Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:49, реферат
Подростковый возраст (12-16 лет) — один из самых критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. С точки зрения онтогенеза, происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Подростковая аудитория и СМИ
Выполнил: Манилов Е.А.
Томск
2013
Оглавление
Медиа сегодня занимают особое место в жизни человека, все в большей степени заполняя его культурное пространство. Жизнь современного человека протекает в информационной среде, которую невозможно представить без средств массовой информации, приобретших особую значимость в последние полвека. В связи, с чем актуальной становится проблема роли и места СМИ. Роль медиа настолько велика, что современное общество называют не только «информационным», но и «медиатизированным», т. е. в большой степени зависящим от СМИ. Расширяющееся медиа-пространство активно влияет на культурные, социальные и психологические ценности, формируя и изменяя наши установки и модели поведения. Масс — медиа сегодня представляют собой систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм, на формирование ценностных ориентации личности. Возможности медиа огромны, и эти возможности должны использоваться на благо людей, однако, иногда, с их помощью может осуществляться осознанное или неосознанное негативное воздействие на личность.
Наиболее остро проблема места и роли СМИ стоит по отношению к подросткам. Ведь, именно этот возрастной период является самым трудным, и самым ответственным периодом развития ребенка. Так как именно этот возраст характеризуется активным процессом формирования и социализации личности.
Подростковый возраст (12-16 лет)1 — один из самых критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. С точки зрения онтогенеза, происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И физические проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенсво своего тела: диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержка формирования механизмов нервной регуляции и так далее. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Это является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
На данном этапе формируется совершенно иное мышление, отличное от детского. Человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. Именно новый для подростка механизм логического мышления и объясняет рост критичности. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся новые интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. Это явление можно охарактеризовать, как желание занять свое место в мире «взрослых». В тоже время, для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие отпечаток не только на интеллектуальную сферу, но и на поведенческую. Во-первых, подросткам свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий — преувеличение или преуменьшение. Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации. Свои выводы основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Максимализм является яркой отличительной характеристикой подросткового возраста2.
Социализация подростков специфична, определяющую роль в усвоении социального опыта играют имитация и идентификация, то есть подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения. Вследствие этого, средства массовой информации являются мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм.
Одним из доминирующих видов средств массовой информации является телевидение, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками, так как для этого возрастного периода характерны: интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности.
В настоящее время роль телевидения в социализации подрастающего поколения оценивают двояко. Оно может быть как прогрессирующим фактором, так и наносить вред развитию подростка.
Касаясь участия телевидения в социализации, необходимо рассмотреть три особенности. Во-первых, практически в каждой семье есть телевизор, поэтому вовлечение подрастающего поколения в область телеискусства происходит, в отличие, например, от школы, – неформально. Этот процесс протекает в домашней среде, является частью спонтанной, нерегламентированной семейной жизни.
Во-вторых, в условиях сегодняшней коммерциализации телевидения содержание большей части фильмов определяется безотносительно к целям образования, стимулирования развития личности, социализации. Главная цель большинства фильмов – развлечение, расширение зрительской аудитории в целях извлечения максимальной прибыли.
В-третьих, дети начинают смотреть фильмы, когда они еще не в состоянии понимать даже диалоги, не говоря уже о содержании фильма в целом3. Хотя социализация не является непосредственным ориентиром, определяющим характер и содержание телевизионного производства, а прямой зрительский контакт с фильмами и телепередачами носит нерегламентированный, неформальный характер, тем не менее, телевидение нельзя не отнести к числу важных институтов социализации. Объясняется это целым рядом причин.
Психологически действие в фильме воспринимается как нечто достоверное. Процесс восприятия характеризуется такими свойствами, как эффект участия в экранном действии, отождествление с героем, проекция психологических состояний на экранные образы, что вызывает повышенную эмоциональность зрителя, чувство глубокого удовольствия.
При восприятии фильма складываются
благоприятные условия для
Телевидение обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.
На сегодняшний момент, Российское государство практически сняло с себя ответственность за качество функционирующего кинорепертуара, из которого зритель конструирует индивидуальный репертуар. Настойчивая трансляция криминальных тем ведёт к тому, что у подростков складывается мнение, что криминал в настоящее время – один из самых популярных и «освещаемых» видов деятельности. Поскольку большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности (внешности и формы поведения), велика вероятность выбора подростком криминального образа, как образца поведения. Также на телевидение происходит безмерная трансляция интимных тем, что провоцирует раннюю половую жизнь. Такое негативное влияние телевидения нельзя приписывать самой его природе, скорее неумелому его использованию. Отсюда роль семьи – научить детей правильно выбирать информацию, отсеивать бессмысленное.
Телевидение оказывает информационное воздействие, которое связано с эффективными способами передачи социального опыта, освоением различных социальных ролей. Для того, чтобы подросток разграничивал полученную информацию на «хорошую» и «плохую», необходимо влияние семьи, которая представляет собой уникальное сочетание первичной, формальной, неформальной и референтной групп, где формируются общекультурные нормативы поведения личности5. Большинство сообщений приходит к подростку не тогда, когда он находится в одиночестве или вне дома, а когда рядом с ним те же самые сообщения получают его ближайшие родственники. Таким образом, информация воспринимается, как правило, в атмосфере их оценок, реакций и комментариев. Эта психологическая атмосфера зачастую, в решающей мере, определяет эмоциональный настрой и оказывает воздействие на формирование осознанной позиции в отношеии получаемой информации.
Формы и содержание массовых информационных процессов оказывают прямое и косвенное влияние на разум, чувство и волю субъекта социального действия. Очень часто общение и объединение подростков осуществляется на основе и под влиянием деятельности СМИ, её содержания и формы, интенсивности.
Быт, досуг молодежи, а также их профессионально-трудовая и социально-политическая активность оказываются объектом воздействия телевидения, кино, газет, журналов, радио и в особенности Интернета.
Детское и
юношеское телевидение –
Основным типоформирующим признаком является характер аудитории, на которую они рассчитаны.
Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11 – 15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
Знание возрастных особенностей помогает учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитана телепередача, определяется его содержание, структура, форма, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики аудитории. Так как нас интересует только подростковая аудитория, то перейдём сразу к ней, минуя две предшествующие группы.
В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. У ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства – науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту. В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом.
В последнее время телевизионные СМИ модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать "трудные" проблемы.
Старший школьный
возраст – время
Поэтому телепрограммы
для них большое внимание уделяют
стилю жизни современной молоде
В настоящее время периодические издания выделяют, как фактор, влияющий на социализацию, несмотря на то, что чтение перестало занимать главное место в жизни подростков.
Периодические издания рассматриваются как своеобразный советчик, так как они яркие, эмоциональные, и несут в себе интересующую подростка информацию, в простом и понятном формате.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается познавательным характером и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков6. Кроме того, язык таких изданий представляет собой смесь молодежного сленга с русской речью. Для таких изданий характерна ироничность, нарочитая грубость, заимствование слов из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность. Все это значительно снижает уровень владения русским языком среди подростков.