Понятие Репортаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:05, реферат

Описание работы

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История ее помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиля», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА .......................................…………………………….....4
2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ТЕМАТИКА ЖАНРА ………………………………….........6
3. ОБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА.............…………………………...7
4. КОМПОЗИЦИЯ РЕПОРТАЖА..…………………………………………………. 9
5. ВИДЫ РЕПОРТАЖА ……………………..............................................................11
5.1. СОБЫТИЙНЫЙ РЕПОРТАЖ....................................................................11
5.2. ПРОБЛЕМНЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ) РЕПОРТАЖ.............................13
5.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ.........................14
5.4. РЕПОРТАЖ – КОММЕНТАРИЙ..............................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Файлы: 1 файл

реферат зачетный по газетному дизайну.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ (НГГУ)»

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕЛЕНИЕ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Репортаж.

(реферат) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижневартовск

2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА .......................................…………………………….....4

2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ТЕМАТИКА ЖАНРА ………………………………….........6

3. ОБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА.............…………………………...7

4. КОМПОЗИЦИЯ  РЕПОРТАЖА..…………………………………………………. 9

5. ВИДЫ РЕПОРТАЖА ……………………..............................................................11

      5.1. СОБЫТИЙНЫЙ РЕПОРТАЖ....................................................................11

      5.2. ПРОБЛЕМНЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ) РЕПОРТАЖ.............................13

      5.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  РЕПОРТАЖ.........................14

     5.4. РЕПОРТАЖ – КОММЕНТАРИЙ..............................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………………...16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.

     Джавахарлал Неру (1889-1964)

     Репортаж  является одним из наиболее излюбленных  жанров отечественных журналистов. История ее помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиля», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

       Под репортажем понимается «информационный  жанр журналистики, предметом которого  является интересное для общества  событие дня»1.

     Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной работы столь актуальна на сегодняшний день. 
 
 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА.

     Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать».2 В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги»3.

     Если  говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В.Гиляровский, М.Кольцов, Л.Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа»4.

     Так какое же можно дать определение  репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.

     Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому  жанру, так как при создании репортажа  «используется метод наглядного изображения действительности, но как  самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста»5.

     А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)»6.

     Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ – не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

     «Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события».7

     Активная  и субъективная роль журналиста состоит  и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки  зрения, эпизоды происходящего».

     «Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. – Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».

     А вот А. Кобяков даёт своё определение  репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)».

     2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ТЕМАТИКА ЖАНРА.

     Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

     Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором»8.

     Тематический  круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.9

     3. ОБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА.

     В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный  в те годы репортер «Литературной  газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно»10. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами,   репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

     К образующим элементам репортажа относятся:

  • последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
  • наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
  • предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
  • образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);
  • эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
  • активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. КОМПОЗИЦИЯ РЕПОРТАЖА.

     Слово композиция происходит от лат. Composition – составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публикационного отображения действительности – прерывисто и мозаично) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.12

     В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова В.В. пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. (В газетном репортаже – это ЛИД.) Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу.  Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания телевизионному репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно  находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения»13.

     Такова  структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может  быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных  связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ВИДЫ РЕПОРТАЖА.

     В современном репортаже с успехом  могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией. 

Информация о работе Понятие Репортаж