Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 01:32, курсовая работа
Интервью является одним из самых сложных и востребованных жанров в современных СМИ. Причиной этого является возросший интерес к мнению конкретной личности и к самой личности. Трансляция интервью по телевидению является особо зрелищным, так как источником информации является не только звучащее слово (как, к примеру, на радио), но и зрительный контакт, жесты, мимика, внешность, а также окружающая среда(интерьер, пейзажи и т.д).
Введение (интервью, как один из самых сложных жанров …………………………………………………1
Интервью (определение, концепции и виды)…………………………………………………………4
Подготовка ведущего к интервью (Определение целей интервью, предварительное исследование, назначение встречи, время и место интервью, подготовка вопросника)…………………………5
Подготовка собеседника к интервью (основные правила «разминки» перед интервью, требования к формулировкам вопросов для интервью)…………………………………………………. …9
Заключение…………………………………………………..16
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Психологическая подготовка собеседника к интервью.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Подготовил:
Студент 2 курса бакалавриата
Научный руководитель:
Москва 2013
Введение (интервью, как один из самых сложных жанров …………………………………………………1
Введение.
Интервью является одним из самых сложных и востребованных жанров в современных СМИ. Причиной этого является возросший интерес к мнению конкретной личности и к самой личности. Трансляция интервью по телевидению является особо зрелищным, так как источником информации является не только звучащее слово (как, к примеру, на радио), но и зрительный контакт, жесты, мимика, внешность, а также окружающая среда(интерьер, пейзажи и т.д).
С самого начала своей профессиональной карьеры все без исключения журналисты сталкиваются с интервью. Поскольку, этот журналистский жанр считается сложным, то первые опыты интервьюеров не всегда бывают успешными. Начинающие журналисты часто боятся проявлять инициативу, а причины могут быть разные: страх задать компрометирующие вопросы, недостаточная подготовка или комплекс неполноценности – причин может быть много.
Помимо основной темы своей курсовой, я затронула некоторые из методов и технологий интервью, владея которыми, можно стать профессиональным интервьюером и не сталкиваться с подобными сложностями.
1.1. Интервью: определение, концепции и виды
Термин «интервью» имеет два основных значения :
Как метод сбора информации интервью известно давно. Еще в античности его использовал Сократ в своих диалогах. Геродот утверждал, что его «История» создавалась на основе сведений, полученных путем расспросов, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение. Прообразом современного интервью также являются жанровые образования, распространенные в XVIII в.: «беседы» и «разговоры».
Слово «интервью» появилось в печати в 60-80-ые годы XIX в. и получило распространение как название жанра, но не сразу превратилось в терминологическое обозначение. Такой смысл оно приобретает в России на рубеже XIX-XX вв.
Жанр - форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи [1].
Следует привести определение жанра интервью современных исследователей:
Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес [2].
Интервью – это информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей значимого вообще или в контексте случившегося события человека, причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным вопросам [3]. Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира [4].
Анализ определений позволяет нам сделать вывод, что главная задача интервью – правдиво, из достоверных источников сообщить наиболее важные сведения. Интервью обладает особой силой убедительности, так как содержит свидетельство, заявление, сообщение авторитетного лица. Таким образом, жанр интервью – эффективная форма не только подачи информации, но и убеждения. Оценка, комментарий хорошо информированного авторитетного собеседника придают интервью большую силу убедительности [1].
Метод интервью распространен в практике межличностных коммуникаций, это один из видов деятельности, с помощью которого осуществляется сбор информации журналистами. В процессе его проведения сбор информации выполняется для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей. В методическом смысле между ними много общего. Поэтому знания о методах интервью мы нередко получаем из сфер, далеких от журналистики [4]. В.Т. Третьяков в своей книге «Как стать знаменитым журналистом» определяет интервью как: «научный метод, широко используемый в социологии, психологии, (вплоть до психиатрии), политическом прогнозировании» [3].
В интервью собеседники – журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) – участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации – аудитории [4].
1.2. Подготовка ведущего к интервью
Особое внимание уделяется установлению доверительных отношений с интервьюируемым, чему способствует правильная подготовка вопросов для интервью. Таким образом, разложим работу над интервью на три последовательные стадии: подготовка (о ней и будет идти основная речь), проведение, завершение [4].
Подготовка
На первой стадии осуществляется важная работа по планированию интервью: изучаются информационные ресурсы; определяются его цели; осуществляется первый контакт с собеседником; назначаются время и место встречи; продумываются возможные риски; основная тематика вопросов и стратегия беседы.
Определение целей интервью. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Ясная картина целей должна сложиться не только у журналиста. О ней необходимо рассказать и будущему собеседнику. Для этого важно доходчиво сформулировать цели интервью (Типичное для начинающих журналистов «Не знаю, что спросить» - происходит именно от смутного представления о целях). Когда цели ясно и четко сформулированы, у вашего партнера появится чувство уверенности в том, что его поймут, выслушают и постараются донести услышанное до зрителя.
Предварительное исследование. Подготовка или экспромт – вот выбор, который должен сделать журналист перед каждой своей встречей.
Мнения двух опытных журналистов :
Анатолий Рубинов: «Естественно на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы спросите его об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного…» [5].
Урмас Отт: « Интервью с Родниной и Евстигнеевым можно считать встречами-экспромтами, к которым у меня не было достаточно времени и возможностей тщательно подготовиться. Я признаюсь сейчас в этом со спокойной совестью, поскольку мой опыт подсказывает, что от подготовки зависит многое, но не все. Люди почему-то привыкли верить в то, что если ты предварительно изрядно попотел, то твой труд должен обязательно увенчаться шедевром. Увы, это не всегда так…Я, во всяком случае, предпочту встретиться без подготовки, чем сразу признавать свое поражение, отказавшись от встречи….» [6].
Из данных высказываний делаем вывод, что каждый журналист имеет право решать сам, какой способ подготовки он выберет. Но, как показывает практика, если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. По мнению В. Т. Третьякова, «на 60% - 80% удачное интервью – это результат вашей работы с вопросами. Никто и никогда не отвечает интересно на неинтересные ему лично вопросы». [3]
В процессе поиска информации о своем герое стоит обратить внимание на правдивость источников, из которых вы берете материал. Как правило, журналисты прибегают к помощи интернета, газет, журналов и прочих источников. Все это обладает огромным количеством новостей, но, к сожалению, зачастую информация оказывается не правдивой.
Главное, что должен помнить и делать журналист – тщательно готовиться и проверять информацию на правдивость не в одном и даже не в двух источниках. Иначе, ваша профессиональная деятельность и репутация могут оказаться под вопросом.
Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой, но можно условиться об интервью и при непосредственном контакте (этот вариант наиболее беспроигрышный, так как намеченной «жертве» просто «некуда деваться» и придется принять предложение журналиста). Вот какой забавный случай произошел с журналисткой Ольгой Шаблинской, которая почти год добивалась встречи со Львом Дуровым. Ей не везло: каждый раз, когда она уславливалась об интервью, в последний момент обязательно что-нибудь происходило, и все срывалось :
« Мне срочно понадобилось уехать в Нижний Новгород, - пишет журналистка. – Билетов не было. Ворваться удалось лишь в вагон – ресторан. И тут…о чудо! Входит Лев Дуров. Когда дело дошло до песен, я пригласила Льва Константиновича на танец. Выяснилось, что едут артисты в Нижний Новгород, на открытие кинотеатра. Дуров нещадно топтал мне ноги, а я ему отомстила: «Я из АиФ. И это я вам весь год звоню!»… Через пару недель после памятного разговора в поезде Лев Константинович пригласил меня в театр на Малой Бронной на свой спектакль «Эзоп» [7].
Но все же чаще переговоры об интервью осуществляются по телефону. Такое общение имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно непременно учитывать, договариваясь о встрече. Набирая своему герою, надо иметь в виду: никто не обязан вам давать интервью. Поэтому, договариваясь с собеседником, постарайтесь избегать слова «интервью» - оно звучит слишком официально, гораздо лучше заменить его: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о..», «Давайте поговорим об этом случае..». Собеседник может привести абсолютное разные причины отказов от интервью, как ни странно, чаще всего камнем преткновения оказывается не имя самого журналиста, а репутация издания, от имени которого он выступает. Не смотря ни на что, в арсенале журналиста всегда должны быть убедительные контр-доводы. Также не стоит забывать взять у собеседника разрешение на фотосъемку, на диктофонную запись и на разговор с членами семьи [4].
Время и место интервью. Договариваясь о встрече, прислушайтесь к пожеланию собеседника. Как правило, встреча назначается на его территории (дома или на работе) в удобное для него время.
Планируя время, журналист должен учитывать специфику рабочего дня героя [4].
Подготовка вопросника. За вопросы можно садиться после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи. По результатам первого контакта станет ясно, каков ваш герой: открытый, или замкнутый, общительный или погруженный в себя. В зависимости от этого стоит продумывать первые вопросы. Вопросник стоит разработать в соответствии с целями, которые вы заранее обговорили с собеседником, когда договаривались об интервью.
Молодые журналисты всегда сомневаются, какое количество вопросов оптимально для интервью, ведь строгих планов на этот счет не существует. Все действуют по–разному: некоторым достаточно несколько записей на бумаге, кому-то для уверенности и спокойствия нужно время, чтобы записать все вопросы на бумаге, а кто-то и вовсе импровизирует. Опытные журналисты нередко вообще «держат» все вопросы в голове. В любом случае вопросник нужен – и совсем не важно в какой форме он будет [4]. В.Т.Третьяков в своей книге пишет, что для успешного интервью нужно «составить как минимум 20-30 вопросов к герою», а еще лучше «не только подготовить вопросы, но и самим письменно (ну, или хотя бы мысленно) ответить на них за интервьюируемого» [3].
Встречаются и курьезы. Вот как готовилась к первому интервью студентка факультета журналистики Е.М.: «Вопросов я придумала много. Всего 94. Естественно все я задавать не собиралась. Пришлось выбрать лишь самые интересные. В итоге получилось 52. Но на интервью я задала не более сорока. На ходу пришлось придумывать классификацию, чтобы хоть как-то структурировать беседу. Не могла же я спрашивать человека о чем придется и перемежевать вопросы о детстве с вопросами о его зрелом творчестве» [8].
И главное: разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям.
1.3 Подготовка собеседника к интервью.
По большому счету
каждое интервью – уникальный,
не имеющий аналогов акт
Информация о работе Психологическая подготовка собеседника к интервью