Понятие свободы массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

В Конституции Российской Федерации записано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29). И далее: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «гарантируется свобода массовой информации». Основной закон государства очень четко и максимально понятно говорит о свободе печати и журналистской деятельности. Однако даже в самом демократическом обществе не может быть абсолютной свободы печати.
Для каждого человека основой свободной деятельности является возможность принимать решения самостоятельно, без какого-либо принуждения. Однако все мы живем в обществе, постоянно контактируем с другими людьми – в семье, на работе, на отдыхе, что, естественно, налагает определенные ограничения на нашу деятельность.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..
2. Понятие свободы массовой информации…………………………………….
3. История развития прав на свободу слова и печати………………………….
4. Правовые ограничения свободы слова……………………………………….
5. Конституционное закрепление свободы массовой информации…………...
6. Ответственность журналиста…………………………………………………
7. Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Свобода массовой информации.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

2) агитация, направленная  на достижение тех же целей  (т. е. активная деятельность  среди масс посредством выступлений,  плакатов, лозунгов, имеющая целью  распространение соответствующих  идей и взглядов о превосходстве).

Поэтому распространение  вышеуказанных сведений преследуется по закону.

Эти ограничения в праве  граждан на свободное выражение  мнений и идей имеют своей целью:

1) соблюдение прав и  репутации других членов общества;

2) охрану государственной  безопасности, общественного порядка,  здоровья и нравственности населения.

Конституционные гарантии свободы  слова тесно связаны со средствами массовой информации, так как именно посредством их, как правило, осуществляется распространение массовой информации среди населения, в которой и  выражается свобода слова.

В РФ гарантируется свобода  массовой информации, т. е. не допускается  ограничение в какой бы то ни было форме:

1) поиска, получения, производства  и распространения массовой информации;

2) образования новых средств  массовой информации, владения, пользования  и распоряжения ими; 

3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических  устройств и оборудования, сырья  и материалов, предназначенных для  производства и распространения  продукции средств массовой информации.

В РФ запрещается цензура  массовой информации, т. е. не допускается  требование от редакции средства массовой информации со стороны кого бы то ни было предварительно согласовывать  сообщения и материалы, а также  недопустимо наложение запрета  на распространение сообщений и  материалов, их отдельных частей.

Федеральными законами устанавливаются  ограничения в сфере распространения  массовой информации. Не допускается  распространение:

1) сведений для совершения  уголовно наказуемых деяний, составляющих  государственную или иную специально  охраняемую законом тайну, для  осуществления экстремистской деятельности, пропагандирующих порнографию, культ  насилия и жестокости;

2) в средствах массовой  информации скрытых вставок, воздействующих  на подсознание людей и (или)  оказывающих вредное влияние  на их здоровье;

3) в средствах массовой  информации, а также в компьютерных  сетях сведений о способах, методах  разработки, изготовления и использования,  местах приобретения наркотических  средств и психотропных веществ,  а также их пропаганды.

 

  1. Конституционное закрепление свободы массовой информации.

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила свободу массовой информации в ч. 5 ст. 29, использовав  при этом краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Обогащению содержания свободы массовой информации служат и другие нормы, содержащиеся в ст. 29. Так, ч. 1 гарантирует каждому свободу  мысли и слова, ч. 4 — право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом, ч. 3 — недопустимость принуждения человека к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них. Тем самым подчеркивается, во-первых, относительная обособленность этих свобод, во-вторых, их глубинная  генетическая взаимосвязь, в-третьих, взаимодополнение их юридического содержания. Так, в сфере массовой информации им непосредственно корреспондируют  закрепленные в ч. 1 ст. 47 Закона о  СМИ права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных  для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей  подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует  назвать также свободу экономической  деятельности и право частной  собственности, закрепленные в ст.ст. 8, 34 и 35 Конституции, а также принцип  идеологического разнообразия (ст. 13), предусматривающий, что никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Тем самым формируются  определенные защитные механизмы, чтобы  противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том  числе путем концентрации и монополизации  средств массовой информации.

В качестве конституционных  гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие  ответственность должностных лиц  за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и  здоровья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на досто­верную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость заседаний палат  Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (ч. 1ст. 123) и т. д.

Конституцией также предусмотрена  возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские  показания (ч. 2 ст. 51), что уже заранее  было предусмотрено Законом о  СМИ, закрепившем обязанность журналиста и редакции сохранять конфиденциальность информации и ее источника (ст. 41; абз. 5 ч. 1 ст. 49). Таким образом ныне преодолено противоречие между нормами Закона о СМИ и Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР, которое ранее  неоднократно выдвигалось в качестве обоснования требования законодательно обязать журналистов раскрывать источник доверительной информации органам дознания и предварительного следствия.

Конституционные нормы определяют также разграничение полномочий в сфере массовой информации между  федеральными органами государственной  власти, органами власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления, о чем уже говорилось выше.

Характеризуя конституционные  гарантии свободы массовой информации, нельзя не упомянуть ту позитивную роль, которую играют принципы:

а) непосредственного действия конституционных норм;

б) прямой имплементации  норм международного права;

в) независимости судебной власти.

Непосредственное действие конституционных норм закреплено в  ст. 18 Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что в формуле  «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»  законодатель допустил юридическую  неточность (непосредственно действующими могут быть нормы, а не права), данное положение открывает широкие  перспективы. Оно позволяет в  правоприменительной деятельности, в том числе в судебных процессах, использовать ссылки на нормы Конституции, что существенно обогащает арсенал  юридических средств защиты.

 

  1. Ответственность журналиста.

 

Ответственность журналиста за распространяемую им информацию прописана в юридических документах. Так, Федеральный закон «О средствах массовой информации» говорит не только о правах журналиста, но и о его обязанностях, о его ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности.

В российском кодексе профессиональной этики журналиста положение о  социальной ответственности журналиста сформулировано в первой статье первой главы (принципы профессиональной этики). “Журналист ответствен перед читателями, зрителями, слушателями, а также  перед обществом в целом в  лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое  и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию - первейшая обязанность  журналиста. Недопустимо использование  СМИ в ущерб интересам общества, правам и законными интересам  личности, для проповеди войны  и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования  общественным мнением и монополизации  гласности”.

Институт ответственности  СМИ за злоупотребление свободой массовой информации строится по кумулятивному  принципу: если в течение 12 месяцев  редакция неоднократно (два или более  раз) нарушала требования ст. 4 Закона о  СМИ и получала в связи с  этим письменные предупреждения от регистрирующего  органа, то последний вправе обратиться в суд с иском о прекращении  деятельности СМИ. Причем тот же Закон  предусмотрел, что все периодические печатные издания должны направлять в зарегистрировавшие их государственные органы обязательные бесплатные экземпляры каждого своего выпуска (ч. 1 ст. 29). Это сделано для того, чтобы регистрирующие органы могли осуществлять мониторинг соблюдения законодательства о СМИ в деятельности редакций и своевременно реагировать, в частности, на случаи злоупотребления свободой массовой информации.

Чтобы обеспечить баланс интересов, Закон о СМИ (ст. 61) предусмотрел возможность  обжалования редакцией вынесенных регистрирующим органом предупреждений.

Что же касается практики применения правил ст. 4, то она весьма неоднородна  и сравнительно невелика, хотя многочисленные случаи злоупотребления свободой массовой информации видны невооруженным  глазом. В подавляющем большинстве  случаев поводом для реагирования со стороны регистрирующих органов  становятся публикации, свидетельствующие  об использовании СМИ для разжигания национальной, религиозной и социальной розни. Причем, нередко регистрирующие органы не могут дать правильную юридическую  оценку рассматриваемых материалов. Как злоупотребление свободой массовой информации они порой квалифицируют  «формирование образа врага в  лице Президента Российской Федерации», «призывы к саботажу экономической  политики», «призывы к негативной реакции», «разжигание межрегиональных отно­шений», «явно некорректные и в оскорбительном тоне суждения» в адрес судов  и т.п. Наиболее характерный недостаток мотивировочной части предупреждений — когда анализу подвергаются не текст в целом, его смысл, направленность и возможное влияние на индивидуальное и общественное сознание, а отдельные  слова и фразы, взятые в отрыве от контекста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики.

(http://evartist.narod.ru/text17/0001.htm#з_05)

  1. Федотов М.А. Правовые основы журналистики.

(file://localhost/C:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/Rar$EXa0.761/book38_6.htm)

(file://localhost/C:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/Rar$EXa0.761/book38_7.htm)

  1. http://www.razlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_konstitucionnomu_gosudarstvennomu_pravu_rossii/p31.php
  2. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста.

(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Lazut/4_2.php)

  1. Бакшин В.В. Основы журналистики.

(http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/osnovy_zhurnalistiki/p6.php)

  1. Закон РФ «О СМИ».
  2. Конституция РФ.

 

 


Информация о работе Понятие свободы массовой информации