Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:18, реферат
В Конституции Российской Федерации записано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29). И далее: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «гарантируется свобода массовой информации». Основной закон государства очень четко и максимально понятно говорит о свободе печати и журналистской деятельности. Однако даже в самом демократическом обществе не может быть абсолютной свободы печати.
Для каждого человека основой свободной деятельности является возможность принимать решения самостоятельно, без какого-либо принуждения. Однако все мы живем в обществе, постоянно контактируем с другими людьми – в семье, на работе, на отдыхе, что, естественно, налагает определенные ограничения на нашу деятельность.
1. Введение………………………………………………………………………..
2. Понятие свободы массовой информации…………………………………….
3. История развития прав на свободу слова и печати………………………….
4. Правовые ограничения свободы слова……………………………………….
5. Конституционное закрепление свободы массовой информации…………...
6. Ответственность журналиста…………………………………………………
7. Список использованной литературы………………………………………
2) агитация, направленная
на достижение тех же целей
(т. е. активная деятельность
среди масс посредством
Поэтому распространение вышеуказанных сведений преследуется по закону.
Эти ограничения в праве граждан на свободное выражение мнений и идей имеют своей целью:
1) соблюдение прав и
репутации других членов
2) охрану государственной
безопасности, общественного порядка,
здоровья и нравственности
Конституционные гарантии свободы слова тесно связаны со средствами массовой информации, так как именно посредством их, как правило, осуществляется распространение массовой информации среди населения, в которой и выражается свобода слова.
В РФ гарантируется свобода массовой информации, т. е. не допускается ограничение в какой бы то ни было форме:
1) поиска, получения, производства
и распространения массовой
2) образования новых средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими;
3) изготовления, приобретения,
хранения и эксплуатации
В РФ запрещается цензура массовой информации, т. е. не допускается требование от редакции средства массовой информации со стороны кого бы то ни было предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также недопустимо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Федеральными законами устанавливаются
ограничения в сфере
1) сведений для совершения
уголовно наказуемых деяний, составляющих
государственную или иную
2) в средствах массовой
информации скрытых вставок,
3) в средствах массовой
информации, а также в компьютерных
сетях сведений о способах, методах
разработки, изготовления и использования,
местах приобретения
Конституция Российской Федерации
1993 г. закрепила свободу массовой
информации в ч. 5 ст. 29, использовав
при этом краткую, но емкую формулу:
«Гарантируется свобода массовой информации.
Цензура запрещается». Обогащению содержания
свободы массовой информации служат
и другие нормы, содержащиеся в ст.
29. Так, ч. 1 гарантирует каждому свободу
мысли и слова, ч. 4 — право свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым
законным способом, ч. 3 — недопустимость
принуждения человека к выражению
своих мнений и убеждений или
отказу от них. Тем самым подчеркивается,
во-первых, относительная обособленность
этих свобод, во-вторых, их глубинная
генетическая взаимосвязь, в-третьих,
взаимодополнение их юридического содержания.
Так, в сфере массовой информации
им непосредственно
Среди конституционных гарантий
свободы массовой информации следует
назвать также свободу
В качестве конституционных
гарантий свободы массовой информации
выступают также нормы, устанавливающие
ответственность должностных
Конституцией также
Конституционные нормы определяют также разграничение полномочий в сфере массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, о чем уже говорилось выше.
Характеризуя конституционные гарантии свободы массовой информации, нельзя не упомянуть ту позитивную роль, которую играют принципы:
а) непосредственного действия конституционных норм;
б) прямой имплементации норм международного права;
в) независимости судебной власти.
Непосредственное действие
конституционных норм закреплено в
ст. 18 Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что в формуле
«Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими»
законодатель допустил юридическую
неточность (непосредственно действующими
могут быть нормы, а не права), данное
положение открывает широкие
перспективы. Оно позволяет в
правоприменительной
Ответственность журналиста за распространяемую им информацию прописана в юридических документах. Так, Федеральный закон «О средствах массовой информации» говорит не только о правах журналиста, но и о его обязанностях, о его ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности.
В российском кодексе профессиональной
этики журналиста положение о
социальной ответственности журналиста
сформулировано в первой статье первой
главы (принципы профессиональной этики).
“Журналист ответствен перед читателями,
зрителями, слушателями, а также
перед обществом в целом в
лице его конституционных институтов
за содержание сообщений, предлагаемых
им для обнародования, за правдивое
и своевременное информирование
аудитории об актуальных проблемах,
представляющих общественный интерес.
Обеспечение права граждан на
информацию - первейшая обязанность
журналиста. Недопустимо использование
СМИ в ущерб интересам
Институт ответственности СМИ за злоупотребление свободой массовой информации строится по кумулятивному принципу: если в течение 12 месяцев редакция неоднократно (два или более раз) нарушала требования ст. 4 Закона о СМИ и получала в связи с этим письменные предупреждения от регистрирующего органа, то последний вправе обратиться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ. Причем тот же Закон предусмотрел, что все периодические печатные издания должны направлять в зарегистрировавшие их государственные органы обязательные бесплатные экземпляры каждого своего выпуска (ч. 1 ст. 29). Это сделано для того, чтобы регистрирующие органы могли осуществлять мониторинг соблюдения законодательства о СМИ в деятельности редакций и своевременно реагировать, в частности, на случаи злоупотребления свободой массовой информации.
Чтобы обеспечить баланс интересов,
Закон о СМИ (ст. 61) предусмотрел возможность
обжалования редакцией
Что же касается практики применения
правил ст. 4, то она весьма неоднородна
и сравнительно невелика, хотя многочисленные
случаи злоупотребления свободой массовой
информации видны невооруженным
глазом. В подавляющем большинстве
случаев поводом для
(http://evartist.narod.ru/
(file://localhost/C:/DOCUME~1/
(file://localhost/C:/DOCUME~1/
(http://www.gumer.info/
(http://www.libma.ru/