Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 01:32, курсовая работа
Интервью является одним из самых сложных и востребованных жанров в современных СМИ. Причиной этого является возросший интерес к мнению конкретной личности и к самой личности. Трансляция интервью по телевидению является особо зрелищным, так как источником информации является не только звучащее слово (как, к примеру, на радио), но и зрительный контакт, жесты, мимика, внешность, а также окружающая среда(интерьер, пейзажи и т.д).
Введение (интервью, как один из самых сложных жанров …………………………………………………1
Интервью (определение, концепции и виды)…………………………………………………………4
Подготовка ведущего к интервью (Определение целей интервью, предварительное исследование, назначение встречи, время и место интервью, подготовка вопросника)…………………………5
Подготовка собеседника к интервью (основные правила «разминки» перед интервью, требования к формулировкам вопросов для интервью)…………………………………………………. …9
Заключение…………………………………………………..16
Большинство людей стесняются микрофона и камеры. Чтобы помочь гостю преодолеть эти барьеры, надо обязательно уделить время для разговора перед записью или прямым эфиром. Рассказать о студии, об оборудовании: «Вы когда-нибудь до этого снимались? Нет? Давайте я вам быстренько расскажу, что тут у нас есть…». Полезен и такой прием: «Не обращайте внимание ни на камеру, ни на оператора. Просто говорите со мной. А камера будет делать свое дело…». Также, не стоит скрывать своего волнения перед собеседником. Если он поймет, что вы переживаете не меньше, чем он, это придаст ему силы.
Перед эфиром или записью желательно «разогреть» своего собеседника. Обычно обсуждаются темы, которые будут затронуты во время самого интервью. Журналист сообщает, какие вопросы задаст ему во время эфира, какие проблемы будут в фокусе внимания. Подобная подсказка необходима для того, чтобы собеседник не растерялся во время эфира, мог заранее подготовить внятный ответ. Бывают и случаи, когда некоторые журналисты поступают крайне неэтично: во время «разминки» задают один вопрос, а в эфире – другой. Конечно, определенного эффекта достичь можно: есть вероятность, что собеседник от неожиданности выпалит всю «правду-матку». Но, скорее всего, это вызовет замешательство, либо молчание. Нежелательна и чрезмерно долгая «разминка» с предварительным обсуждением всех вопросов и ответов – в этом случае будет утеряна естественность беседы.[1]
Режим прямого эфира «нарушает» некоторые законы и приемы интервью. В частности, не следует задавать много вопросов, побуждающих собеседника продолжать разговор. Уязвимы и вопросы, заданные с помощью невербальных средств мимики и жестов. В любом эфире, особенно на радио, неприемлемы паузы. Однако могут возникнуть и неизбежные паузы, например, когда эфир ведется с помощью теле - и радио- мостов. Чтобы свести эти паузы к минимуму, находящийся в студии журналист должен помогать своему собеседнику, посылая ему сигналы о том, что тот может продолжать говорить, например, в конце высказывания назвать собеседника по имени, при этом интонация должна быть вопросительная. Прямой эфир требует внимания и чистоты речи. [4]
По мнению В.Т. Третьякова «Главное – уметь задать драматургию разговора своими вопросами и тем, как вы, журналист, ведете беседу – все-таки у журналиста огромное преимущество: своими вопросами он задает темп, ритм, часто стилистику, тематику и даже проблематику разговора». [3]
Обстановка общения благоприятна тогда, когда собеседник чувствует непредвзятость, беспристрастность журналиста, видит, что его принимают таким, каков он есть, независимо от обстоятельств и занимаемого им положения в обществе. [1] Для этого интервьюер должен обладать следующими качествами:
Также для создания определенной атмосферы во время разговора корреспонденту важна психологическая подготовка. Журналисту нужно помнить о том, что задача интервью получить ответ от собеседника, а не блеснуть эрудицией самому интервьюеру, поэтому следует контролировать желание высказываться самому. [1]
Итак, вот основные
правила «разминки» перед
Большое значение в достижении эффективности создаваемого в определенной ситуации высказывания, имеет способность учитывать и реализовывать совокупность так называемых коммуникативных качеств речи. Эти качества во многом обеспечивают успешное общение, решение поставленной коммуникативной задачи. Умение найти интонацию, нужные слова в ситуации общения являются залогом успешного взаимоотношения собеседников, возникновения обратной связи. В зависимости от респондента, от целей интервью, места его проведения и издания, интервьюер должен продумывать ход беседы, заранее готовить вопросы.
В свою очередь, вопросы, задаваемые интервьюируемому лицу должны быть краткими, точными и в то же время конкретными. Во время беседы следует внимательно выслушать все, что собеседник рассказывает по данному вопросу. Диалог невозможен без восприятия и понимания речи. Слышать – физически воспринимать речь на слух, слушать – понимать воспринимаемою речь.[4]
Многократный обладатель премии "ТЭФИ" Владимир Познер считается лучшим в стране интервьюером. Свой успех он объясняет так: «…Мне кажется, я умею слушать. Я точно знаю, что в момент интервью главный – не я. Главный – тот человек, который сидит напротив….Я очень хорошо понимаю, что у меня за профессия и почему я ею занимаюсь». [11]
Одним из составляющих успешного интервью является коммуникативная точность, уместность, целесообразность, доступность, что требует знаний языковых норм. Формулировать вопрос нужно так, чтобы он был прост, точен и понятен собеседнику. К тому же журналистом учитывается уровень знаний интервьюируемого. Если же смысл непонятен, интервьюер может переформулировать вопрос, разъяснить термин. Умение грамотно формулировать вопрос – важное условие проведения интервью.
Подводя итог вышесказанному, рассмотрим требования к формулировкам вопросов для интервью:
(Из интервью с музыкантом Юрием Башметом):
- Понятное дело: альтистов много, а громких имен всего два – Башметов да…Кто второй, как думаете, Юрий Абрамович?
- Наверное, я. Первых- то как раз пруд пруди.
- Не согласен. Вы и «Альтист Данилов» - вот наша гвардия.
- Да, мне давно предлагали
Первый вопрос сформулирован намеренно неточно, поэтому интервьюер получает односложный ответ, на следующую реплику собеседник отвечает неожиданно.
Из интервью с Борисом Гребенщиковым:
- Считаете ли себя новатором?
- Хороший вопрос. Не на мировом уровне, но на уровне нашей страны – безусловно. Я не знаю, что именно имеется в виду, но я отвечаю на все возможные варианты этого вопроса.[10]
Собеседник не совсем понимает суть вопроса и об этом говорит интервьюеру.
5. Следует проявлять корректность и уважение к собеседнику.
Заключение
Интервью сегодня
является не просто одним из
жанров журналистики, оно также
распространено в практике
Психологические приемы, используемые в интервью полезны для применения и в реальной жизни. В веке коммуникаций мы должны уметь общаться, договариваться и четко доносить мысли до своего собеседника. Тем, кто владеет этими приемами, открыты почти все двери, ведь обладая коммуникативным навыком добиваться успеха в работе, в учебе, в обычной жизни намного проще.
Интервью, как журналистский
жанр – одно из самых важных. Используется
оно профессионалами как наиболее популярный
формат печатных СМИ, радио- и телевизионных
эфиров, а также и в новых, интернет - СМИ.
Список литературы
11. http://www.jewish.ru/news/
Информация о работе Психологическая подготовка собеседника к интервью