Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика сатирической публицистики И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики и художественно-языковых особенностей, в контексте развития советской сатирической публицистики 20-х - первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
• Выявить особенности функционирования советской сатирической публицистики в 20-е - первой половине 30-х гг. и выяснить отношение к ней со стороны идеологического руководства; дать краткую характеристику публицистическому творчеству ряда известных советских сатириков-публицистов того времени.
• Проанализировать написанные по отдельности фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, выявив их проблематику и сопоставив творческую манеру сатириков.
• Охарактеризовать основные темы и проблематику совместных фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.
• Выявить художественную специфику и языковые особенности фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.
Введение…………………………………………………………………………………...
Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова …………………………………
Фельетон – ведущий сатирический жанр в журналистике……………………..
Развитие жанра фельетона в России. Биографии И.Ильфа и Е.Петрова.……..
Глава 2. Особенности стилистики и проблематики фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………………………………………………………………………………..
2.1. Роль творчества И.Ильфа и Е.Петрова в сатирической публицистике………..
2.2. Тематическая направленность фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………….
2.3. Стилистические приемы построения фельетонов………………………………
Заключение………………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………………..
2
3
5
5
11
15
15
18
19
24
27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра мировой литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Проблематика и стилистика фельетонов
И.Ильфа и Е.Петрова.
Проверил:
доцент, кандидат филологических наук
Савельзон И.В.
Выполнил:
Студентка 301-Ж группы
Седых Д.Д.
Оренбург, 2011.
Содержание
Содержание…………………………………………………… Введение…………………………………………………………
Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова …………………………………
Глава 2. Особенности стилистики и
проблематики фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова……………………………………………………… 2.1. Роль творчества И.Ильфа и Е.Петрова в сатирической публицистике……….. 2.2. Тематическая направленность фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова……………. 2.3. Стилистические приемы построения фельетонов………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………… |
2 3
5 5 11
15 15 18 19
24
27 |
Введение
Фельетон - художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приёмов иносказания. Другими словами, фельетон - литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения. В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость, лёгкость и образность.
Фельетон может быть написан как на внутреннюю, так и на внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на внешнюю тему - освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику, мораль других стран.
Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации фельетонных типов различает фельетон документальный и фельетон проблемный. Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической оценки в этом фельетоне весьма высоки. Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре - общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным. Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение: проблемный - это не документальный, а документальный - значит, не проблемный. Но жизнь жанра противостоит такому разграничению. Проблемный фельетон тоже должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает - «обязательно должен». В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный, как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место адресному/безадресному.
Целью данной курсовой работы является характеристика сатирической публицистики И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики и художественно-языковых особенностей, в контексте развития советской сатирической публицистики 20-х - первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
• Выявить особенности функционирования советской сатирической публицистики в 20-е - первой половине 30-х гг. и выяснить отношение к ней со стороны идеологического руководства; дать краткую характеристику публицистическому творчеству ряда известных советских сатириков-публицистов того времени.
• Проанализировать написанные по отдельности фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, выявив их проблематику и сопоставив творческую манеру сатириков.
• Охарактеризовать основные темы и проблематику совместных фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.
• Выявить художественную специфику и языковые особенности фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.
Объектом настоящего исследования является советская сатирическая публицистика 20-х - первой половины 30-х гг. с точки зрения жанровой эволюции, специфики функционирования сатиры в советскую эпоху, особенностей произведений ведущих сатириков, а предметом - публицистическое творчество ярких представителей этого времени - И.Ильфа и Е.Петрова.
Для реализации поставленной цели исследования мы прибегали к следующим методам: наблюдению над эмпирическим материалом; сравнению и сопоставлению фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова друг с другом; анализу и синтезу эмпирического материала; индукции (анализ конкретных фельетонов позволил выявить общую специфику публицистического творчества рассматриваемых нами авторов).
Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова.
Фельетон всегда был объектом для оживленных обсуждений и споров. Дискуссии вызывало многое, начиная от вопроса, что считать родоначальником жанра и заканчивая вопросом о его принадлежности – художественный ли он, публицистический, ни то ни другое или нечто среднее? На самом деле фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. [15, С.5] Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.
По традиционной версии, сам термин «фельетон» родился во Франции, где в газете «JournaldesDebats» [4, С.13] читатели увидели вначале листок-вкладыш, заполненный всякими «мелочами», а затем и «подвал» с той же тематикой. Причем эта нижняя часть страницы по линии отрыва легко отделялась от самой газеты. Словом, началось все не с собственно жанра, а с места расположения материалов. Широкое распространение получил позже и другой взгляд на фельетон как на произведение, помещаемое с целью «оживления» газеты или журнала. Такое представление о фельетоне как о произведении прежде всего «занимательном» практически также снимало вопрос о его специфических жанровых признаках: любая живо написанная статья или заметка могла быть зачислена в этом случае в фельетоны.
Со временем фельетон обрёл те жанровые черты, которые позволяют «узнать» фельетон среди других художественно-публицистических произведений.
Особенностью жанра с самого начала были актуальность и неофициальность, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации, комическая направленность в ее подаче, «второй план», расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле.
Свобода жанра от жестких рамок в языке, композиции и выборе материала сделала фельетон одним из самых любимых жанров художественной публицистики.
В советской журналистике к «фельетонным» фактам относились тунеядство, спекуляция, бюрократическая волокита, халатность, недобросовестность, воровство и т.д. Фельетон был рассчитан, во-первых, на лиц, конкретно связанных с проблемами, затронутыми в отдельном фельетоне, а во-вторых, на широкий круг читателей, влияние на которых составляло едва ли не главную задачу выступления автора. Таким образом, опираясь на негативные факты, фельетонист выстраивал цепочку суждений, которые постепенно приводили читателя к мысли, что этот факт не только негативен для общества в целом, но и требует оперативного вмешательства в данную ситуацию для полного искоренения пагубного явления. Центр тяжести сюжета переносился с непосредственного изображения событий на их осмысление. Не менее важную роль в фельетоне играл талантливо поданный образ персонажей, ведь посредством их хорошей зарисовки фельетон достигал своей цели. [8, С.86]
В новое время фельетон пережил
серьезную трансформацию. В роли
«фельетонных» фактов, как правило,
выступают общественно-
Для лучшего понимания фельетона, как сложного публицистического жанра, рассмотрим что такое «фельетонный» факт и «фельетонный» образ.
«Фельетонный» факт чаще всего содержит в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного [Тертычный 2000: 267].
Исходным началом в фельетоне всегда является конкретный фактический материал, но факт в нем служит материалом для создания образа, при котором внутреннее содержание фактов и оценка выступают с полной очевидностью. Художественность или образность фельетона всегда были обязательным условием его эффективности и действенности.
Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность, обладает теми же качествами, что и образ в художественных жанрах: он эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их.
В фельетоне достоверность
Фельетонист строит свое произведение двупланово (в этом существенное отличие фельетона от статьи), возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы.
Один из главнейших законов фельетонного
жанра – ассоциативность. При
ассоциативном зачине с самого начала
привносится элемент
Движение сюжета в фельетоне, как и в произведениях «чисто» художественной прозы, совершается посредством «перебоев». Но и характер фельетонных перебоев принципиально отличается от тех, которые происходят, например, в рассказе.
Фельетон, прежде всего, — это средство
осмеяния какого-то зла. Именно в этом
качестве оно использовалось соответствующими
учредителями СМИ (в лице Агитпропа)
на протяжении многих десятков лет. Когда
у средств массовой информации появились
новые учредители в лице «денежных
мешков», всевозможных «администраций»,
«олигархов», «финансово-промышленных
групп» и тому подобных, то было бы странно
ожидать от них осмеяния тех дел,
которые творились в основном
по их воле (или неразумению) и большей
части населения России представлялись
как зло. Кроме того, на фоне всевозможных
«расследований», «сливов», бесконечного
потока компромата, с помощью которых
разные политические силы в течение
десятилетия дрались за власть, фельетон
просто не мог выглядеть «ударным»
жанром. Наступление определенной стабилизации
в стране, наметившаяся тенденция
возрождения моральных
Не в малой степени утрата современным фельетоном некогда ведущих позиций на страницах прессы объясняется и недостаточно высоким уровнем квалификации современных фельетонистов. Даже у тех из них, кто достойно представляет нынешний фельетон, нередко можно обнаружить досадные промахи.
В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический: «Сатирический конфликт не может исчерпать своеобразия фельетонного жанра. Как быть с фельетоном положительным, фельетоном грустным, фельетоном на трагическую тему, которые явно не содержат в себе сатирического конфликта?». Основное отличие конфликта в фельетоне это его публицистическая насыщенность (подробнее этот вопрос рассмотрим в следующей главе). Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом. Фельетон, как представитель малого (по объему) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно неожиданном и непривычном виде. Еще одна обязательная составляющая фельетона «наличие устойчивого образа пишущего». Словно конструктор, автор возводит из «кубиков»-фактов цельную постройку, и читатель всегда уверен, что это здание не разрушится и каждый «кирпичик» имеет свое значение и свое место. Вывод автора начинает «светиться через противоречие», переданное посредством ярких образов, особых стилистических приемов, речь о которых пойдет ниже. Конечно, далеко не всегда образ автора совпадает с образом пишущего, но бывают случаи, когда фельетоны пишутся практически «от первого лица». Яркое подтверждение этого «Литературный трамвай» И. Ильфа и Е. Петрова: «Жарко. По летнему времени трудно сочинить нечто массивное многословное, высокохудожественное, вроде «Соти». Тянет написать что-нибудь полегче, менее великое, вроде «Мадам Бовари». Такая жара, что противно вкладывать персты в язвы литературы. Не хочется придираться, допускать сатирические вольности и обобщения. Хочется посмеяться. В ужасных препирательствах прошла молодость. Мы спорили без конца. Враги говорили, что юмор это низкий жанр, что он вреден. Плача, мы возражали. Мы говорили, что юмор вроде фитина. В небольших дозах его можно давать передовому читателю». [18, С.34]
Информация о работе Проблематика и стилистика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова