Правовое регулирование интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

ИНТЕРНЕТ - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

Файлы: 1 файл

правовое регулирование интернета.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

 
титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

ИНТЕРНЕТ - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров  в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности  свободного получения и распространения  научной, деловой, познавательной и  развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все  крупные научные и правительственные  организации мира, университеты и  бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

Интернет стал неотделимой  частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые  формы общения и обучения, коммерции  и развлечений.

Неискушенный пользователь может попасться на крючок виртуальных  мошенников, которые организуют в  Интернете многочисленные пирамиды, лотереи, липовые магазины и распродажи. Интернет предоставляет большую  свободу распространения информации, но не все пользуются этой свободой должным образом. К числу проблем  современного Интернета следует  отнести нарушения авторских  прав и распространение порнографии.

Все это происходит из-за того, что специфика Интернета  настолько велика, что действующее  законодательство на него не распространяется, а в сети совершается немало правонарушений, подчас и уголовно наказуемых. Мы рассмотрим ряд проблем связанных с правовым регулированием Интернета и защитой  авторского права в нем.

 

  1. Интернет как средство массовой коммуникации

 

Интернет  как средство массовой коммуникации сегодня достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, с ним  связанную. С целью определения  направления такого регулирования  в ряде стран проведены специальные  исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы  поведения в Интернете, обсуждаются проекты законов. «Интернациональная» природа Интернета позволяет утверждать, что проблемы законодательного регулирования деятельности в Интернете носят общий характер и одинаковы для всех стран.

Интернет (лат. inter между и англ. net(work) сеть) - глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров. Интернет стал не просто средством распространения и получения информации, предоставления различных услуг, но и средством общения. С развитием компьютерных технологий его отличительными чертами стали - доступность, массовость и анонимность. А также скорость распространения информации. В связи с этим достаточно остро встает вопрос об ответственности интернет провайдеров перед обществом за содержание своих сообщений.

Во  многих передовых странах мира, таких как США, Германия, Франция, Канада принимаются законы о регулировании передачи информации в интернете. Роль государства возрастает еще и потому, что необходимо продумать механизм ответственности за передачу информации через это средство коммуникации. События 11 сентября 2001 года, когда атаке международных террористов подверглись здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке ясно показали как взаимосвязаны государства между собой и насколько важно разработать принципы международной безопасности. Не менее важно в этой связи разработать и принципы государственного регулирования средств массовой информации и, в частности, Интернета.

Интернет, как и другие глобальные компьютерные сети, существует не в правовом вакууме, поскольку все, что с ними связано (авторы, поставщики содержания, сетевых  услуг, сетевые операторы, провайдеры доступа и конечные пользователи) - все они являются субъектами соответствующих  законов в разных странах. Уникальная черта Интернета состоит в  том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникаций, хотя и радикально отличается от массового  вещания и традиционных телекоммуникационных услуг. Этим объясняется своеобразие  его регулирования.

 

 

 

 

  1. Проблемы правового регулирования Интернета и защиты авторских прав в нем

 

Помимо  традиционных проблем реализации и  защиты авторских прав (например, проблемы плагиата) в связи с Интернетом встают и совершенно новые задачи. Одни из них касаются международного аспекта (у Интернета практически  нет границ), другие связаны с  уточнением и даже реформированием  самого авторского законодательства под  влиянием изменяющихся представлений  о некоторых категориях авторского права (контрафактность, служебное произведение).[10]

Авторское право защищает дизайн и содержание Интернет-стараницы, в том числе: ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, HTML и другие языковые ряды, списки Web-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином, и все остальные уникальные элементы материала.

Возникает ситуация, когда на единственной странице могут существовать десятки различных  авторских прав. При этом для каждого  копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

Поэтому если у вас возникло желание скопировать  информацию с Web-сайта, прежде всего следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещаемом на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, можете ли вы копировать данный материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно сделать.

Если  такое сообщение об авторском  праве отсутствует или если та операция копирования, которую вы собираетесь  совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, вам следует  получить специальное разрешение. Для  этого можно воспользоваться  электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей вас Интернет-страницы. Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной страницы. Однако существуют и случаи отказов в разрешении, в частности если речь идет об информации, касающейся собственности. Британские специалисты утверждают, что запрашивание подобных разрешений должно практиковаться даже в школах.[11]

На  некоторых сайтах используются специальные  технологии для контроля за операциями, производимыми пользователями. Так, многочисленные сайты дают возможность распечатывать страницы, но деактивируют команды «вырезать», «вставить», «сохранить как».

Копирование информации начинается с момента  просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и  сети. Если у вас уже имеется  разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с  полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В  то же время нет четких оснований  считать, что сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

Распечатка  страницы, по сути, также требует  предварительного разрешения со стороны  обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже  может быть разрешен, — стоит  лишь обратиться к пометке об авторском  праве, расположенной на данной Интернет-странице.

Следующий важный этап защиты и соблюдения авторского права в Интернете — возможность  создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или создание гипертекстовых ссылок. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML представляет собой возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя, но де-факто такая операция напоминает кражу.[12]

Закона  о гипертекстовых ссылках пока не существует. В этой ситуации можно  лишь посоветовать руководствоваться  принципами вежливости и порядочности. Прежде чем присоединиться к другому  сайту, следует предупредить об этом его разработчика через электронную  почту.

Создавая  страницу в Интернете, вы не имеете права:

• размещать на ней содержание чужих  сайтов;

• копировать и размещать информацию из различных Интернет-ресурсов для  создания собственного документа;

• копировать и объединять информацию из различных Интернет-ресурсов для  создания собственного документа;

• без разрешения включать в свой документ чужие электронные материалы, такие, как электронная почта;

• изменять текст или редактировать  чужую цифровую корреспонденцию, изменяя таким образом смысл;

• копировать и вставлять чужие  списки на свою страницу;

• копировать и вставлять логотипы, иконки и другую графику с других сайтов на свою страницу без соответствующего разрешения.

Таким образом, множество аспектов проблемы авторского права в сети Интернет ждут своего окончательного решения, а  возрастающая интеграция информационного  сервиса и Интернета требует  повышенного внимания к таким аспектам авторского права, как электронное копирование информации, ее распечатывание, создание гипертекстовых ссылок.

В настоящее время происходит переоценка подхода к правовому регулированию  Интернета, дискутируются вопросы  о новой отрасли законодательства — информационном праве, которое  закрепляет правовую охрану информации в электронных сетях.

 

  1. Электронная коммерция

 

Первая группа проблем  правового регулирования сети Интернет связана с электронной коммерцией и вызывает наибольший интерес у  законодателя. В Государственной  думе рассматривается проект закона «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных  сделках)», принят закон «Об электронной  цифровой подписи». Среди проблем  этой группы можно выделить вопросы  определения места и времени  заключения договора, достоверного определения  стороны по договору, бухгалтерского учета и налогообложения электронных  сделок, а также, в силу трансграничного  характера Интернета, вопросы применимого  права и выбора юрисдикции. Кроме  того, в сети возникают проблемы защиты информации вообще и конфиденциальной информации и коммерческой тайны  в частности.

 

  1. Электронные СМИ

 

В отдельную группу можно  выделить проблемы, связанные с существованием электронных газет и журналов, которые могут и не издаваться в традиционном понимании этого  слова, то есть на бумаге. Относятся  ли такие газеты (и вообще сайт в  Интернете) к средствам массовой информации? Если да, то подлежат ли они  регулированию как СМИ? Как тогда, например, установить объем тиража таких «изданий» и, в частности, нужно ли регистрировать их как СМИ в Министерстве печати (со стороны которого были предприняты соответствующие попытки)?

 

  1. Доменные имена

 

В области охраны промышленной собственности наиболее острые и  многочисленные споры, в том числе  и судебные, ведутся в отношении  защиты прав на товарные знаки и  фирменные наименования от нарушений, связанных с использованием доменных имен в сети Интернет.

Кажется, что у доменного  имени и товарного знака нет  ничего общего: доменное имя - электронный  адрес, а товарный знак - обозначение, отличающее товары и услуги одних  лиц от однородных товаров и услуг  других лиц. Например, обозначения «Кодак», «Fuji», «Agfa» - товарные знаки, которые используются для фототоваров. Рассмотрев более подробно можно обнаружить у товарных знаков и доменных имен достаточно много точек соприкосновения. Допустим, пользователя интересуют фототовары. Тогда он может наугад набрать www.kodak.ru и не ошибится.  Естественно, зная об этом, владельцы информационных ресурсов (сайтов) стараются подобрать такое доменное имя, которое было бы простым для угадывания, т. е. известным и отражающим содержание сайта.

Налицо функциональное сходство доменных имен и средств индивидуализации участников гражданского оборота. Как  и товарный знак, доменное имя идентифицирует некий объем информации, которая, кроме всего прочего, может содержать  сведения о продукции и производителе, иногда саму продукцию (при возможности  ее существования в цифровом виде). При помощи оригинального словесного электронного адреса пользователям  представляется возможным выделить такого рода информацию среди других однородных предложений в Интернете  и адресоваться к соответствующему информационному ресурсу. Учитывая возможность совершения сделок в  сети, можно также утверждать, что  предложенные к продаже товары могут  быть введены в гражданский оборот.

Формальное сходство объектов проявляется  в следующем:

 

  • доменное имя регистрируется владельцем информационного ресурса самостоятельно с использованием услуг специальных организаций;
  • доменные имена уникальны, то есть существование в сети аналогичного домена невозможно. Следовательно, в силу своей неповторимости словесные электронные адреса обладают различительной способностью, а это основной критерий охраноспособности товарных знаков;
  • выбор имени осуществляется владельцем домена, что характерно и для владельца товарного знака в отношении выбора соответствующего обозначения.

Возможность свободного выбора доменного имени порождает и  противоправное явление - кибер-сквоттинг (англ. -cybersquatting), означающее регистрацию доменных имен, совпадающих или сходных со средствами индивидуализации, с их последующим недобросовестным использованием как для собственных коммерческих целей, так и с целью предложения к продаже самим правообладателям средств индивидуализации. Далеко не всегда в этом случае владельцы товарных знаков добивались защиты своих прав и устранения нарушений.

Информация о работе Правовое регулирование интернета