Публицистика Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: подчеркнуть значение журналистской деятельности Ломоносова в становлении российской прессы.
Задачи: 1) рассмотреть просветительские аспекты публицистики Ломоносова; 2) определить идейно – тематическое своеобразие публицистических произведений Ломоносова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

1. Редакторская и журналистская деятельность Ломоносова…………6

1.1. Ломоносов и «Санкт-Петербургские ведомости»………………..6

1.2. Ломоносов и «Московские периодические ведомости»…………9

2. Публицистика Ломоносова…………………………………………....12

2.1. Ломоносов об обязанностях журналиста…………………………12

2.2. Ломоносов и научные публикации………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………20

Литература……………………………

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

 

1. Редакторская и журналистская  деятельность Ломоносова…………6

 

  1.1. Ломоносов и «Санкт-Петербургские ведомости»………………..6

 

  1.2. Ломоносов и «Московские периодические ведомости»…………9

 

2. Публицистика Ломоносова…………………………………………....12

 

  2.1. Ломоносов об обязанностях журналиста…………………………12

 

  2.2. Ломоносов и научные публикации………………………………...17

 

Заключение…………………………………………………………………20

 

Литература…………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       В средние века полигисторами называли ученых, равно сведующих в различных областях знания, то есть разные науки знающие так довольно, что могут в них производить новые приращения. Со второй половины XVIII века после выхода в свет Великой французской энциклопедии понятие «полигистор» было заменено определением «ученый-энциклопедист». Такое определение традиционно закрепилось за Ломоносовым, первым русским ученым, продуктивно работавшим в различных областях знаний. Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании.

       Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек с разносторонними знаниями и интересами; это, в первую очередь, пропагандист новых актуальных направлений в науке и передового мировоззрения. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений, полученных в какой-то определенной области знания. К этому обязательно следует добавить широту кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, экономики, журналистики  и других отраслей знания, одним словом, почти всех вопросов, которые ставит перед ним эпоха.

       Такая способность предполагает специфический талант, существо которого лежит в умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся обычному взгляду далекими, ничем не связанными. В творчестве такого ученого научные работы тесно переплетены с пропагандой новых актуальных направлений развития знаний и разработкой их практических приложений. Последнее неизбежно приводит его к решению чисто социальных вопросов, заставляет интересоваться и активно, творчески работать в  сфере журналистики. Несложно увидеть, что все сказанное может быть полностью отнесено к Ломоносову.

       М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени в том числе и журналистики[4].

       Начало XVIII века было ярким, драматичным и противоречивым временем. Реформы Петра I имели большое прогрессивное значение. Интенсивное развитие промышленности и торговли, создание светской школы и ряд других важных изменений открывали новый этап в развитии страны. Сегодня Россия вновь переживает время бурных перемен и именно сейчас нам необходимо обратиться к опыту великого соотечественника, сумевшего поднять российскую журналистику на неведомую ранее высоту.

Редакторская и журналистская деятельность Ломоносова связана с рядом изданий, выпускавшихся в России в период 1730х – 1750х гг. Это были «Санкт-Петербургские ведомости» и их приложение «Исторические, генеалогические и географические примечания» и «Московские периодические ведомости».

       Объект  исследования – публицистическое  наследие Ломоносова.

       Предмет курсовой работы - идеи и концепции Ломоносова в сфере журналистики.

       Материал  исследования: «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Русская грамматика» и т.д.

        Цель: подчеркнуть значение журналистской  деятельности Ломоносова в становлении  российской прессы.

       Задачи: 1) рассмотреть просветительские  аспекты публицистики Ломоносова; 2) определить идейно – тематическое  своеобразие публицистических произведений  Ломоносова.

       Структура курсовой работы: введение, параграф 1 («Редакторская и журналистская деятельность М.В. Ломоносова»); параграф 2(«Публицистика М.В. Ломоносова»); заключение; литература (Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. Западов А.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков. Западов А.В. М.В. Ломоносов и журналистика. и т. д. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Редакторская и журналистская  деятельность Ломоносова.

       1.1. Ломоносов и «Санкт-Петербургские ведомости».

       В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия  в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, да и то не всякий, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если бы Ломоносова Михаила местный дьяк не научил читать и писать, а у одного крестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российская наука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого - М. В. Ломоносова[4].

Важный этап участия в русской периодической печати великого отечественного ученого М.В. Ломоносова связан с работой в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - великий русский ученый с мировым именем, поэт, художник, историк, популяризатор науки. Разработал положения, явившиеся фактически прообразом кодекса профессиональной журналистской этики.

       После смерти Петра I при его ближайших преемниках начинается реакция против петровских преобразований, делается попытка возвращения к «старине».  Многое из того, что было создано, разрушается, что было начато – консервируется. Но повернуть Россию назад, как хотела феодально– церковная знать, стало уже невозможно. Реформированное Петром государство продолжало крепнуть и развиваться.

В России складывались новые экономические отношения, росли производительные силы, расширялись торговля и промышленность, умножались связи с зарубежными странами. Все это вызывало потребность в информации, постоянную необходимость знать, как идут военные действия, – война с Швецией закончилась только в 1721 г.,– что происходит внутри страны и за ее пределами.

       С 1728 г. Издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета получила постоянное название «Санкт-Петербургские ведомости». Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1728 г. был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в таком же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет,   изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата  издания. Содержанием  номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника – сообщения о поздравлениях государя с новым годом, о производстве в чинах и награждениях[3].

       Газета  издавалась два раза в неделю, по вторникам и пятницам; за год собиралось 104–105 номеров. Кроме того, она имела «Суплемент» (добавление, дополнение – латинск.) – 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материалы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об изъятии гривенников 1726 и 1727 гг., о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т.д. В течение года было издано в качестве приложений четыре реляции – о въезде Петра IIв Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны (две).

       На протяжении всего XVIII в. «Санкт-Петербургские ведомости» не изменили своей периодичности – они продолжали выходить два раза в неделю, лишь меняя время от времени дни выхода в связи с изменениями «почтовых дней», когда из Петербурга отправлялась почта по всей Российской империи. Вскоре к иностранным и внутренним известиям прибавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д. Эти объявления содержат немалый материал для историков русской культуры, так как позволяют уточнить дату выхода той или иной книги, журнала, появления новой пьесы. Первым редактором - составителем обновленной газеты был Г.Ф. Миллер (1705–1783). Он приехал в Россию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одновременно начал преподавать латинский язык, историю и географию в академической гимназии[3].

       Работая в газете, Миллер подбирал материалы для «Санкт-Петербургских ведомостей», переводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском номеров в свет . Однако этим его участие в работе газеты не ограничивалось. В 1728 году он основал ежемесячные «Исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». В течение первого года «Примечания» выходили раз в месяц, а с 1729 года прилагались к каждому номеру «Ведомостей». С этого времени «Примечания» начинают играть роль справочного аппарата газеты – они разъясняют передаваемую информацию и печатают дополнительные сведения. «Примечания» выходили до октября 1742 года, когда Академия наук по финансовым причинам прекратила их издание.

       В 1748 г. канцелярия Академии наук назначила группу профессиональных переводчиков для отбора и перевода  сообщений из иностранных периодических и научных изданий, а редактуру «Санкт-Петербургских ведомостей» возложила на Ломоносова, прекрасно владевшего несколькими европейскими языками .При всей свое занятости Ломоносов ответственно отнесся к новому поручению и принялся руководить подбором иностранной информации, внимательно редактируя тексты. Он практически единолично руководил газетой до 1751 года, поскольку из восьми полос каждого ее номера пять-шесть занимали иностранные известия, а остальные заполнялись объявлениями. С 1728 по 1742 год «Санкт-Петербургские ведомости» выходили с популярными приложениями «Исторических, генеалогических и географических примечаний».  Это было справочное приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям», в котором поначалу печатались разнообразные статьи по вопросам истории и географии, стихи, переводы античных и новоевропейских произведений, статьи о литературе и театре. По отзывам современников, это приложение стало первым русским литературным и научно-популярным журналом. К примеру, в 1741 году Ломоносов печатает в Примечаниях свои оды, в частности, в честь победы русских войск над шведами при Вильманстранде и поздравление новой императрице Елизавете Петровне. Общий хроникальный характер заметок «Ведомостей» не изменился, но нельзя не отметить увеличение числа заметок, касающихся гражданских новостей, научных сообщений, сведений об открытиях. Заметки становятся легче для чтения,  доступнее.

     Однако в 1751 году, ссылаясь на нехватку времени, он уходит из газеты. По всей видимости, подлинными причинами ухода Ломоносова из газеты были его конфликты с Миллером и его окружением[7].

 

1.2. Ломоносов и «Московские  периодические ведомости»

 

       Ломоносов,  радеющий за русское просвещение, в начале пятидесятых годов стремился организовать в России высшую школу - университет и создать журнал для русских читателей. Ломоносов поделился с графом Шуваловым, фаворитом Елизаветы Петровны, своей идеей. В мае 1755 года был открыт Московский университет.  Вскоре Ломоносов добился для университета привилегии содержать собственную типографию, и указ об этом был подписан 5 марта 1756 г.

       Открытие университета и типографии при нем обогатило русскую периодическую печать новым изданием: 26 апреля 1756 г. вышел первый номер газеты «Московские периодические ведомости». Следовательно, своим существованием эта газета также обязана Ломоносову. Редактировал ее Анатолий Алексеевич Барсов, профессор. Затем его сменил профессор Вениаминов.

       Газета выходила два раза в месяц на восьми страницах. Несмотря на то, что основным содержанием газеты были иностранные известия, она имела определенный «университетский» отпечаток. В «Московских ведомостях» регулярно публиковались сведения о торжественных актах, новых курсах и лекциях, о диссертациях и т. д. Газета следила за успеваемостью студентов, печатала списки награжденных за успехи в науках и переводимых с курса на курс. Кроме того, в «Московских ведомостях» помещались объявления о купле-продаже, подрядах, новых книгах, велась придворная хроника[1].

3 (14) июля 1756 г. «Московские  ведомости» сообщали, что в только  что созданной библиотеке университета открыт доступ для любителей науки и чтения каждую среду и субботу с 2 до 5 часов.

       Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова — создание им так необходимых для обучения учебников и методических материалов, которых вообще не было на русском языке. Им были написаны: руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладко-речия сочиненное»; учебник «Российская грамматика», который в течение полувека был лучшим учебником для школ; книга по истории, а также переведен с латинского учебник «Экспериментальная физика для студентов».

       Одновременно с хлопотами об открытии университета Ломоносов задумывает издание научного журнала и убеждает в этой необходимости И. И. Шувалова. Несмотря на закрытие «Примечания к ведомостям» продолжали пользоваться вниманием читателей. В связи с этим Ломоносов ставит перед Шуваловым вопрос о создании нового академического журнала. Однако прошел почти год, прежде чем инициатива Ломоносова осуществилась. Первый номер журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» увидел свет в январе 1755 г. Редактором был назначен Г. Ф. Миллер.

Информация о работе Публицистика Ломоносова