление выйти на проповедь является не признаком обмирщения, а наоборот – сущностной чертой христианской жизни»11.
Паблик рилейшнз в конфессиональной
среде с неизбежностью