Правовые основы издательского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

В ходе общемирового процесса информатизации, характерной особенностью которого, как известно, является возрастание роли информации и трансформации ее в важнейший ресурс экономического и социального развития, сравнимый по значимости с материей и энергией, достойное место занимает книга – уникальный информационный источник, возникший за несколько тысячелетий до нашей эры и сохранивший свои высокие достоинства посей день.

Файлы: 1 файл

реферат Друзяка.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось  немногим более 5 тыс. Серьезно изменилась картина размещения издательств  по территории Российской Федерации. Они  расположены почти в 300 городах  России (стоит вспомнить, что в  начале 90-х годов XX века не все областные  центры – нынешние субъекты Федерации  – имели у себя издательские структуры; напомним, что во всем бывшем СССР насчитывалось  не более 250 государственных издательств), причем основу издательской системы  страны составляют именно негосударственные  структуры (табл. 8и 9). Во многих городах  число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные  годы их насчитывается более ста. Основные регионы-производители книг в России – Москва и Санкт-Петербург. За посленее время выросла доля выпуска  книг почти во всех регионах России: по названиям – в Поволжском (Республика Татарстан, Саратовская, Самарская  и Волгоградская области) и Уральском  регионах (Республика Башкортостан, Челябинская и Свердловская области), в Западно-Сибирском регионе (Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Кемеровская области, Алтайский край), что отражено в таблице 10. Заметим, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, малые предприятия, это, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он близок к 30% (2004 г.), а по тиражу составляет более 67% (2004 г.) всей выпускаемой книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, – "АСТ", "Дрофа", "Олма-Пресс", "Просвещение" и "Эксмо-Пресс" – составляет около половины (49%) общего тиража по стране. Если добавить к ним еще несколько издательских домов ("Росмэн", "ИНФРА-М", "Фламинго", "Панорама", "Радуга", "Рипол Классик"), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг.

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она  носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего  книжного бизнеса к центральным  районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской  активности. Доля издательств, расположенных  в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно  в Москве и Санкт-Петербурге), в  общем объеме книгопроизводства  в России составила в 2004 г. две  трети по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр – 91%. Понятно, что подобное положение  тормозит функционирование книжного рынка  и граничит с монополизацией книжного рынка России несколькими крупными издательскими группами, затрудняет эффективное обеспечение населения  книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том  числе выпуска книг на языках народов  России, особенно в восточных районах  страны.

В начале 1990-х гг. у наших  специалистов возникли опасения, что  в связи с принятием законов  о печати и средствах массовой информации, а также из-за отмены цензуры либерализация издательской деятельности в стране приведет к  росту выпуска коммерческой литературы в ущерб социально значимым видам  изданий. К счастью, этого не произошло  – рынок востребовал те издания, на которые существует устойчивый потребительский  спрос, а государственная поддержка  СМИ и книгоиздания позволяет  удовлетворить основные разделы  этого спроса в щадящем режиме с точки зрения ценообразования.

 

 

Правовой аспект издательского  дела

Свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим  законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и  пользование достижениями культуры, свободу мысли, совести, религий, убеждений, свободу выражения мнений, научного, технического и художественного  творчества. Современная нормативная  – правовая база книгоиздания России включает в себя, помимо общих межотраслевых, особую группу основных документов, определяющих специфику жизнедеятельности отрасли. К ним можно отнести:

– нормативные документы  по авторскому праву;

– нормативные документы  по экономике и организации издательского  процесса;

– международные соглашения, действующие в России;

– государственные и отраслевые стандарты (ГОСТы, ОСТы);

– санитарные правила и  нормы (СанПиНы);

– внутриотраслевые документы (в основном инструктивного и методического  характера).

Отметим, что на данный момент отдельного закона об издательской деятельности в настоящее время нет. Попытки  разработать и провести его через  Государственную Думу оказывались  безуспешными. Поэтому порядок выпуска  периодических печатных изданий  регламентирует Закон РФ "О средствах  массовой информации", а что касается непериодических изданий, то здесь  действовало до недавнего времени  Временное положение, которое уже  утратило свою силу. В настоящее  время многие нормативные документы  всех уровней перерабатываются в  связи с изменением государственной  правовой базы. Ниже приведены основные действующие нормативные документы, имеющие значение для отрасли.

По авторскому праву:

– Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ "Четвертая  часть Гражданского кодекса РФ".

По экономике и организации  издательского процесса:

– Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации";

– Федеральный Закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";

– Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе";

– Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 177-ФЗ "Об экономической  поддержке районных (городских) газет";

– Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в  международном информационном обмене";

– Федеральная целевая  программа "Культура России (2006–2010 гг.)".

Программа принята распоряжением  Правительства Российской Федерации  № 1432-р от 15 сентября 2005 г.

Безусловно, нельзя не отметить и ряд значимых законодательных  актов, которые действовали на территории России, или в разработке которых  наша страна участвовала:

– "Временное положение  об издательской деятельности в РСФСР", утвержденное Постановлением Совета Министров  РСФСР № 211 от 17 апреля 1991 г. "О  регулировании издательской деятельности в РСФСР". Постановлением Правительства  РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении  и признании утратившими силу некоторых решений правительства  российской федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" настоящее постановление признано утратившим силу.

– Федеральный закон РФ от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной  поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Закон утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О  внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации

в связи с принятием  федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в федеральный  закон „Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Вопросы компетенции Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной  поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (за истечением срока действия) решаются Гражданским и Налоговым кодексами.

– Модельный Закон "Об издательском деле", принятый на четырнадцатом  пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ (постановление от 16 октября 1999 г. № 14-17). Данный закон принят странами-участниками  СНГ в качестве рекомендательного  и не действует на территории Российской Федерации.

– Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и  смежных правах".

Закон утратил силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона РФ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ "О  введении в действие части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации".

– Рекомендательный законодательный  акт "Об авторском праве и смежных  правах".

Акт принят постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 2 ноября 1996 г. Россия является участницей следующих международно-правовых соглашений:

– Всемирная конвенция  об авторском праве (Женевская конвенция  от 6 сентября 1952 г.; пересмотренная в  Париже, 24 июля 1971 г.). Конвенция действовала  в СССР с с 27 мая 1973 г., а в современной  России действует с 9 марта 1995 г. на основании  постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224.

– Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; пересмотрена в Париже, 24 июля 1971 г.). Конвенция  действует в России с 13 марта 1995 г. на основании постановления Правительства  РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224.

– Международная конвенция  ЮНЕСКО "Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного  характера" ("Флорентийское соглашение").

Соглашение вступило в  силу для Российской Федерации 7 октября 1994 г. Россия присоединилась к Соглашению и Протоколу к Соглашению от 26 ноября 1976 г. (Постановление Правительства  РФ "О присоединении Российской Федерации к соглашению о ввозе  материалов образовательного, научного и культурного характера и  протоколу к нему" от 6 июля 1994 г. № 795).

– Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права  и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.). Данное соглашение между странами-участниками  СНГ об обеспечении на своих территориях  выполнения международных обязательств по защите авторского права и смежных  прав, вытекающих из требований Бернской конвенции об охране литературных и  художественных произведений, Женевской  конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения  их фонограмм, Римской

конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций  телерадиовещания.

Руководствуясь действующими законодательными и нормативными актами, издательство обязано:

1. Выпускать издание на  основе договора с автором  (правопреемником) в соответствии  с законодательством об авторском  праве.

2. Размещать в каждом  издании выходные сведения в  соответствии с рекомендациями  действующего государственного  стандарта ГОСТ 7.0.4–2006 "Издания.  Выходные сведения. Общие требования  и правила оформления" и минимальным  Перечнем выходных сведений, устанавливаемым  федеральным органом. За несоблюдение  этой обязанности издательство  несет ответственность по статье 13.22 "Нарушение порядка объявления  выходных данных" Кодекса РФ  об административных правонарушениях.

3. Представлять по списку  и в установленном количестве  обязательные экземпляры изданий,  бесплатные и за плату, в  соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об  обязательном экземпляре документов". За несоблюдение этой обязанности  издательство несет ответственность  по статье 13.23 "Нарушение порядка  представления обязательного экземпляра  документов, письменных уведомлений,  уставов и договоров" Кодекса  РФ об административных правонарушениях.

4. Соблюдать ограничения  на публикацию информации, которые  установлены Конституцией Российской  Федерации, Федеральным законом  о государственной тайне в  Российской Федерации, которые  прежде всего находятся в сфере  интересов издательства, поскольку  неисполнение этой обязанности  влечет за собой судебную ответственность  и возможные финансовые затраты.  За несоблюдение этой обязанности  издатель может быть привлечен  к судебной ответственности как  нарушающий соответствующие статьи

Конституции РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной  тайне".

5. Представлять в типографию  оригинал в набор, а корректурные  оттиски на сверку и в печать  подписанными руководителем издательства.

6. Непреложной обязанностью  издательства является выполнять  договорные обязательства. Это  касается его отношений со  всеми участниками издательского  бизнеса: типографии, книготоргового  предприятия, различного рода  посредниками и финансовыми структурами  и, естественно, с авторами. Заметим  также, что в соответствии с  пунктом 17 Временного положения  об издательской деятельности "коммерческий  риск по выпуску печатных изданий  лежит на издательстве, если договором  с автором (собственником произведения) или заказчиком не предусмотрено  иное".

Издательство обладает всеми  правами, предусмотренными его уставом (положением) в рамках законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности. Согласно пункту 16 "Временного положения  об издательской деятельности" записано, что издательство вправе:

Информация о работе Правовые основы издательского дела