Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:01, курсовая работа
За время редактирования «Гражданина» Достоевский создал в нем особый отдел, который назвал «Дневником писателя». В первом же номере «Гражданина» Достоевский сообщает: «Положение мое в высшей степени неопределенное. Но я буду говорить сам с собой и для собственного удовольствия в форме этого дневника, а там что бы ни вышло. Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься»1.
Сочетание мемуарного, литературно-критического, политического, обращение к литературно-историческим анекдотам и одновременно к самым злободневным проблемам общественной жизни (в том числе к бытовым уголовным процессам), даже введение в ежемесячный «Дневник» своих художественных текстов самого высокого разбора создало невероятный сплав
Витающие в воздухе идеи материализма отравляюще действуют на молодежь, считает писатель. Снижаются критерии нравственных требований к себе, подрастающее поколение теряется, не видит цели, жизненного ориентира, и проблема эта тем более серьезна, что приводит к небывалому количеству самоубийств, среди молодых людей и даже детей: «Мы действительно видим очень много (а обилие это опять-таки своего рода загадка) самоубийств, странных и загадочных, сделанных вовсе не по нужде, не по обиде, без всяких видимых к тому причин».45
Тем не менее, писателю удается определить мотивы, которыми руководствуются юные самоубийцы: «я несомненно убежден, что в большинстве, в целом, прямо или косвенно, эти самоубийцы покончили с собой из-за одной и той же духовной болезни - от отсутствия высшей идеи существования в душе их»46.
«Наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно»47, - пишет Достоевский. Тема «молодого самоубийства» поднимается писателем не единожды, в статьях «Кое-что о молодежи», «Вместо предисловия о Большой и Малой медведицах, о молитве великого Гете и вообще о дурных привычках», «О самоубийстве и о высокомерии» (все статьи 1876 года). В статье «Именинник» писатель рассказывает о 12-летнем мальчике, повесившимся накануне своих именин из-за плохих отметок. «Не слишком ли много придается значения - двойкам, единицам, золотым и красным доскам, на гвоздях от которых вешаются воспитанннки? Не слишком ли много формализма и сухой бессердечности вносится у нас в дело воспитания?», - спрашивает автора «Дневника» и тут же дает ответ: «У нас есть бесспорно жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся»48.
Молодежь не верит в бессмертие души, она играет с жизнью, не ценя саму жизнь, сокрушается Достоевский: «наш индифферентизм, как современная русская болезнь, заел все души. Право, у нас теперь иной даже молится и в церковь ходит, а в бессмертие своей души не верит»49.
Еще одна «детская» проблема, описанная Достоевским в статье «Детский анекдот» - нежелание детей учиться и как следствие, их побег из дома на улицу. Рассказ о девочке, ушедшей на улицу из интереса, или о трех гимназистах, сбежавших в Америку и пойманных за пределами города иллюстрирует общую проблему «потерянности» детей. Достоевский сравнивает разные поколения и подмечает, что о «побегах» и «приключениях» мечтали дети и ранее, но не решались, а нынешние решаются, так как «прежних связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам. Нынче же, бесспорно, связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и внутреннего, в себе самом заключающегося»50.
Серией статей о детских и молодежных проблемах Достоевский питается привлечь внимание к подрастающему поколению, к судьбе будущего России: «этот чрезвычайно интересный возраст вполне нуждается в особенном внимании столь занятых у вас педагогией педагогов и столь занятых теперь «делами» и не делами родителей»51.
Стоит упомянуть, что молодежь с энтузиазмом откликалась на статьи Достоевского, и значительную часть корреспонденции писатель получал от молодых читателей. Таким образом, автору «Дневника» удалось наладить живой диалог с подрастающим поколением и попытаться повлиять на него со страниц своего журнала и в ответах на письма52.
Публицистика «Дневника писателя» изобилует
статьями и заметками о вечном поиске
русским человеком духовного начала в
жизни и своего Христа. Причину духовного
омертвения Европы Достоевский видит
«в извращении самых основ христианства
в католичестве».53 Именно это привело Запад к грандиозной
религиозной катастрофе в XVI веке, оно
же ныне породило и великую трагедию европейской
культуры. При этом Достоевский подчеркивает:
«Я не про религию католическую одну говорю
– но про всю идею католическую»54.
Отвергая Церковь Католическую, Достоевский в то же время решительно настаивает на необходимости Православной Церкви в качестве безусловного духовного начала жизни и носителя той истинной культуры, которую должна принести миру Россия. Протоиерей Василий Зеньковский писал: «Оцерковление всей жизни – вот тот положительный идеал, который одушевлял Достоевского и который он понимал не как внешнее подчинение всей жизни Церкви (как это именно и думало католичество), но как свободное и внутреннее усвоение жизнью во всех ее формах христианских начал»55. Но задолго до него то же самое говорил и В. Соловьев: «Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет... Церковь».56
Глубокое понимание подобных нетривиальных причинно-следственных связей и непрямолинейных закономерностей общественного развития позволяло Достоевскому еще в зародыше раскрывать нравственную половинчатость различных новоиспеченных идеалов, а точнее идолов, не искореняющих, а лишь иначе направляющих и тем усложняющих извечные пороки людей, приспосабливающихся к ним57.
Решение многих проблем видел Достоевский в вере, в обращении к православию, в следовании за идеалом Христа. Писатель сумел увидеть, что носителем духовной правды выступает народ – народ заброшенный, непонятый, используемый. К тому и звучат призывы Достоевского к единению с народом и критика революционного движения. Также, в потере веры в бессмертие души сказывается «потерянность» подрастающего поколения России. Таким образом, по мысли Достоевского, большинство нравственных и духовных проблем России могут быть решены, если она не будет уклоняться от своего пути и следовать чужеродным течениям, если русский народ не потеряет веры и свойственного ему высокого нравственного чувства.
В напряженное время всевозможных смешений и сложных сочетаний, коварных идолов и раздвоенности поведения Достоевский придавал особое значение духовной трезвости, способности распознавать еще в истоках порочные движения «натуры», нередко глубоко спрятанные под покровом самых благопристойных форм неосознанного эгоистического лицемерия, престижных видов деятельности или даже человеколюбивых идей. С личной страстью и открытостью, что предполагает сам по себе дневниковый жанр, Достоевский попытался вмешаться в общественную борьбу. «Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он - самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира»58, - писал Бердяев о Достоевском.
Публицистика Достоевского дает редкий и выразительный, но, к сожалению, недостаточно усвоенный урок многостороннего и предугадывающего понимания современной ему действительности: «пожалуй, более чем кто-либо из русских писателей он пристально всматривался в эту действительность, когда в пореформенной России совместились «жизнь разлагающаяся» и «жизнь вновь складывающаяся», когда «все вверх дном на тысячу лет»59.
На наш взгляд, одно из основных значений публицистики Достоевского в том, что автору удалось составить емкий, глубокий психологический портрет эпохи, тщательно выписанный и проанализированный, что представляет особенный интерес для современных исследователей.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Спектр тем и проблематики, отраженной Достоевским в публицистике «Дневника писателя», конечно, намного более широк, нежели нам удалось отразить в данной работе. Информационная насыщенность, психологическая глубина и уникальность журнала требуют, на наш взгляд, дальнейших исследований, которые будут продолжены в следующих работах.
Литература:
Источники:
1 Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский // Собр. соч. : в 10 т. – М.: 1957. – Т. 8. – с. 420.
2 Кирпотин, В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь / В.Я. Кирпотин. – М.: Гослитиздат, 1960. – с. 27.
3 Волгин, И. Л. Достоевский-журналист («Дневник писателя» и русская общественность). Пособие к спецкурсу. / И.Л. Волгин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 75с.
4 См. Гаврилов, Б.И. История России древнейших времен до наших дней / Б.И.Гаврилов. – М.: Новая Волна, 1999. – с.320.
Информация о работе Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского