Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

За время редактирования «Гражданина» Достоевский создал в нем особый отдел, который назвал «Дневником писателя». В первом же номере «Гражданина» Достоевский сообщает: «Положение мое в высшей степени неопределенное. Но я буду говорить сам с собой и для собственного удовольствия в форме этого дневника, а там что бы ни вышло. Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься»1.
Сочетание мемуарного, литературно-критического, политического, обращение к литературно-историческим анекдотам и одновременно к самым злободневным проблемам общественной жизни (в том числе к бытовым уголовным процессам), даже введение в ежемесячный «Дневник» своих художественных текстов самого высокого разбора создало невероятный сплав

Файлы: 1 файл

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Витающие  в воздухе идеи материализма отравляюще действуют на молодежь, считает писатель. Снижаются критерии нравственных требований к себе, подрастающее поколение теряется, не видит цели, жизненного ориентира, и проблема эта тем более серьезна, что приводит к небывалому количеству самоубийств, среди молодых людей и даже детей: «Мы действительно видим очень много (а обилие это опять-таки своего рода загадка) самоубийств, странных и загадочных, сделанных вовсе не по нужде, не по обиде, без всяких видимых к тому причин».45

Тем не менее, писателю удается  определить мотивы, которыми руководствуются юные самоубийцы: «я несомненно убежден, что в большинстве, в целом, прямо или косвенно, эти самоубийцы покончили с собой из-за одной и той же духовной болезни - от отсутствия высшей идеи существования в душе их»46.

«Наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно»47, - пишет Достоевский. Тема «молодого самоубийства» поднимается писателем не единожды, в статьях «Кое-что о молодежи», «Вместо предисловия о Большой и Малой медведицах, о молитве великого Гете и вообще о дурных привычках», «О самоубийстве и о высокомерии» (все статьи 1876 года).  В статье «Именинник» писатель рассказывает о 12-летнем мальчике, повесившимся накануне своих именин из-за плохих отметок. «Не слишком ли много придается значения - двойкам, единицам, золотым и красным доскам, на гвоздях от которых вешаются воспитанннки? Не слишком ли много формализма и сухой бессердечности вносится у нас в дело воспитания?», - спрашивает автора «Дневника» и тут же дает ответ: «У нас есть бесспорно жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся»48.

Молодежь не верит в бессмертие души, она играет с жизнью, не ценя саму жизнь, сокрушается Достоевский: «наш индифферентизм, как современная русская болезнь, заел все души. Право, у нас теперь иной даже молится и в церковь ходит, а в бессмертие своей души не верит»49.

Еще одна «детская» проблема, описанная Достоевским в статье «Детский анекдот» -  нежелание детей учиться и как следствие, их побег из дома на улицу. Рассказ о девочке, ушедшей на улицу из интереса, или о трех гимназистах, сбежавших в Америку и пойманных за пределами города иллюстрирует общую проблему «потерянности» детей. Достоевский сравнивает разные поколения и подмечает, что о «побегах» и «приключениях» мечтали дети и ранее, но не решались, а нынешние решаются, так как «прежних связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам. Нынче же, бесспорно, связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и внутреннего, в себе самом заключающегося»50.

Серией статей о детских и молодежных проблемах Достоевский питается привлечь внимание к подрастающему поколению, к судьбе будущего России: «этот чрезвычайно интересный возраст вполне нуждается в особенном внимании столь занятых у вас педагогией педагогов и столь занятых теперь «делами» и не делами родителей»51.

Стоит упомянуть, что молодежь с энтузиазмом откликалась на статьи Достоевского, и значительную часть корреспонденции писатель получал от молодых читателей. Таким образом, автору «Дневника» удалось наладить живой диалог с подрастающим поколением и попытаться повлиять на него со страниц своего журнала и в ответах на письма52.

§ 5 Православие и инославие

 
    Публицистика «Дневника писателя» изобилует статьями и заметками о вечном поиске русским человеком духовного начала в жизни и своего Христа. Причину духовного омертвения Европы Достоевский видит «в извращении самых основ христианства в католичестве».53 Именно это привело Запад к грандиозной религиозной катастрофе в XVI веке, оно же ныне породило и великую трагедию европейской культуры. При этом Достоевский подчеркивает: «Я не про религию католическую одну говорю – но про всю идею католическую»54.

Отвергая Церковь Католическую, Достоевский в то же время решительно настаивает на необходимости Православной Церкви в качестве безусловного духовного начала жизни и носителя той истинной культуры, которую должна принести миру Россия. Протоиерей Василий Зеньковский писал: «Оцерковление всей жизни – вот тот положительный идеал, который одушевлял Достоевского и который он понимал не как внешнее подчинение всей жизни Церкви (как это именно и думало католичество), но как свободное и внутреннее усвоение жизнью во всех ее формах христианских начал»55. Но задолго до него то же самое говорил и В. Соловьев: «Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет... Церковь».56

Глубокое понимание подобных нетривиальных причинно-следственных связей и непрямолинейных закономерностей общественного развития позволяло Достоевскому еще в зародыше раскрывать нравственную половинчатость различных новоиспеченных идеалов, а точнее идолов, не искореняющих, а лишь иначе направляющих и тем усложняющих извечные пороки людей, приспосабливающихся к ним57.

Решение многих проблем видел Достоевский в вере, в обращении к православию, в следовании за идеалом Христа. Писатель сумел увидеть, что носителем духовной правды выступает народ – народ заброшенный, непонятый, используемый. К тому и звучат призывы Достоевского к единению с народом и критика революционного движения. Также, в потере веры в бессмертие души сказывается «потерянность» подрастающего поколения России. Таким образом, по мысли Достоевского,  большинство нравственных и духовных проблем России могут быть решены, если она не будет уклоняться от своего пути и следовать чужеродным течениям, если русский народ не потеряет веры и свойственного ему высокого нравственного чувства.

Заключение

 

В напряженное время всевозможных смешений и сложных сочетаний, коварных идолов и раздвоенности поведения Достоевский придавал особое значение духовной трезвости, способности распознавать еще в истоках порочные движения «натуры», нередко глубоко спрятанные под покровом самых благопристойных форм неосознанного эгоистического лицемерия, престижных видов деятельности или даже человеколюбивых идей. С личной страстью и открытостью, что предполагает сам по себе дневниковый жанр, Достоевский попытался вмешаться в общественную борьбу. «Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он - самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира»58, - писал Бердяев о Достоевском.

Публицистика Достоевского дает редкий и выразительный, но, к сожалению, недостаточно усвоенный урок многостороннего и предугадывающего понимания современной ему действительности: «пожалуй, более чем кто-либо из русских писателей он пристально всматривался в эту действительность, когда в пореформенной России совместились «жизнь разлагающаяся» и «жизнь вновь складывающаяся», когда «все вверх дном на тысячу лет»59.

На наш взгляд, одно из основных значений публицистики Достоевского в том, что автору удалось составить емкий, глубокий психологический портрет эпохи, тщательно выписанный и проанализированный, что представляет особенный интерес для современных исследователей.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

      1. Общественно-политическая ситуация России 70-80х годов характеризовалась напряженностью, способствовала многим культурным и общественным проблемам. Этико-историческая концепция «Дневника писателя» сформировалась под влиянием общественной ситуации. Моножурнал стал своеобразным зеркалом, в котором без прикрас отразились нравственный уровень и духовные метания русского народа.
      2. Духовное состояние общества оценивается Достоевским как болезненное, критическое. Среди главных проблем выделяются: разрыв и непонимание между интеллигенцией и народом, психологические противоречия душевного устройства русского народа (страсть к саморазрушению, потребность в страдании), высокий процент самоубийств среди молодежи и детей, опасность материалистического воспитания молодого поколения, вредоносное влияние на массы теории «среды», кризис православия в интеллигентских кругах.

 

Спектр тем и проблематики, отраженной Достоевским в публицистике «Дневника писателя», конечно, намного более широк, нежели нам удалось отразить в данной работе. Информационная насыщенность,  психологическая глубина и уникальность журнала требуют, на наш взгляд, дальнейших исследований, которые будут продолжены в следующих работах.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

Литература:

 

    1. Айрапетян, Р.Г. Христианские мотивы в «Дневниках писателя» и «Записных тетрадях» Ф.М. Достоевского / Р.Г. Айрапетян. – Ереван: Издательство РАУ, 2005. – 152с.
    2. Александров, М.А. Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872-1881 годах / М.А. Александров // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1990. – Т.2. - Гл. 1.
    3. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев – Praha: Изд-во YMCA-PRESS, 1923. – 135с.
    4. Волгин, И. Л. Достоевский-журналист («Дневник писателя» и русская общественность). Пособие к спецкурсу / И.Л. Волгин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 75с.
    5. Волгин, И.Л. Письма читателей к Ф.М. Достоевскому / Волгин И.Л. // Вопр. лит. – 1971. - №4.     
    6. Волгин, И.Л. Редакционный архив «Дневника писателя» / Волгин И. Л. // Рус. лит. – 1974. - №1.
    7. Волгин, И.Л. Родиться в России: Достоевский и современники: жизнь в документах / И.Л. Волгин. - М.: Книга, 1991. – 601с.
    8. Гаврилов, Б.И. История России  древнейших времен до наших дней / Б.И.Гаврилов. – М.: Новая Волна, 1999. – 576с.
    9. Гроссман, Л.П. Достоевский / Гроссман Л.П. – М.: Молодая гвардия, 1965. – 605с.
    10. Достоевский в русской критике: сб. ст. / под ред. Т. Ганжулевича. – М.: Гослитиздат, 1956. – 471с.
    11. Достоевский и его время: сб. ст. / под ред. В.Г. Базанова. – Л.: «Наука», 1971. – 368с.
    12. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский // Собр. соч. : в 10 т. – М.: 1957. – Т. 8. – 650с.   
    13. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Персонализм Достоевского. Концепция М.Бахтина / Евлампиев И.И. //  журн. Государство и право. – 2003. – № 10.
    14. Кирпотин, В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь / В.Я. Кирпотин. – М.: Гослитиздат, 1960. – 607с. 
    15. Кудрявцев, Ю.Г. Бунт или религия (о мировоззрении Достоевского) / Ю.Г. Кудрявцев. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. – 171с.
    16. Соловьев, В.С.  Первая речь в память Достоевского / В.С. Соловьев // собр. соч.: в 2 т. - М., 1988. – Т. 2. – 340с.
    17. Ф.М. Достоевский и православие: сб. ст./ под ред. Г.М. Фридлендера. – М.: «Отчий дом», 1967. – 318с.
    18. Этов, В.И. Достоевский. Очерк Творчества / Этов В.И. – М.: «Просвещение», 1968. – 384с.

 

Источники:

 

    1. Достоевский, Ф.М. Анекдот из детской жизни / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – декабрь.
    2. Достоевский, Ф.М. Влас / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1873. – ноябрь.
    3. Достоевский, Ф.М. Вместо предисловия о Большой и Малой медведицах, о молитве великого Гете и вообще о дурных привычках / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – январь.
    4. Достоевский, Ф.М. Именинник / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1877. – январь.
    5. Достоевский, Ф.М. Кое-что о молодежи / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – ноябрь.
    6. Достоевский, Ф.М. Культурные типики. Повредившиеся люди / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – апрель.
    7. Достоевский, Ф.М. Мужик Марей / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – февраль.
    8. Достоевский, Ф.М. Нечто личное / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1873. – ноябрь.
    9. Достоевский, Ф.М. О любви к народу. Необходимый контакт с народом / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – февраль.
    10. Достоевский, Ф.М. О самоубийстве и о высокомерии / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1876. – ноябрь.
    11. Достоевский, Ф.М. Пусть первые скажут. А мы пока постоим в сторонке, единственно, чтоб уму-разуму поучиться / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1873. – декабрь.
    12. Достоевский, Ф.М. Среда / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1873. – декабрь.
    13. Достоевский, Ф.М. Старые люди / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1873. – декабрь.
    14. Достоевский, Ф.М. Фома Данилов: замученный русский герой / Ф.М. Достоевский // Дневник писателя. - 1877. – январь.

 

1 Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский // Собр. соч. : в 10 т. – М.: 1957. – Т. 8. – с. 420.   

 

2 Кирпотин, В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь / В.Я. Кирпотин. – М.: Гослитиздат, 1960. – с. 27. 

 

3 Волгин, И. Л. Достоевский-журналист («Дневник писателя» и русская общественность). Пособие к спецкурсу. / И.Л. Волгин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 75с.

4 См. Гаврилов, Б.И. История России  древнейших времен до наших дней / Б.И.Гаврилов. – М.: Новая Волна, 1999. – с.320.

Информация о работе Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского