Понятие свободы массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

В Конституции Российской Федерации записано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29). И далее: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «гарантируется свобода массовой информации». Основной закон государства очень четко и максимально понятно говорит о свободе печати и журналистской деятельности. Однако даже в самом демократическом обществе не может быть абсолютной свободы печати.
Для каждого человека основой свободной деятельности является возможность принимать решения самостоятельно, без какого-либо принуждения. Однако все мы живем в обществе, постоянно контактируем с другими людьми – в семье, на работе, на отдыхе, что, естественно, налагает определенные ограничения на нашу деятельность.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..
2. Понятие свободы массовой информации…………………………………….
3. История развития прав на свободу слова и печати………………………….
4. Правовые ограничения свободы слова……………………………………….
5. Конституционное закрепление свободы массовой информации…………...
6. Ответственность журналиста…………………………………………………
7. Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Свобода массовой информации.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………..

2. Понятие свободы массовой  информации…………………………………….

3. История развития прав  на свободу слова и печати………………………….

4. Правовые ограничения  свободы слова……………………………………….

5. Конституционное закрепление  свободы массовой информации…………...

6. Ответственность журналиста…………………………………………………

7. Список использованной  литературы…………………………………………

2

2

4

6

8

9

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее достоверных  источников информации. Они выступают  одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержания  профессиональной квалификации. Как  институт гражданского общества СМИ  являются одним из краеугольных камней современного демократического государства.

В Конституции Российской Федерации записано: «Каждому гарантируется  свобода мысли и слова» (ст. 29). И далее: «Каждый имеет право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «гарантируется свобода массовой информации». Основной закон государства очень четко и максимально понятно говорит о свободе печати и журналистской деятельности. Однако даже в самом демократическом обществе не может быть абсолютной свободы печати.

Для каждого человека основой  свободной деятельности является возможность  принимать решения самостоятельно, без какого-либо принуждения. Однако все мы живем в обществе, постоянно  контактируем с другими людьми –  в семье, на работе, на отдыхе, что, естественно, налагает определенные ограничения  на нашу деятельность. И каждый человек, и группы людей (в том числе  редакции газет, журналов, телевидения  и радио) существуют в системе  определенных отношений – экономических, социальных, политических, бытовых  и т.д. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», –  писал В.И. Ленин в 1905 г.

Профессия журналиста налагает на него особую ответственность перед  читателями, зрителями, слушателями, перед  всем обществом. Журналист в своих  материалах, рассчитанных не на частного, а на массового потребителя, анализирует  те или иные явления действительности, сообщает о тех или иных событиях, тем самым воздействует как на общественное сознание, так и на социальные институты. Поэтому от журналиста требуется высокая квалификация, понимание своей ответственности  перед обществом за качество распространяемой информации. Недостоверная, необъективная  информация может нанести существенный вред людям, ее получившим.

 

  1. Понятие свободы массовой информации.

 

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых средств  коммуникации в свободу массовой информации, по праву считается главным  принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве.

Велико разнообразие определений  свободы печати, накопившихся за последние  три с лишним века, однако элемент  самостоятельности, независимости  прессы просматривается едва ли не в любой концепции, с каких  бы позиций она ни излагалась.

Советская доктрина рассматривала  вопрос о свободе прессы исключительно  с «классовых позиций». Так, пред перестроечная  Конституция СССР 1977 г. демагогически  гарантировала свободу печати —  наряду со свободой слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстра­ций  — исключительно «в соответствии с интересами народа и в целях  укрепления и развития социалистического  строя» (ст. 50). Поскольку предназначение этой декларации ограничивалось нуждами  пропагандистского ритуала, постольку  ее юридическое содержание не определялось. Никак не конкретизировались и конституционные  гарантии свободы печати, в качестве которых назывались «широкое распространение  информации» и «возможность использования  печати, телевидения и радио». Разумеется, изложенные таким образом гарантии никакого правового содержания не имели. Впрочем, в уголовном законодательстве всегда существовали нормы, которые  при желании можно было применить  как «защитные меры» против использования  продекларированной «свободы» в  каких-то иных интересах и целях, чем было разрешено Основным Законом.

Первая попытка законодательного определения правового содержания свободы массовой информации была предпринята  в Законе СССР о печати, ст. 1 которого гласила:

«Печать и другие средства массовой информации свободны.

Свобода слова и свобода  печати, гарантированные гражданам  Конституцией СССР, означают право  высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения  информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации.

Цензура массовой информации не допускается».

Сформулированное таким  образом понятие свободы печати оставалось довольно туманным. Этот недостаток удалось отчасти преодолеть в  российском Законе «О средствах массовой информации». Такой результат был  достигнут, во-первых, благодаря развернутой  дефиниции понятия цензуры (ч. 1 ст. 3) и, во-вторых, за счет использования  «рефлексивного» определения свободы  массовой информации, при котором  объем правомочий субъектов определялся  по принципу «все что не запрещено, то разрешено».

Хотя ст. 1 Закона о СМИ  озаглавлена «Свобода массовой информации», однако в самом тексте ее о свободе  массовой информации даже не упоминается. Благодаря названию статьи вводится презумпция свободы массовой информации в Российской Федерации, то есть она  предполагается как данность. Разумеется, презумпция (от латинского praesumptio —  предположение) является здесь не только приемом юридической техники, но и — учитывая ее значение для  права массовой информации в целом  — правовым принципом. В этом смысле можно говорить о свободе массовой информации в законодательстве о СМИ как о презумпции-принципе10 .

В то же время содержание свободы массовой информации определяется в данной статье достаточно детально. Оно сводится к отсутствию ограничений  в отношении:

а) поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

б) учреждения средств массовой информации, владения, пользования  и распоряжения ими;

в) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических  устройств и оборудования, сырья  и материалов, предназначенных для  производства и распространения  продукции СМИ.

Исключения из этого общего правила могут быть сделаны, во-первых, только в законодательстве, т.е. не в  любых нормативных, а лишь в Федеральных  законах (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), а во-вторых, только в  законодательстве именно о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать  Закону о СМИ. Такое толкование с  необходимостью вытекает из сопоставления  ст.ст. 1 и 5 закона.

Кроме того, такие исключения, как будет показано ниже, должны соответствовать положениям ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 10 Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод.

Изложенные выше соображения  позволяют заключить, что свобода  массовой информации является основополагающим принципом правового регулирования  организации и деятельности СМИ, предполагающим отсутствие ограничений  в отношении: а) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; б) учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; в) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств  и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции  СМИ, за исключением ограничений, необходимых  в демократическом обществе и  установленных Федеральным законом.

 

  1. История развития прав на свободу слова и печати.

 

Русская журналистика, возникнув  по воле Петра I, являлась следствием роста национального самосознания и культуры, была насущной потребностью общества и государства. Русская печать формировалась как самостоятельный общественный институт и занимала нередко критическую позицию по отношению к власти.

Не желая видеть на страницах  газет и журналов критику в  свой адрес, правительство использовало законодательство о средствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как “цензурное” право. При Павле I впервые устанавливается официальная правительственная цензура в Петербурге, Москве, Одессе, Риге. Были назначены цензоры – чиновники управы благочестия, т.е.полицейские.

С вступлением на престол  Александра I в общественной жизни России наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколько смягчается. Вновь разрешается ввоз книг из-за границы, снимается запрет на открытие частных типографий. Николай I в 1826 г. ввёл новый устав о цензуре, который прозвали “чугунным”.

После первой русской революции  1905 г. правительство, стремясь смягчить революционные настроения, выпустило Манифест от 17 октября 1905 г. Этот документ провозгласил, правда, в самой общей форме, политические свободы. Это предопределило в частности развитие легальной многопартийной печати (до 1905 г. радикальная революционная печать формировалась за границей). Манифест даровал населению России гражданские права на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов.

Легальные большевистские издания  были закрыты, и журналистам, работавшим в этих изданиях, пришлось опять, как  и в ХIХ в., обращаться за помощью за границу. Подводя итоги можно отметить, что законодательство о СМИ Российской империи носило преимущественно запретительный характер.

После принятия Конституции  РСФСР 1918 г. в отечественной правовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с классовых позиций.

Первая попытка законодательного определения понятия “свобода печати”  была предпринята в статье 1 Закона СССР “О печати и других средствах  массовой информации” (принят12 июня 1990 года). В нём была зафиксирована  недопустимость цензуры.

Закон СССР от 12 июня 1990г. №1552-1“О печати и других средствах массовой информации” стал первым в  тысячелетней истории России законом о печати. Объявив многовековую российскую государственную  цензуру “вне закона”, он, тем самым, заложил предпосылки формирования благоприятной правовой среды для  социально необходимого отделения  СМИ  от госуда В СССР свобода печати лицемерно декларировалась как в сталинской Конституции 1936 г., так и в Брежневской 1977 г. (наряду с этим существовал институт цензуры, всевозможные "спецхраны" для книг и журналов и так далее). Первый опыт создания демократического Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" был предпринят в 1991 г. Именно там была сделана первая попытка законодательного определения свободы печати и была провозглашена недопустимость цензуры.

О радикальном послаблении  цензуры можно говорить только после  прихода к государственной власти Бориса Николаевича Ельцина.

В 1991 г. был принят Закон  Российской Федерации "О средствах  массовой информации", в котором  гарантии независимости и свободы  СМ от государства получили дальнейшее развитие. Поскольку закон писался  в те времена, когда общество только начало освобождаться от политической цензуры и идеологического тоталитаризма, основной пафос этого закона - гарантии независимости СМИ от государства, отмена цензуры, обеспечение прав журналистов  на получение достоверной информации (особенно от госчиновников) и так  далее.

Свобода массовой информации и запрет цензуры закреплены также  и в статье 29 (п.5) Конституции РФ. В этой же статье Конституции каждому  гарантируется "свобода мысли  и слова" (часть 1), "право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом" (часть 4), недопустимость принуждения человека "к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них" (часть 3). Среди конституционных  гарантий свободы массовой информации важную роль играет признание в статье 13 Конституции РФ идеологического  разнообразия.

В качестве конституционных  гарантий свободы массовой информации от государства и произвола его  чиновников, можно перечислить много  различных норм - об ответственности  должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств..., (п.3 ст.41), об открытости заседаний палат Федерального собрания (п.2 ст.100) и открытости судопроизводства (п.1 ст.123) и так далее.

По мнению критиков, приход к власти в 2000 г. Владимира Владимировича  Путина ознаменовался ужесточением цензуры. Основными источниками  политической информации стали центральные  каналы телевидения, контролируемые государством.

 

  1. Правовые ограничения свободы слова.

 

Свобода слова – гарантированная  Конституцией РФ возможность беспрепятственно выражать собственное мнение, убеждения  и взгляды в любых сферах (политике, религии, научной деятельности и  др.) в средствах массовой информации.

Свобода слова распространяется на все сферы жизнедеятельности  общества, за исключением случаев, установленных  федеральными законами.

Не являются реализацией  права на свободу слова:

1) пропаганда, возбуждающая  расовую, национальную, социальную  или религиозную рознь или  вражду (т. е. распространение  в массах воззрений, идей, учений, взглядов, относящихся к превосходству  по какому-либо признаку);

Информация о работе Понятие свободы массовой информации