Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:05, реферат
Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История ее помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиля», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА .......................................…………………………….....4
2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ТЕМАТИКА ЖАНРА ………………………………….........6
3. ОБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕПОРТАЖА.............…………………………...7
4. КОМПОЗИЦИЯ РЕПОРТАЖА..…………………………………………………. 9
5. ВИДЫ РЕПОРТАЖА ……………………..............................................................11
5.1. СОБЫТИЙНЫЙ РЕПОРТАЖ....................................................................11
5.2. ПРОБЛЕМНЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ) РЕПОРТАЖ.............................13
5.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ.........................14
5.4. РЕПОРТАЖ – КОММЕНТАРИЙ..............................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………
Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы,
во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа;
во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером;
в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности.
Важны при этом, как пишет Б.Я. Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера»14.
Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический. (В телевизионной журналистике сюда ещё добавляется репортаж-комментарий.)
К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.
Чтобы
показать события в динамике, репортеру
необходимо в центр произведения
поставить самые яркие и
Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.
Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.16
Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.
Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.
Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.
В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"».
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
В
отличие от специального репортажа,
в репортаже-расследовании
Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.
Встречается в телевизионной журналистике. Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".
В
репортаже-комментарии могут
расширенный комментарий – пространное разъяснение факта;
синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей;
комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком;
полярный комментарий – толкование, разъяснение факта различными специалистами.
Во
всех этих случаях репортажный
Таким
образом, рассмотрев различные виды репортажа,
мы можем отметить, что данный жанр
можно классифицировать по различным
основаниям: по предмету отображения и
функциональному назначению (событийный,
аналитический), познавательно-тематический
(специальный, расследовательский, репортаж-комментарий).
Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж
сохраняет свою информационную природу,
даже, если в нем присутствуют элементы
анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы выяснили, что главной особенностью современного репортажа является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. А знание того, как и каким образом использовать все эти элементы произведения – одна из ступенек мастерства репортера.
Репортаж является одним из самых персонально ориентированных жанров журналистики, и ведущее место в нем занимает категория авторского «Я», которая является прочным началом в соединении разнородных структур. Именно поэтому документальное отображение действительности должно сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу наблюдаемого события.
Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское самовыявление, языковое воплощение материала и многие другие может стать хорошей предпосылкой в творческом становлении будущего репортера.
Можно с уверенностью утверждать, что репортаж — жанр не умирающий, развивающийся и перевоплощающийся, а репортер — это всегда первый очевидец события, это всегда первый информатор и первый журналист.
1. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. – М. – 2005. – 250 с.
2. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс. – 2004. – 176 с.
3. Засорина Т. Профессия-журналист. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1999. – 148 с.
4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 180 с.
5. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2005. – 188 с.
6. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб: Знание. 2000. – 128 с.
7. Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб. – 2002. – 94 с.
8. Михайлин И. Л. Основы журналистики. – К., 2003. – 86 с.
9. Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет. – 1996. – 202 с.
10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. – СПб: Аспект-Пресс. – 2006. – 160 с.
11. Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия. – М., – 1982. – 112 с.
12. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во Сабашниковых. – 1999. – 180 с.