Проблематика и стилистика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика сатирической публицистики И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики и художественно-языковых особенностей, в контексте развития советской сатирической публицистики 20-х - первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:
• Выявить особенности функционирования советской сатирической публицистики в 20-е - первой половине 30-х гг. и выяснить отношение к ней со стороны идеологического руководства; дать краткую характеристику публицистическому творчеству ряда известных советских сатириков-публицистов того времени.
• Проанализировать написанные по отдельности фельетоны И.Ильфа и Е.Петрова, выявив их проблематику и сопоставив творческую манеру сатириков.
• Охарактеризовать основные темы и проблематику совместных фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.
• Выявить художественную специфику и языковые особенности фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...

Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова …………………………………
Фельетон – ведущий сатирический жанр в журналистике……………………..
Развитие жанра фельетона в России. Биографии И.Ильфа и Е.Петрова.……..

Глава 2. Особенности стилистики и проблематики фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………………………………………………………………………………..
2.1. Роль творчества И.Ильфа и Е.Петрова в сатирической публицистике………..
2.2. Тематическая направленность фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………….
2.3. Стилистические приемы построения фельетонов………………………………

Заключение………………………………………………………………………………...

Список литературы………………………………………………………………………..
2
3

5
5
11


15
15
18
19

24

27

Файлы: 1 файл

Курсовая (исправлено).docx

— 71.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра мировой литературы

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Проблематика и стилистика фельетонов

И.Ильфа и Е.Петрова.

 

 

 

 

Проверил:

доцент, кандидат филологических наук

Савельзон И.В.

Выполнил:

Студентка 301-Ж группы

Седых Д.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2011. 
Содержание

 

Содержание………………………………………………………………………………..

Введение…………………………………………………………………………………...

 

Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова …………………………………

    1. Фельетон – ведущий сатирический жанр в журналистике……………………..
    2. Развитие жанра фельетона в России. Биографии И.Ильфа и Е.Петрова.……..

 

Глава 2. Особенности стилистики и  проблематики фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………………………………………………………………………………..

2.1. Роль творчества И.Ильфа и Е.Петрова в сатирической публицистике………..

2.2. Тематическая направленность фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова…………….

2.3. Стилистические приемы построения фельетонов………………………………

 

Заключение………………………………………………………………………………...

 

Список литературы………………………………………………………………………..

2

3

 

5

5

11

 

 

15

15

18

19

 

24

 

27


 

 

Введение

 

Фельетон - художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путём инверсионной ассоциативной разработки темы, с использованием приёмов иносказания. Другими словами, фельетон - литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых приёмов изложения. В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаётся известная живость, лёгкость и образность.

Фельетон может быть написан  как на внутреннюю, так и на внешнюю тему. В первом случае фельетонист обличает зло, недостатки в жизни своей страны, содействует поступательному движению общества. Фельетон на внешнюю тему - освещает факты и явления, характеризующие идеологию, политику, мораль других стран.

Наиболее распространённая и устойчивая традиция классификации фельетонных  типов различает фельетон документальный и фельетон проблемный. Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным и требования, предъявляемые к точности факта, к обоснованности критической оценки в этом фельетоне весьма высоки. Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре - общественно значимая проблема, то есть явления или типы, о которых в нём говорится, ещё бытуют в нашей жизни. Такой фельетон называют безадресным. Есть в этой классификации зерно истины, однако несовершенство её сразу же бросается в глаза. В самом деле, исходя из неё можно сделать предположение: проблемный - это не документальный, а документальный - значит, не проблемный. Но жизнь жанра противостоит такому разграничению. Проблемный фельетон тоже должен иметь конкретную фактическую основу, а документальный может основываться на исследовании проблемы. Впрочем, «может» не означает - «обязательно должен». В связи с этим противоречием деление фельетона на проблемный/документальный, как нам кажется, постепенно выходит из обращения, уступая место адресному/безадресному.

Целью данной курсовой работы является характеристика сатирической публицистики И.Ильфа и Е.Петрова с точки зрения проблематики и художественно-языковых особенностей, в контексте развития советской сатирической публицистики 20-х - первой половины 30-х гг. Нами были поставлены следующие задачи:

• Выявить особенности  функционирования советской сатирической публицистики в 20-е - первой половине 30-х  гг. и выяснить отношение к ней  со стороны идеологического руководства; дать краткую характеристику публицистическому творчеству ряда известных советских сатириков-публицистов того времени.

• Проанализировать написанные по отдельности фельетоны  И.Ильфа и Е.Петрова, выявив их проблематику и сопоставив творческую манеру сатириков.

• Охарактеризовать основные темы и проблематику совместных фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.

• Выявить художественную специфику и языковые особенности  фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова.

Объектом настоящего исследования является советская сатирическая публицистика 20-х - первой половины 30-х  гг. с точки зрения жанровой эволюции, специфики функционирования сатиры в советскую эпоху, особенностей произведений ведущих сатириков, а  предметом - публицистическое творчество ярких представителей этого времени - И.Ильфа и Е.Петрова.

Для реализации поставленной цели исследования мы прибегали  к следующим методам: наблюдению над эмпирическим материалом; сравнению  и сопоставлению фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова друг с другом; анализу и синтезу эмпирического материала; индукции (анализ конкретных фельетонов позволил выявить общую специфику публицистического творчества рассматриваемых нами авторов).

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1 Фельетон в творчестве И.Ильфа и Е.Петрова.

    1. Фельетон – ведущий сатирический жанр в журналистике.

 

Фельетон всегда был объектом для  оживленных обсуждений и споров. Дискуссии  вызывало многое, начиная от вопроса, что считать родоначальником  жанра и заканчивая вопросом о  его принадлежности – художественный ли он, публицистический, ни то ни другое или нечто среднее? На самом деле фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. [15, С.5] Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

По традиционной версии, сам термин «фельетон» родился во Франции, где  в газете «JournaldesDebats» [4, С.13] читатели увидели вначале листок-вкладыш, заполненный всякими «мелочами», а затем и «подвал» с той же тематикой. Причем эта нижняя часть страницы по линии отрыва легко отделялась от самой газеты. Словом, началось все не с собственно жанра, а с места расположения материалов. Широкое распространение получил позже и другой взгляд на фельетон как на произведение, помещаемое с целью «оживления» газеты или журнала. Такое представление о фельетоне как о произведении прежде всего «занимательном» практически также снимало вопрос о его специфических жанровых признаках: любая живо написанная статья или заметка могла быть зачислена в этом случае в фельетоны.

Со временем фельетон обрёл те жанровые черты, которые позволяют «узнать» фельетон среди других художественно-публицистических произведений.

Особенностью жанра с самого начала были актуальность и неофициальность, а отсюда преобладание оценки и интерпретации  актуальной информации, комическая направленность в ее подаче, «второй план», расширяющий  описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле.

Свобода жанра от жестких рамок  в языке, композиции и выборе материала  сделала фельетон одним из самых  любимых жанров художественной публицистики.

В советской журналистике к «фельетонным»  фактам относились тунеядство, спекуляция, бюрократическая волокита, халатность, недобросовестность, воровство и  т.д. Фельетон был рассчитан, во-первых, на лиц, конкретно связанных с проблемами, затронутыми в отдельном фельетоне, а во-вторых, на широкий круг читателей, влияние на которых составляло едва ли не главную задачу выступления автора. Таким образом, опираясь на негативные факты, фельетонист выстраивал цепочку суждений, которые постепенно приводили читателя к мысли, что этот факт не только негативен для общества в целом, но и требует оперативного вмешательства в данную ситуацию для полного искоренения пагубного явления. Центр тяжести сюжета переносился с непосредственного изображения событий на их осмысление. Не менее важную роль в фельетоне играл талантливо поданный образ персонажей, ведь посредством их хорошей зарисовки фельетон достигал своей цели. [8, С.86]

В новое время фельетон пережил  серьезную трансформацию. В роли «фельетонных» фактов, как правило, выступают общественно-политические явления: внутриполитическая обстановка в стране, международные отношения. Ведущими темами фельетонов, соответственно, становится политика, экономика, некоторые  социальные аспекты.

Для лучшего понимания фельетона, как сложного публицистического  жанра, рассмотрим что такое «фельетонный»  факт и «фельетонный» образ.

«Фельетонный» факт чаще всего содержит в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Фельетон может строиться  не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В  этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного [Тертычный 2000: 267].

Исходным началом в фельетоне  всегда является конкретный фактический  материал, но факт в нем служит материалом для создания образа, при котором  внутреннее содержание фактов и оценка выступают с  полной   очевидностью.   Художественность   или образность фельетона всегда были обязательным условием его эффективности и  действенности.

Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность, обладает теми же качествами, что и образ в художественных жанрах: он эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их.

В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием. Чаще всего факты освещаются сатирически и в фельетонах документальных, и в фельетонах, прибегающих к  обобщенным образам. Но, тем не менее, эти факты остаются практически  неизменными.

 Фельетонист строит свое произведение двупланово (в этом существенное отличие фельетона от статьи), возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы.

Один из главнейших законов фельетонного жанра – ассоциативность. При  ассоциативном зачине с самого начала привносится элемент эмоционально-образного  развития темы, поскольку она начинает раскрываться не прямо, а косвенно, опосредованно. А это в свою очередь  при переходе к исходной теме конкретного  жизненного факта может вызвать  и часто вызывает комическое противоречие на стыке двух тем.

Движение сюжета в фельетоне, как  и в произведениях «чисто»  художественной прозы, совершается  посредством «перебоев». Но и характер фельетонных перебоев принципиально  отличается от тех, которые происходят, например, в рассказе.

Фельетон, прежде всего, — это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ (в лице Агитпропа) на протяжении многих десятков лет. Когда  у средств массовой информации появились  новые учредители в лице «денежных  мешков», всевозможных «администраций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и тому подобных, то было бы странно  ожидать от них осмеяния тех дел, которые творились в основном по их воле (или неразумению) и большей  части населения России представлялись как зло. Кроме того, на фоне всевозможных «расследований», «сливов», бесконечного потока компромата, с помощью которых  разные политические силы в течение  десятилетия дрались за власть, фельетон просто не мог выглядеть «ударным»  жанром. Наступление определенной стабилизации в стране, наметившаяся тенденция  возрождения моральных ориентиров в жизни общества, несомненно, будут  способствовать укреплению позиций  фельетона.

Не в малой степени утрата современным фельетоном некогда  ведущих позиций на страницах  прессы объясняется и недостаточно высоким уровнем квалификации современных фельетонистов. Даже у тех из них, кто достойно представляет нынешний фельетон, нередко можно обнаружить досадные промахи.

В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический: «Сатирический  конфликт не может исчерпать своеобразия  фельетонного жанра. Как быть с фельетоном положительным, фельетоном грустным, фельетоном на трагическую тему, которые явно не содержат в себе сатирического конфликта?». Основное отличие конфликта в фельетоне это его публицистическая насыщенность (подробнее этот вопрос рассмотрим в следующей главе). Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом. Фельетон, как представитель малого (по объему) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно неожиданном и непривычном виде. Еще одна обязательная составляющая фельетона «наличие устойчивого образа пишущего». Словно конструктор, автор возводит из «кубиков»-фактов цельную постройку, и читатель всегда уверен, что это здание не разрушится и каждый «кирпичик» имеет свое значение и свое место. Вывод автора начинает «светиться через противоречие», переданное посредством ярких образов, особых стилистических приемов, речь о которых пойдет ниже. Конечно, далеко не всегда образ автора совпадает с образом пишущего, но бывают случаи, когда фельетоны пишутся практически «от первого лица». Яркое подтверждение этого «Литературный трамвай» И. Ильфа и Е. Петрова: «Жарко. По летнему времени трудно сочинить нечто массивное многословное, высокохудожественное, вроде «Соти». Тянет написать что-нибудь полегче, менее великое, вроде «Мадам Бовари». Такая жара, что противно вкладывать персты в язвы литературы. Не хочется придираться, допускать сатирические вольности и обобщения. Хочется посмеяться. В ужасных препирательствах прошла молодость. Мы спорили без конца. Враги говорили, что юмор это низкий жанр, что он вреден. Плача, мы возражали. Мы говорили, что юмор вроде фитина. В небольших дозах его можно давать передовому читателю». [18, С.34]

Информация о работе Проблематика и стилистика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова